Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
1 этап: Др. мир и Cредние века. Период от возник. права и гос-ва (V–IV вв. до н.э.) до XV–XVI вв. Соц. стр-ра об-ва опред.правом, не равным для разл. сословий, а гос-во (чаще монархическое, чем республиканское) зависело от высшего, привилегированного сословия и состояло на страже общественно-правового неравенства. Люди в этот период делились на свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных, «своих» (граждан данного гос-ва, членов касты или сословия) и «чужих». В развитых гос., где имелись зародыши гражд. общ-ва, при определении гос-ва как «дела народного» под народом подразум. лишь малая часть общ-ва (свободные, имеющие гражданство). Попытки теорет. обоснования всеобщего правового равенства людей влекли за собой свирепые репрессии против полит.мыслителей в сословных гос-вах.
2 этап:
позднее Средневековье и
3 этап: Новое и Новейшее время. Происходит становл. и развитие гражд. (бессословного, промышл., капиталист.) общ-ва (XIX–XX вв.) – результат полит. революций в ряде стран Европы XVII–XVIII вв. Политико-правовая идеология дополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития совр.гос-ва и права гражд.общ-ва. Значительно шире получают развитие демократ. теории подчинения гос-ва народу. Обосновываются различные формы самоуправления, непосредственная и представительная демократия, выборность и ответственность должностных лиц, широкое осуществление полит. прав и свобод. Выработка и осуществл. политики происходит непосредственно народом и через зависимых от народа должностных лиц. Также развивались идеи подчинения гос-ва праву: людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Данные теории возникли еще в Др.мире, но в этот период получили особенное развитие.
2.
Полит. и правовые учения
в гос-вах Древнего Востока. В цивилизациях
Др. Востока сложился самый ранний тип
общ-ва, пришедшего на смену первобытному.
Преобладало патриар. натур. хоз-во, государст.
собственность на землю и общинное землевладение,
крайне медленным б. развитие индивид.частной
собств. Осн.население – крестьяне, объед.
в сельские общины. Привилегированное
положение занимали придворная и имуществ.
знать. На содерж. полит. идеологии сказались
традиционализм общинной жизни и незрелость
классов. Полит. мысль долгое время развив.
на основе религиозно-мифолог. мировоззрения.
Гл. место в полит. сознании раннеклассовых
обществ занимали мифы о божественном,
сверхъестественном происхождении общест.
порядков. Цари, жрецы, судьи считались
потомками или наместниками богов и наделялись
священными чертами.
Полит.
взгляды б. переплетены с
Социально-полит.
теории являлись сложными идеологическими
образованиями, сост.из религ.догм, моральных
представлений и прикладных знаний о политике
и праве. Развернутые религ.учения б. созданы
идеологами господств. сословий. Эти учения
освящали соц.неравенство, привилегии
знати, власть верхушки. Угнетенный класс
критиковал религ. догмы, искал новые формы
веры, выступал против гнета и произвола.
Их идеи оказывали значит.влияние на развитие
полит. теории. Правящие круги всегда б.
вынуждены учитывать в идеологии требования
эксплуатируемого большинства. Вследствие
эконом.отсталости, завоевательных войн
и других причин многие гос-ва Др.Востока
утратили независимость или погибли. Возникшие
в них политико-правовые учения, как правило,
не получали развития. Последовательная
преемственность истории политико-правовой
мысли сохр. лишь в Индии и Китае.
3. Политико-правовые учения в Древней Индии
В I тысячелетии до н. э. в Индии возникли брахманизм и буддизм. Это б.религ. фундамент для развития представлений о политике и праве. Оба религиозных учения уходят корнями к Ведам – сборник религиозных и ритуальных текстов. Согласно Ведам все люди произошли из тела космического великана Пуруши. Население Индии б. социально дифференцировано, жители не равны. Существ. Варны (родовые группы), представлявшие собой сословия с четко очерченными границами: брахманы, кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники и торговцы), шудры (слуги).
На основе религиозно-мифолог. представлений брахманы созд. идеологию — брахманизм. Она б. направл. на утвержд. верховенства родовой знати в складыв. гос-вах Социально-полит. идеи разл. школ брахманизма отражены в законоведческих и полит. трактатах. Политико-правовой трактат – «Законы Ману» (II в. до н.э. – II в. н.э.). Религия брахманизма содерж. догмат о перевоплощении душ: душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения либо, если он провел праведную жизнь, возродится в знатном человеке, небожителе. Каждая варна должна соблюдать дхармы – культовые, обществ. и сем. обязанности, установл. богами. Брахманам предписывалось изучение Вед, рук-во богослужениями и обучение народа религии; кшатрии – военное дело. Управление гос. и обществ. делами – привилегия двух этих варн. Вайшьи – обработка земли, выпас скота и торговля. Шудры – служение трем варнам. В брахманизме приоритет отдается свящ.писанию Ведам, регул.отн.между варнами, и излагающ.осн.правила и нормы для 3-х низших варн.
