Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
Партии могут быть:
– классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские);
– национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии; ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партия исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.);
– проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа (экономическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.);
–
государственно-
– формирующимися вокруг популярности политической фигуры и действующими как группы его поддержки;
– так называемыми “гротескными партиями”, вроде “партии любителей пива”, видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, не претендуя на власть.
В движении, как правило,отсутствует жесткая центра-лизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей.
Участником движения может быть любой человек, поддерживающий цель движения. В движении выбор форм собственного участия или поддержки его деятельности более широк. В современных условиях в развитии политической активности наблюдается тенденция предпочтения движений перед партиями, поскольку в партиях действует система отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологические проблемы, борьба за мир, демократизацию общества).
Таким образом, главным субъектом политической системы является государство.
Взаимоотношения государства и общественных организаций показывают, насколько общи их конечные цели и задачи, едины принципы построения и функционирования. Эти взаимоотношения строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение основного направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение политической системе.
2.
Охарактеризуйте структуру
3.
Каковы основные признаки
4. В чем особенности
5.
Каковы взаимоотношения
Тема 10.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА
Понятие “право” является одним
из сложных вопросов в юриспруденции.
Для полного раскрытия феномена
права необходимо отметить, что право
как социальный феномен и регулятор
общественных отношений появляется
еще до государства.
Поэтому термин “право” ассоциируется
со словами “правда”, “справедливость”.
И такое совпадение не случайно, поскольку
основой права являются общечеловеческие
идеи и ценности справедливости, гуманизма, равенства,
свободы.
Право в широком смысле слова представляет собой порядок в обществе, основанный на этих общечеловеческих идеях и ценностях, обеспечиваемый сознанием человека и принудительной силой государства.
С появлением государства право обрело новую характеристику, и стало выражаться в виде писанных норм, обеспеченных силой государства.
В юридическом смысле право – это система общеобяза-тельных, формально определенных юридических норм, гарантированных и санкционированных государством, регулирующих общественные отношения.
Признаки права:
а) системность, т.е. право состоит из связанных между собой в определенном порядке норм, правил поведения;
б) общеобязательность, т.е. право обязательно для всех субъектов, независимо от пола, возраста, национальности, имущества и т.д.;
в) формальная определенность, т.е. право всегда выражено в определенной форме – в виде официальных законов и иных актов;
г) связь с государством;
д) волевой характер, т.е. в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;
е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.
Регулятивность права
Право, будучи нормативным выражением
государственной воли, регулирует общественные
отношения в классовых, общесоциальных
либо иных интересах. Большинство составляющих
право норм носит представительно-
В правовых нормах моделируются возможные варианты поведения и даются образцы решения возможных дел.
Высшее общественное предназначение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.
В праве заключается большая ценность. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:
– право обладает инструментальной ценностью, придавая действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, внося тем самым элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными;
– право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;
– право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;
– право обладает способностью быть
выразителем идеи справедливости, т.е.
право выступает критерием
– право выступает источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития; особенно его ценность возрастает с историческим ходом общественного развития, в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;
– правовые подходы являются основой
и единственно возможным
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный – то, что любое право есть прежде всего регулятор; 2) содержательный – то, чьи интересы обслуживает данный регулятор.
Можно выделить следующие подходы к сущности права:
– классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;
–общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.
Необходимо различать
Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли-ваемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права человека (право на труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Наряду с правом в юридическом значении (и объек-тивным, и субъективным) существует еще и естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где-нибудь или нет; они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни.
В отличие от естественного права, право в юридическом смысле (и объективное, и субъективное) предстает как позитивное право, т.е. выраженное в законах и других источниках.
Характерные черты позитивного права:
а)оно создается людьми или общественными
образо-ваниями –
б) оно существует в виде законов и иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности, а не просто в виде мысли, идеи.
Со времени возникновения
Публичное право – это область государственных дел, т.е. устройство и деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, построенных на началах власти и подчиненности, на отношениях субординации.
К публичному праву относятся такие отрасли права, как конституционное, уголовное, административное, процес-суальное, финансовое право и др.
Частное право – это область частных дел, т.е. статуса свободной личности, институтов, построенных на началах автономии, юридического равенства субъектов,их несоподчиненности между собой.
К частному праву относятся гражданское право, частично семейное право и др.
В юридической науке существуют различные подходы к пониманию права. Их суть заключается в решении следующих вопросов. Что есть само право? Какую реальность оно отражает? Каковы сущность и назначение права в обществе?
Для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.
Среди различных подходов к пониманию права наиболее важными являются следующие.
Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Г.Кельзена характерным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Данное учение Г.Кельзена получило название “чистое” учение о праве. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.
Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т.Гоббс, Д.Локк, А.Радищев и др.) полагали, что, кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. И, следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.
Теологическая теория в своем объяснении права опиралась на божественные книги, и в первую очередь на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение.
Историческая школа права. Ее представители (Ф.Савиньи, Гуго, Г.Пухта и др.) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы же должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство.
Психологический подход. Представители (Л.И.Петражицкий, Росс, И.М.Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие “право” включают и правовое сознание, правовые эмоции людей). Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства.
Социологический подход. Представители социологической теории права (П.Эрлих, Л.Дюги, С.Н.Муромцев и др.) полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства.
Марксистский подход. Представители марксистской теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженной в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"