Направление реформирования современного бюджетного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в проекте Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 и на период 2011,2012 годы , опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, которые четко обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1 Бюджетная система Российской Федерации 4
1.1 Бюджет: понятие и функции 4
1.2 Состав и принципы бюджетной системы РФ 10
2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации 13
2.1 Источники формирования доходов в бюджете 13
2.2 Классификация расходов бюджета 17
2.2.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета 18
2.2.2 Методы предоставления средств из бюджета 21
3 Направление реформирования современного бюджетного устройства 26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 26
3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом 30
4 Анализ изменений Федерального бюджета РФ…………………………………32

4.1 Сравнительные характеристики параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов...………………………………………................................................................32

Заключение 37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Финасы курсовая, г.бюджет.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

     Существуют  два метода формирования и использования  бюджетных средств - собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.

     Бюджет  РФ как финансовый план государства  базируется на показателе прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие  показатели и структура доходов  и расходов органически связаны  с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

     Финансовый  план государства взаимосвязан с  финансовыми планами предприятий  и некоммерческих организаций, денежными  доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия, представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством - конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития.

     Финансовый  план государства взаимосвязан и  с балансом денежных доходов и  расходов населения. В доходной части  баланса показываются получаемая бюджета  и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд.

     В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в Российской Федерации  стали сводиться с дефицитом.

     Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса  РФ) - это превышение расходов бюджета над доходами.

     По  методике Международного валютного  фонда размер первичного дефицита федерального бюджета определяется: 

     Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию государственного долга). 

     Профицит  бюджета (согласно Бюджетного кодекса  РФ) это превышение доходов бюджета  над его расходами. 

     Безусловно, разбалансированность доходов и  расходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.

     1.2 Состав и принципы бюджетной системы РФ

     Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик  в составе РФ. В соответствии с  Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) Федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

2) Бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) Местных бюджетов, в том числе бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения, бюджетов городских и сельских поселений.

В настоящее  время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет еврейской автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся  за счет целевых источников и имеющих  целевое расходование средств. В  числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования.

     Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета:

    • единство бюджетной системы РФ;
    • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
    • самостоятельности бюджетов;
    • равенства бюджетных прав
    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированности бюджета;
    • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    • общего покрытия расходов бюджета;
    • прозрачности (гласности);
    • достоверности бюджета;

          -    адресности и целевого характера бюджетных средств;

         -   подведомственности расходов  бюджета;

         -   единство кассы (казначейство) 

     Для примера рассмотрим некоторые из них.

     Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ означает закрепление соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов;
    • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств.

     Принцип общего покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита.

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов  социально – экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

    2 Анализ  бюджетного устройства  в Российской Федерации

    2.1 Источники формирования доходов в бюджете

 

Доходы бюджета  поступают из трех источников:

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные  и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп:

Пропорциональный  налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка).

Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Например, налог  на продажи, как и все косвенные  налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем  на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер.

Прямые  и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

- подоходный  налог на физических лиц (по  доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);

- налоги на  прибыль предприятий (по доле  в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;

- налоги на  имущество и наследство;

- налоги с  продаж, акцизы (на нефть, природный  газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%). Также важно отметить нефтянуб и газовую составляющую бюджета. Согласно, ст. 96.6. БК РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся:  

Информация о работе Направление реформирования современного бюджетного устройства