Направление реформирования современного бюджетного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в проекте Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 и на период 2011,2012 годы , опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, которые четко обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1 Бюджетная система Российской Федерации 4
1.1 Бюджет: понятие и функции 4
1.2 Состав и принципы бюджетной системы РФ 10
2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации 13
2.1 Источники формирования доходов в бюджете 13
2.2 Классификация расходов бюджета 17
2.2.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета 18
2.2.2 Методы предоставления средств из бюджета 21
3 Направление реформирования современного бюджетного устройства 26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 26
3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом 30
4 Анализ изменений Федерального бюджета РФ…………………………………32

4.1 Сравнительные характеристики параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов...………………………………………................................................................32

Заключение 37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Финасы курсовая, г.бюджет.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

                                          Содержание    

 

                                                 Введение

 

  Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета Российской Федерации и его состава. Для этого необходимо рассмотреть: перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств, образование доходов бюджета, использование бюджетных средств (расходы бюджета) и другие. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.  БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Объектом  рассмотрения в данной работе является бюджет, его состав, источники формирования доходов в бюджете, структура доходов, классификация расходов, методы предоставления средств из  бюджета, бюджетный федерализм, проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом, сравнительный анализ изменений параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

 В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в проекте Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 и на период 2011,2012  годы , опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, которые четко обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

 

    1 Бюджетная система  Российской Федерации

    1.1 Бюджет: понятие и  функции

 

     Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его  достоинства и недостатки необходимо определить, что собственной представляет собой бюджет государства.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 17 июля 1998 года :

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

     Для бюджета как основного финансового  плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным  финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

     Основными задачами бюджета являются:

  1. перераспределение национального дохода и ВВП (рисунок 1);
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики;
  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 

Рисунок 1  - Роль бюджета в перераспределении  валового национального продукта 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 - Понятие бюджета 

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

     1) образование доходов бюджета;

     2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

     Бюджет  как экономическая категория  представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

     В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

     Бюджет  как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

     Утвержденный  в установленном законом порядке  бюджет выступает как основной государственный  финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

     Субъекты  бюджетных правоотношений можно  разделить на три группы:

  1. государство,    национально-государственные    и    административно территориальные образования;
  2. представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
  3. государственные и муниципальные организации.

     На  территории Российской Федерации ежегодно составляются консолидированные бюджеты.

     Консолидированный бюджет, представляет собой сводный  бюджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно - территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

     Консолидированный бюджет - это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

     Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты  субъектов Российской Федерации.

     Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.

     Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета  края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

     Консолидированный бюджет области включает в себя областной  бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных  на территории области.

     Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

     Составление консолидированных бюджетов возложено  на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных  бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

     Бюджетное законодательство вводит понятие «минимальный бюджет» для расчета объема доходов  соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих  гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

     Таким образом, расчеты минимального бюджета  служат исходной базой для формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходимые расходы  бюджета каждого уровня.

     Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом - чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

     Сущность  бюджета отражает:

  • базовые функции финансов в целом;
  • текущую финансовую политику конкретного государств.

    Цели  бюджета:

  • ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
  • регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

     Общая структура бюджета:

     а) По направлениям:

    • доходная часть;
    • расходная часть.

     б) По уровням управления:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов Федерации;
    • местные (муниципальные) бюджеты.

     Бюджет  Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборота, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная наука и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

Информация о работе Направление реформирования современного бюджетного устройства