Общественные объединения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии.

Содержание

Введение
1 Понятие и виды общественных объединений
2 Правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в РФ
3 Особенности правового статуса религиозных организаций
4 Особенности правового статуса политических партий
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая констит право.docx

— 63.01 Кб (Скачать документ)

- осуществлять  в полном объеме полномочия, предусмотренные  законами об общественных объединениях;

- выступать  с инициативами по различным  вопросам общественной жизни,  вносить предложения в органы  государственной власти;

- участвовать  в избирательных компаниях (в  случае государственной регистрации  общественного объединения и  при наличии в уставе данного  общественного объединения положения  об участии его в вы борах).

В своей  деятельности общественное объединение  обязано:

- соблюдать  законодательство Российской Федерации,  общепризнанные принципы и нормы  международного права, касающиеся  сфер его деятельности, а также  нормы, предусмотренные его уставами  и иными учредительными документами;

- ежегодно  публиковать отчет об использовании  своего имущества или обеспечивать  доступность ознакомления с указанным  отчетом;

- ежегодно  информировать орган, регистрирующий  общественные объединения, о продолжении  своей деятельности с указанием  действительного места нахождения  постоянно действующего руководящего  органа, его названия и данных  о руководителях общественного  объединения в объеме сведений, которые включены в единый  государственный реестр юридических  лиц;

- представлять  по запросу органа, регистрирующего  общественные объединения, решения  руководящих органов и должностных  лиц общественного объединения,  а также годовые и квартальные  отчеты о своей деятельности  в объеме сведений, которые представляются  в налоговые органы;

- допускать  представителей органа, регистрирующего  общественные объединения, на  проводимые общественным объединением  мероприятия;

- оказывать  содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения,  в ознакомлении с деятельностью  общественного объединения в  связи с достижением уставных  целей и соблюдением законодательства  Российской Федерации.

Необходимо  также помнить что, общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых  они созданы, и только ту, которая  соответствует этим целям.

Надзор  за соблюдением законов общественными  объединениями осуществляет прокуратура  Российской Федерации.

Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием  их деятельности уставным целям. Указанный  орган вправе:

- запрашивать  у руководящих органов общественных  объединений их распорядительные  документы;

- направлять  своих представителей для участия  в проводимых общественными объединениями  мероприятиях;

- в случае  выявления нарушений общественными  объединениями законодательства  Российской Федерации или совершения  ими действий, противоречащих их  уставным целям, органом, регистрирующим  общественные объединения, может  быть вынесено руководящим органам  данных объединений письменное  предупреждение с указанием конкретных  оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом,  регистрирующим общественные объединения,  может быть обжаловано общественными  объединениями в судебном порядке.

Контроль  за деятельностью общественных объединений  начинается уже на этапе их государственной  регистрации.

Финансовые  органы осуществляют контроль за источниками  доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств  и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Надзор и  контроль за выполнением общественными  объединениями существующих норм и  стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и  иными органами государственного надзора  и контроля.

Виды  ответственности определены федеральными законами ст. 40 "Об общественных объединениях", и ст. 33 "О некоммерческих организациях". А также специальными законами для отдельных видов общественных объединений. В названных Законах перечислены формы такой ответственности. Ими могут быть предупреждение, приостановление деятельности и ликвидация соответствующей организации. В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в определенном законодательством порядке.

На основании  ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" их деятельности может  быть приостановлена в случае нарушения  Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном этим Федеральным  законом и другими федеральными законами.

В случае нарушения общероссийскими и  международными общественными объединениями  законодательства Российской Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, Прокуратура Российской Федерации вправе вносить в руководящие  органы данных объединений представление  об указанных нарушениях и устанавливать  срок для их устранения. Если в установленный  срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений  приостанавливается на срок до шести  месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления  Генерального прокурора Российской Федерации.

