Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:18, курсовая работа
Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии.
Введение
1 Понятие и виды общественных объединений
2 Правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в РФ
3 Особенности правового статуса религиозных организаций
4 Особенности правового статуса политических партий
Заключение
Библиографический список
4. Особенности правового статуса политических партий
Конституция Российской
Таким образом, в Конституции не упоминается понятия политической
партии, она гарантирует деятельность всех общественных объединений:
профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе и политических партий.
В отличие от России
При этом, однако, вопрос о конституционализации политических партий, о придании им статуса конституционного института остается дискуссионным в западной политической и юридической литературе. Главный из аргументов состоит в том, что партии рассматриваются как практическое осуществление одного из основных прав человека- свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы. Другой довольно распространенный аргумент - конституционное признание политических партий означает включение их в сферу государственности.
Указанные аргументы нельзя
использование свободы объединения в ущерб демократии»
По моему мнению, Конституция как основной закон должна закреплять принципиальные основные положения, определяющие правовой статус политической партии и взаимоотношение с государством, но при этом независимо от объема конституционного регулирования политических партий, положения основного закона - лишь основа их правового статуса, который детально регулируется иными нормативными актами.
В настоящее время действует
Федеральный закон «О
По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он
предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы.
Федеральный закон «О политических партиях» состоит из 10 глав.
Предметом
его регулирования «являются
общественные отношения, возникающие
в связи с реализацией
Важным является то, что закон практически дублирует положение
Конституции о праве граждан на объединение, но при этом конкретизирует право на объединение непосредственно в политическую партию.
Сфера деятельности партии - вся
территория Российской
В главе «Общие положения» сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального отделения.
Затронут острый вопрос о государстве, государственных органах,
должностных лицах и их вмешательстве в деятельность политической партии. Так, в соответствии со статьей 10 «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается» При этом «вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней»
При этом связь государства и политических партий в России довольно
значительна, особенно в период участия партий в выборах и референдумах. Поэтому нужно подчеркнуть, что значение избирательного законодательства в правовом регулировании деятельности политических партий велико.
Особый случай представляло до недавнего времени избирательное
законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».
Положение изменилось с
Затем с принятием
положение
поменялось. Теперь «политическая
партия является единственным видом
общественного объединения, которое
обладает правом самостоятельно
выдвигать кандидатов (списки кандидатов)
в депутаты и на иные выборные
должности в органах
Наряду с участием в избирательном процессе важнейшим видом
деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент партиен по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий». Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской
процедурой и тому подобное.
Правовой статус политической партии в законодательстве Российской Федерации, прежде всего, исходит из права граждан на объединение. Это право закрепляется не только в Конституции России и федеральном законодательстве, но и в Конституциях, Уставах субъектов федерации.
Международные стандарты так же влияют на правовую базу
законодательства о политических правах граждан, так «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», гласит:
«Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу
ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов».
«Осуществление этих прав не
подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Содержание законодательства
Вместе с тем следует признать слабую разработку в текущем
законодательстве РФ спектра политических прав и свобод граждан. Важно отметить, что они не нашли должного отражения, в первую очередь, в действующей Конституции РФ.
Это особенно актуально в свете статьи 4 Федерального закона «О
политических партиях»: «Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами».
В этом смысле, при отсутствии
даже упоминания о
регламентация,
усложненность процедуры легализации
политических партий ведут к
недопустимому ограничению
«И хотя нет и не может быть единой модели, общим должно стать
требование
ее соответствия разумному балансу
между свободой объединения
и конкретно обусловленной необходимостью
ее ограничения». А
такая тенденция прослеживается
в действующем
Создание
и ликвидация политических партий
Важнейшим конституционным
Свобода образования и деятельности политических партий в России
конституционно признанна. Возникает, однако, важный в теоретическом и практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или она может быть в той или иной мере ограничена. В современной конституционной доктрине по вопросу о свободе образования политических партий существуют две противоположные точки зрения. Сторонники радикального либерализма считают,
что эта
свобода должна быть абсолютной,
ибо любое ограничение означает
отрицание демократии. Другие,
рассматривая многопартийность,
свободу образования