Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:07, курсовая работа
В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в проекте Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 и на период 2011,2012 годы , опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, которые четко обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.
Введение 2
1 Бюджетная система Российской Федерации 4
1.1 Бюджет: понятие и функции 4
1.2 Состав и принципы бюджетной системы РФ 10
2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации 13
2.1 Источники формирования доходов в бюджете 13
2.2 Классификация расходов бюджета 17
2.2.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета 18
2.2.2 Методы предоставления средств из бюджета 21
3 Направление реформирования современного бюджетного устройства 26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 26
3.2 Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом 30
4 Анализ изменений Федерального бюджета РФ…………………………………32
4.1 Сравнительные характеристики параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов...………………………………………................................................................32
Заключение 37
Список использованных источников
Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах. Нужно в этой связи заметить, что в настоящее время уже разработан новый проект методики распределения ФФПР, более полно учитывающий как природно-географические, так и социально-экономические особенности регионов.
Тем не менее, само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет. Вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг. Из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, затруднит усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Многие экономисты, в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости, рекомендуют проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – экономических потрясений, войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Нормальным
считается дефицит бюджета, приблизительно
соответствующий уровню инфляции в
стране. Такой дефицит бюджета
обычно покрывается низкопроцентными
или беспроцентными кредитами Центробанка.
Международные стандарты предполагают
возможный дефицит бюджета на уровне 2
- 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного
бюджета финансируется за счет эмиссии
государственных ценных бумаг, доходность
которых обычно ниже, чем средняя доходность
на финансовом рынке, поскольку, в отличии
от других видов доходов, доходы по государственным
ценным бумагам не облагаются налогом.
С позиций же интересов государства наиболее
эффективным источником финансирования
внутреннего долга являются внешние займы
и кредиты, так как они не отвлекают финансовые
ресурсы из внутреннего денежно-кредитного
оборота.
В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны.
4.1 Сравнительные характеристики параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008-2010 годы. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет. В частности в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
3 марта 2008
года был принят Федеральный
закон № 19-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О федеральном бюджете
на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010
годов», изменяющий в сторону увеличения
доходы и расходы бюджета:
24 ноября 2008 года
был принят Федеральный закон
№ 204-ФЗ «О федеральном бюджете на
2009 год и на плановый период 2010 2011 годов»,
устанавливающий параметры бюджета на
следующие три года:
2009
По данным на ноябрь 2010 года доходы федерального бюджета в 2010 году прогнозируются в размере 6,636 триллиона рублей, а расходы - 9,822 триллиона рублей. Более 70 процентов бюджетных расходов в 2010 году будут "социальными", правительство увеличивает расходы на исполнение социальных обязательств (более 600 миллиардов рублей потратят на модернизацию пенсионной системы и повышение пенсий) и сохраняет затраты на национальную оборону. Ради этого правительство заморозит все второстепенные расходы, а также урежет госинвестиции и сократит федеральные целевые программы. В 2009 году дефицит бюджета практически полностью покрывается за счет средств Резервного фонда. В 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Минфин намерен в 2010 году получить 200 миллиардов рублей дополнительных доходов за счет повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия, а также экспортных пошлин на нефтепродукты. При этом экспортная пошлина на газ и налог на его добычу повышены не будут. Кроме того, в ближайшие три года Центробанку придется отдавать в федеральный бюджет не половину, а 75 процентов прибыли. Эта мера позволит привлекать в федеральный бюджет не менее 20 миллиардов рублей ежегодно
Напомню, что настоящая версия бюджета-2009 была принята лишь в конце апреля. Согласно документу, дефицит бюджета в текущем году запланирован на уровне около трех триллионов рублей (7,4 - 8 процента ВВП) и будет покрываться за счет средств Резервного фонда. Однако, по словам Кудрина, эта цифра может быть увеличена до 9,2-9,3 процента ВВП. Минфин готов заложить в федеральный бюджет на 2010 год цену нефти в $55 за баррель. Ранее Министерство придерживалось более консервативного прогноза на уровне $50-52 за "бочку". Для бюджета это означает немножко больше нефтяных доходов, чем изначально ожидалось. Ранее у российских ведомств не было согласия в вопросе о цене нефти. Минэкономразвития предлагало рассчитывать бюджет-2010 на уровне $55 за баррель, а Министерством финансов предлагало более консервативную оценку - на уровне $50-52 за баррель.