Сословная принадлеж. опред. по рождению и явл. пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали после смерти, как награда за служение богам, терпение. Идея наказания – основной принцип полит. теории, так в законах Ману «Весь мир подчиняется посредством Наказания». Гос. власть "Законы Ману" описывают как единоличное правление государя.
Трактат «Артхашастра» (IV в. до н.э.) предст.собой пособие по управл. гос-вом. Осн.положения: провозгл.божеств.власти царя, кот.явл.наместником бога на земле; наделение царя законод.полномочиями, при этом сам царь не обязан след.законам; передача царю функций по охране интересов гос-ва; призыв к жестокому подавлению выступл.против гос-ва.
Буддизм возник в VI–V вв. до н.э. Основатель Сидхартха Гаутама (Будда). В дух.сфере провозглашалось равенство всех людей, вне зависим.от их принадл. к той или иной варне. Впервые высказ.мысль о том, что ценность чел-ка в его морал.качествах. В соц.сфере сохр.неравенство, но первое место отдав. варне кшатриев. В полит.сфере: отход от участия в гос.делах, т.к.гос-во и политика счит.источн. зла и несчастий для каждого; призыв устан.в гос-ве прочную власть и стабильность, искл.вражду между племенами; передача управления гос-вом царю; появл.идей о смягчении наказания за преступления.
Будда вывел 4 благородные истины: • земная жизнь полна страданий;• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни;• от страданий можно избавиться;• существует путь, освобожд. от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Осн.цель буддизма – достижение Нирваны. Ключевые понятия Буддийской философии: 1)Сансара - поток перерождений (в ч-ка, в животного, в предмет), происх. вследствие кармы. 2)Карма- судьба ч-ка, дана свыше, чел-к в течение жизни может либо улучшить ее, либо обременить. 3)Нирвана- освобождение от страданий, состояние высшего блаженства
К пяти заповедям-ориентирам буддизма относ. след.:• не убий;• не. укради;• будь целомудренным;• не лги;• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Осн.произвед., описыв.идеи буддизма: Дигха Никайя, Типитака. Дальнейшая истор. инд. обществ. мысли связана с возникн. и утвержд. индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда др. верований. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.
4. Политическая
и правовая мысль
Древнего Китая
В VI—III вв. до н. э. Китай характер.
бурным расцветом социально-полит.концепций.
К этому привели коренные измен. в эконом.
и полит. сферах китайского общ-ва. Это
вызвано:1) появл. частной собствен. на
землю; 2)усилением имущест. дифференциации;3)
возвышением наиболее зажиточных членов
общин;4) ослаблением внутриродовых связей;5)
обострением соц. конфликтов. Страну охватывает
затяжной полит. кризис. Выдвиг. программы
мероприятий, которые позволили бы обеспечить
полит.стабильность. В общественно-полит.
мысли складыв. разл. направления и школы.
Влиятельнейшие полит. учения: даосизм,
конф-во, моизм, легизм.
Даосизм. Возник. в VI в. до н.э. Основатель Лао-цзы. Составил канонич. трактат «Книга о дао и дэ». В центре его учения - понятие дао - путь. Оно отражает правил. жизнен.ный путь чел-ка или народа, соответ. велениям неба. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естест. возник. и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Чел-ку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы чел-ку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. Конфликты и соц. бедствия вытекают из утраты людьми первоначальной связи с дао. В своих суетных желаниях и страстях они отдалились от него. Лао-Цзы говорит о возможн. передела имущ. богатых в пользу бедных общинников. Образ идеал. правителя описывается через призму принципа недеяния, т.е.мудрый государь правит не вмешиваясь активно в дела членов общ-ва.
Конф-тво. Родонач. б. Конфуций. Учение в трактате Беседы и суждения. Центр. темы - описание благородного мужа, правила человеколюбия и ритуалов. Гос-вом должны управлять мудрецы, благородные мужи под началом государя. Выделял благородных не по признакам происхожд., а по морал. качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция - это образец нравст. совершенства, чел-к, кот.всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на гос. службу. Вместо имущест. дифференциации он вводит принцип морал. заслуг и ума, кот. явл. критерием принадлежности к той или иной ступени иерархии. Благородные мужи должны воспитать в себе и распростр. везде человеколюбие (попечение о детях, уважение к старшим и т.д.). Конфуций предлагал исправления имен, т.е. восстановл. истинного, изначального смысла существ. в общ-ве титулов и вытек. из них обязанностей. "Государь должен б. государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Власть государя носит патриарх. хар-р. Правитель должен выполнять роль отца для своих подданных. Воспитывать подданных следует, увлекая собств. примером. Народ должен почитать правителя как отца и повиноваться ему. Концепция мыслителя представл.собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского гос-ва. Описание идеал. общ-ва Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормат. сис-мы гос-ва. Конфуций б. решительным противником управл. на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение трад.религиозно-морал. методов воздействия на поведение. Перечень конфуц. правил поведения охватывал предписания, касающ.выпол. ритуал. и культ. обрядов (почитания духов, культа предков),морал. наставления и нормы обычного права.