Направление реформирования современного бюджетного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в проекте Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 и на период 2011,2012 годы , опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, которые четко обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1 Бюджетная система Российской Федерации 4
1.1 Бюджет: понятие и функции 4
1.2 Состав и принципы бюджетной системы РФ 10
2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации 13
2.1 Источники формирования доходов в бюджете 13
2.2 Классификация расходов бюджета 17
2.2.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета 18
2.2.2 Методы предоставления средств из бюджета 21
3 Направление реформирования современного бюджетного устройства 26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 26
3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом 30
4 Анализ изменений Федерального бюджета РФ…………………………………32

4.1 Сравнительные характеристики параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов...………………………………………................................................................32

Заключение 37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Финасы курсовая, г.бюджет.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

1. Нефтегазовые  доходы федерального бюджета  используются для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного  фонда и Фонда национального  благосостояния.

2. К нефтегазовым доходам федерального  бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога  на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ  горючий природный         из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных  таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных  таможенных пошлин на газ природный;

вывозных  таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. 

Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

- налога на  игорный бизнес:

- налог на покупку иностранных денежных знаков;

- лицензионных  и регистрационных сборов;

- налога на  операции с ценными бумагами;

- платежей за  пользование недрами;

- дивиденды по  акциям, находящимся в федеральной  собственности;

- Прибыли Центрального  Банка РФ;

- Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Так же стоит  отметить земельный налог и арендную плату за земельные участки. При  организации эффективного землевладения  и землепользования многие категории  земель могут стать важным источником пополнения доходной части бюджета. Посредством земельных платежей администрации территории решают многие сложные вопросы доходности бюджета.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых  бюджетных фондов - 9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

  Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

 В области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

 — установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

 — составление  и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

 — распределение  доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

 — определение  порядка направления в региональный бюджет доходов от использования  собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

 — разграничение  полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами  в соответствии с федеральным  законодательством;

 — установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;

 — определение  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным  бюджетам;

 — предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

 — установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

 — определение  перечня и порядка осуществления  государственных внутренних заимствований  субъектов Федерации;

 — осуществление  государственных внутренних и внешних  заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

 В течение  финансового года органы представительной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к  увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие бюджеты, компенсирующие увеличение расходов, снижение доходов.

 Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи регионам из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных региональных особенностей и согласовываются с регионами до принятия федерального бюджета на очередной финансовый год.

 Соглашения  между Российской Федерацией и субъектом  Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации являются недействительными и исполнению не подлежат.

 Экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться непростой.Неблагоприятными являются характеристики всех основных общехозяйственных показателей: падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, высокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных проявлений в производственной сфере российской экономики является положение аграрного сектора.

       Экономический кризис способствует усугублению положения сферы материального производства, в котором  занята значительная часть населения России, вызывает социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее из за уменьшения доходов работающих граждан. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из федерального бюджета сократилось, из-за этого также сложилась сложная ситуация.

     Однако, рассматривая бюджет, мы видим, что  основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры  распределения отдельных статей, но, прежде всего ¾ в простой нехватке денежных средств в результате недоисполнения доходной части бюджета. Таким образом, ключом к успешному проведению реформы в России, по существу, является успешное построение, организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий, денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях.

     Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

     Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

     Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

     Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  Собранием (принимается Государственной  Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

     Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

     Доходность  бюджета составляют налоговые и  неналоговые поступления.

     В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.

    2.2 Классификация расходов бюджета

 

     Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

     В условиях переходной экономики, Правительство  ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы        управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

  • сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
  • определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
  • создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

     Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач сформированных по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

     Сложившаяся в нашей стране экономическая, в  том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

     Следует помнить, что расходы любого бюджета  осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

    2.2.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета

 

     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.

Информация о работе Направление реформирования современного бюджетного устройства