Таким образом, на 2010 году правительство запланировало дефицит бюджета размером 3,26 трлн рублей (6,8% ВВП), на 2011 год — 2,187 трлн рублей (4%), на 2012 — 1,741 трлн рублей (3% ВВП). Ранее Минфин предполагал, что дефицит бюджета в 2010 году составит 7,5%, но ввиду позитивных макроэкономических прогнозов изменил закладываемый в бюджет показатель. Премьер-министр Владимир Путин посчитал дефицит в 6,8% ВВП приемлемым. Дефицит будут покрывать из резервов и, как сообщалось ранее, возможно будут привлечены внешние заимствования. При этом расход средств фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2010 году будет значительно меньше запланированного ранее — 58,4 млрд рублей вместо 681 млрд рублей.
По прогнозам Минфина, на конец 2012 года размер ФНБ составит 1,421 трлн рублей. С учетом нового макроэкономического прогноза, в результате которого оценки доходов бюджета-2010 повышены, «мы предполагаем, что нам не придется в основном обращаться к расходованию ФНБ», отметил министр. В то же время расходование другой ипостаси российских резервов — Резервного фонда — сокращаться не будет.
В 2010 году Резервный фонд полностью исчерпается, а в 2013 году «восстанет из пепла» и вновь начнет наполняться. «Резервный фонд будет полностью использован в следующем, 2010 году, и прекратит свое существование до тех пор, пока не начнет снова наполняться. По нашим оценкам, это произойдет с 2013 года», — отметил Кудрин.
В целом, в 2011 году
Россия намерена привлечь за счет всех
источников заимствования в размере
1,36 трлн рублей, 2012 году – в размере
916,6 млрд рублей. В 2010 году размер внутренних
заимтствований составит 657,3 млрд
рублей, в 2012 — 223,6 млрд рублей. На внешнем рынке в 2011 году предполагается привлечь 514,4 млрд рублей, а в 2012 — 574,8 млрд рублей.
Непросто проходит работа над бюджетом в Федеральном собрании. В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 26 августа. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Однако и в этом году эти сроки нарушаются.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. В сентябре Совет Федерации одобрил поправки в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие зачисление в 2010-2012 годах в федеральный бюджет 100% доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вместо нынешних 95%, 75% прибыли ЦБ вместо нынешних 50% и доходов от управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния.
Несмотря
на то, что проект бюджета на 2010 г.
ещё официально не внесён в Госдуму,
обсуждения его в рамках «нулевого» чтения
уже идут. Пока ни одна фракция не высказала
безоговорочного одобрения проекта.
Самую низкую оценку бюджету дала фракция
«Справедливая Россия», «Пока не возникает
ощущения, что этот бюджет может стать
фундаментом по выходу из кризиса, модернизации
экономики», - высказался лидер фракции
Николай Левичев. По его словам, в документе
он не усмотрел самого главного, «смены
курса финансового блока», и если он будет
внесён в Госдуму без изменений, то голосовать
за него фракция не станет.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский не стал
делать поспешных заявлений о том, будет
ли его фракция голосовать за проект, но
отметил, что «бюджет 2010 года - это не столько
бюджет развития, сколько сохранения макроэкономической
стабильности».
В свою очередь спикер Госдумы Борис Грызлов,
возглавляющий «Единую Россию», раскритиковал
работу Минфина, заявив, что финансовое
ведомство недостаточно активно занимается
поиском дополнительных доходов. «Экономический
блок Правительства недорабатывает по
поиску дополнительных доходов в бюджет»,
- цитирует «РИА Новости» его высказывание
по итогам консультаций с главой Минфина
Алексеем Кудриным по основным параметрам
бюджета.
«Есть необходимость снизить общегосударственные
расходы и направить дополнительные средства
на развитие инфраструктуры, внедрение
инновационной экономики», - считает Б.
Грызлов.
Фракция КПРФ вообще пока не намерена
обсуждать проект главного финансового
документа страны с Минфином.
Информация о работе Направление реформирования современного бюджетного устройства