Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:07, курсовая работа
В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в проекте Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 и на период 2011,2012 годы , опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, которые четко обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.
Введение 2
1 Бюджетная система Российской Федерации 4
1.1 Бюджет: понятие и функции 4
1.2 Состав и принципы бюджетной системы РФ 10
2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации 13
2.1 Источники формирования доходов в бюджете 13
2.2 Классификация расходов бюджета 17
2.2.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета 18
2.2.2 Методы предоставления средств из бюджета 21
3 Направление реформирования современного бюджетного устройства 26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 26
3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом 30
4 Анализ изменений Федерального бюджета РФ…………………………………32
4.1 Сравнительные характеристики параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов...………………………………………................................................................32
Заключение 37
Список использованных источников
В соответствии с законодательством Р.Ф. сфера образования признана приоритетной.
Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.
Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны взамен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.
Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.
Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.
Расходы
бюджетной системы на здравоохранение.
Развитие здравоохранения
Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим, перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
Основными
документами определяющими
В период кризиса абсолютные суммы расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели.
Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременные обязательства Правительства Р.Ф. перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами находящимися в распоряжении государства.
В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Развитие
демократических принципов в
государственном устройстве и управлении
в России, сделало обязательным компонентом
системы государственного управления
органы местного самоуправления, наделенные
законом управленческими и
Но
здесь же возникает множество
проблем. Как осуществить справедливое
распределение доходов и
Одной
из основных характеристик федеративного
государства является соответствие
базовых направлений
Важной
проблемой развития бюджетного устройства
Российской Федерации являются отношения
между бюджетами различных
Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. На законодательном уровне много делается для установления подлинных федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее, основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма, достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем.
Одной
из центральных проблем бюджетного
федерализма является бюджетное
выравнивание, которое подразделяется
на вертикальное и горизонтальное (эти
понятия пришли к нам из зарубежной практики).
Вертикальное выравнивание - это процесс
достижения баланса между объемом обязательств
каждого уровня власти по расходам с потенциалом
его доходных ресурсов (налоговых поступлений).
На вышестоящий уровень накладываются
обязательства: в случае, если потенциальные
возможности по обеспечению доходной
части на нижестоящем уровне недостаточны
для финансирования возложенных на него
функций, центральное правительство обязано
предоставить этому региональному или
местному органу власти недостающие бюджетные
ресурсы. Центральное правительство, обладая
гораздо большими, чем любой регион, возможностями
экономического регулирования и объемами
налоговых поступлений, должно компенсировать
дисбаланс региональных бюджетов за счет
средств, аккумулированных на уровне федерального
бюджета. Вертикальное выравнивание непременно
должно сочетаться с горизонтальным, означающим
пропорциональное распределение налогов
и дотаций между субъектами Федерации
для устранения неравенства в возможностях
различных территорий, вызванных территориальным
фактором. Таким образом, получается, что
к расходам федерального бюджета на решение
социально-экономических задач федерального
масштаба добавляются еще и расходы на
достижение сбалансированности бюджетной
системы (рисунок 3).
Рисунок
3 - Направленность расходов федерального
бюджета
Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.
В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями.
Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими, должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания.
Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых “нуждающихся” регионов, вторая - в адрес “особо нуждающихся”. “Нуждающимся” считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, “особо нуждающимся” - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.
Информация о работе Направление реформирования современного бюджетного устройства