Согласно  ст. 43 Федерального закона "Об общественных объединениях" в случае приостановления  деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

Если  в течение установленного судом  срока приостановления деятельности общественного объединения оно  устраняет нарушение, послужившее  основанием для приостановления  его деятельности, то после окончания  указанного срока общественное объединение  возобновляет свою деятельность. В  случае не устранения общественным объединением указанного нарушения орган, внесший  в суд заявление о приостановлении  деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его  ликвидации.

Согласно  ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение  может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

- виновного  нарушения своими действиями  прав и свобод граждан;

- неоднократных  или грубых нарушений закона  или иных правовых актов при  систематическом осуществлении  общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным  целям.

Ликвидация  общественного объединения по решению  суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной  регистрации.

По мнению некоторых ученых юристов, основная задача совершенствования необходимость  наполнить институт ликвидации (запрета) общественных объединений реальным содержанием, отличным от гражданско-правового  института ликвидации. При этом, прежде всего необходимо законодательно закрепить меры, направленные на предотвращение воссоздания ликвидированных (запрещенных) общественных объединений. Отечественный законодатель сделал только первые шаги в этом направлении, установив уголовную ответственность за организацию и участие в деятельности общественных объединений, в отношении которых судом были приняты решения о ликвидации и запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ст. 282.2 УК РФ). Наряду с этим в УК РФ предусмотрены меры ответственности в отношении лиц, принимавших участие в создании и деятельности экстремистских сообществ (ст. 282.1).

При совершении общественными объединениями, в  том числе не зарегистрированными  в органах юстиции, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию  указанных деяний могут по решению  суда нести ответственность как  руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений  несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали. Статья 239 Уголовного кодекса Российской Федерации  устанавливает ответственность  за создание религиозного или общественного  объединения, деятельность которого сопряжена  с насилием над гражданами или  иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к  отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким  объединением, а также за участие  в деятельности указанного объединения, а равно пропаганду таких деяний.

3. Гражданско-правовой статус общественных и религиозных  организаций.

       Статья 117 ГК устанавливает единый правовой режим для общественных и религиозных организаций, но вместе с тем допускает возможность издания законов, определяющих особенности юридического статуса организаций отдельных видов. Отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью религиозных объединений, регулируются Законом о свободе совести.

       Правовое  влияние на религиозные организации  могут оказывать и акты субъектов  РФ.

       Для религиозных объединений характерно наличие определенных целей создания (совместное вероисповедание и распространение  веры) и особых признаков (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей). Религиозные объединения могут создаваться в двух формах: религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа не обладает правами юридического лица, и, следовательно, ее деятельность ст. 117 ГК не регламентируется (пп. 1, 2 ст. 6; п. 1 ст. 7 Закона о свободе совести). В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.

       Учредителями  местной религиозной организации  могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение  ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Такое подтверждение выдается, если религиозная группа своевременно в установленном порядке уведомила компетентные органы о своем создании. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания (ст. 9 Закона о свободе совести)

       В наименовании религиозной организации  должны быть отражены сведения о ее вероисповедании (п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 54 ГК наименования данных юридических лиц должны содержать указания на характер их деятельности.

       Учредительным документом общественных и религиозных  организаций является устав. Его содержание должно отвечать как общим требованиям п. 2 ст. 52 ГК, так и специальным.

       Правоспособность  религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц. Порядок такой регистрации имеет некоторые особенности, установленные специальными законами о некоммерческих организациях отдельных видов. Так, решение о государственной регистрации религиозных организаций принимается органами юстиции. Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого решения осуществляется органами, уполномоченными на его ведение (в настоящее время — налоговыми органами).

       Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения своих  уставных целей и в соответствии с ними. Перечень возможных форм этой деятельности содержится в ст. 24 Закона о некоммерческих организациях. На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения.

       Религиозные организации могут иметь в  собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21 Закона о свободе совести).

       Особый  характер имущества религиозной  организации обусловил установление специального правила: не допускается  обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения (п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести).

       Участники религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям (п. 3 ст. 48 ГК). В этой связи имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям не возвращается. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общественные объединения в РФ