Общественные объединения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии.

Содержание

Введение
1 Понятие и виды общественных объединений
2 Правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в РФ
3 Особенности правового статуса религиозных организаций
4 Особенности правового статуса политических партий
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая констит право.docx

— 63.01 Кб (Скачать документ)

4.  Особенности правового  статуса политических  партий

      Конституция Российской Федерации  1993 года гласит, что  «каждый   имеет право на объединение,  включая право  создавать   профессиональные  союзы  для  защиты  своих  интересов.  Свобода   деятельности  общественных   объединений  гарантируется»,   при   этом   «в   Российской   Федерации    признаются политическое многообразие, многопартийность»

      Таким образом,  в  Конституции   не  упоминается  понятия   политической

партии,  она  гарантирует  деятельность   всех   общественных   объединений:

профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе  и  политических партий.

      В отличие от России большинство  современных демократических государств  включило  в  основной  закон   положение   о   политических   партиях.   Это свидетельствует  о признании особой роли, которую  они играют в организации   и осуществлении государственной  власти.

      При этом, однако, вопрос о конституционализации  политических партий, о придании  им статуса  конституционного  института  остается  дискуссионным   в западной  политической  и   юридической  литературе.  Главный   из  аргументов состоит в том,  что партии  рассматриваются   как  практическое  осуществление  одного из основных прав  человека-  свободы  объединения  и,  следовательно, любое  их  правовое  регулирование,   особенно   конституционное,   является ограничением  этой  свободы.  Другой  довольно  распространенный  аргумент  - конституционное  признание политических партий  означает включение их в   сферу государственности.

      Указанные аргументы нельзя признать  полностью состоятельными. Конечно,  «любое  правовое  регулирование   партий,  в  том  числе   и  конституционное, является  в  определенной  мере  ограничением  свободы  объединения.  Но  эта  свобода не может быть абсолютной, как желалось бы  сторонникам   радикального либерализма. Придание  партиям  конституционного статуса   призвано  ввести  их деятельность  в правовые рамки (что необходимо,  учитывая  ту  роль,  которую  они играют в политической  жизни  современного  государства),  предотвратить

использование свободы объединения в ущерб  демократии»

      По моему мнению, Конституция как основной  закон должна  закреплять принципиальные   основные   положения,    определяющие    правовой    статус политической  партии  и  взаимоотношение  с  государством,   но   при   этом независимо от объема  конституционного  регулирования  политических  партий, положения основного закона -  лишь  основа  их  правового  статуса,  который детально регулируется иными нормативными актами.

      В настоящее время действует  Федеральный закон «О политических  партиях». Принятие  этого   закона    является   очень   важным   шагом   в   развитии демократического общества России.

      По мнению многих политиков,  Закон не  является  идеальным,  однако  он

предоставляет правовую основу для деятельности  политических  партий;  кроме этого, он служит консолидации  общества  вокруг  политических  идей.  Важным фактом является и то, что принятие соответствующего  закона  было  одним  из требований Совета Европы.

      Федеральный  закон  «О  политических  партиях»  состоит  из  10  глав.

Предметом его регулирования «являются  общественные отношения, возникающие  в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на  объединение  в      политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации политических партий в Российской Федерации»

      Важным  является  то,  что   закон  практически   дублирует   положение

Конституции о праве граждан  на  объединение,  но  при  этом  конкретизирует право на объединение непосредственно  в политическую партию.

      Сфера деятельности партии - вся  территория Российской Федерации,  либо ее  часть,  но  в   соответствии  с  требованиями  настоящего  закона.  Закон содержит  и  ряд  иных  принципов   деятельности  политической  партии:   это добровольность, равноправие,  самоуправление, законность и гласность.

      В главе  «Общие  положения»  сформулированы  два  основных  понятия  - политической партии  и регионального отделения.

      Затронут  острый  вопрос  о   государстве,   государственных   органах,

должностных лицах и их вмешательстве  в  деятельность  политической  партии. Так, в соответствии со статьей  10  «вмешательство  органов  государственной  власти и их должностных лиц в  деятельность политических партий, равно  как  и вмешательство политических партий  в  деятельность  органов  государственной власти  и  их  должностных  лиц,  не   допускается»   При   этом   «вопросы, затрагивающие    интересы    политических    партий,    решаются    органами государственной  власти  и  органами  местного  самоуправления  с   участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней»

      При этом связь государства  и политических партий  в   России   довольно

значительна, особенно в период участия  партий  в  выборах  и  референдумах. Поэтому  нужно подчеркнуть, что значение  избирательного  законодательства  в правовом регулировании деятельности политических партий велико.

      Особый  случай  представляло  до   недавнего   времени   избирательное

законодательство  России, - оно не признавало политические  партии  основными субъектами избирательного процесса, допуская к  участию  в  нем  практически  все общественные объединения.  Политические  партии  не  выделялись  в  этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».

      Положение изменилось с принятием  в 1997 году Федерального  закона  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права участия в референдуме   граждан Российской Федерации». В отличие от ранее действовавшего  законодательства  в нем  дается  иное  определение  понятия   «избирательного  объединения».   Им является не любое общественное  объединение, устав  которого  предусматривает участие в выборах,  а только политическое объединение  (политическая  партия, политическая  организация, политическое движение).

      Затем  с  принятием  Федерального  закона  «О  политических   партиях»

положение поменялось.  Теперь  «политическая  партия  является  единственным видом  общественного  объединения,  которое  обладает  правом  самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов)  в  депутаты  и  на  иные  выборные должности в органах государственной  власти»

      Наряду  с  участием   в   избирательном   процессе   важнейшим   видом

деятельности  политической партии  является  их  парламентская  деятельность. «Современный   российский   парламент   партиен   по   своему   составу   и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в  нем политических  партий».  Это  обусловило   необходимость   ее   правового регулирования,  которое  осуществляется   регламентом   палат,   в   котором определяется  порядок  образования  парламентских  фракций,   их   права   и обязанности, связанные с формированием  парламентских органов,  парламентской

процедурой  и тому подобное.

      Правовой статус  политической  партии  в законодательстве  Российской Федерации, прежде всего, исходит из права граждан на объединение. Это  право закрепляется не только в Конституции России и федеральном  законодательстве, но и в Конституциях, Уставах субъектов федерации.

      Международные   стандарты   так   же   влияют   на    правовую    базу

законодательства  о политических правах граждан, так  «Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод», гласит:

      «Каждый человек имеет право   на  свободу  мирных  собраний  и  свободу

ассоциаций  с другими, включая право создавать  профсоюзы  и  вступать  в  них  для защиты своих интересов».

      «Осуществление этих прав не  подлежит никаким ограничениям, кроме  тех, которые предусмотрены  законом и  необходимы  в   демократическом  обществе  в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в  целях предотвращения беспорядков и преступности».

      Суммируя вышесказанное, можно  сделать следующие выводы.

      Содержание законодательства об  общественных  объединениях  Российской  Федерации в целом соответствует   международным  стандартам  и   механизмам  в области обеспечения   политических  прав   человека.  В  силу  этого  оно   не вступает в противоречие с международными  обязательствами  России  в  данной сфере  (в  частности,  с  положениями  Европейского   комитета   по   правам человека),  а,  напротив,  дополняет  и  детализирует  их,   вводя   понятие «политической партии».

      Вместе  с  тем  следует   признать   слабую   разработку   в   текущем

законодательстве  РФ  спектра  политических  прав  и  свобод  граждан.  Важно отметить,  что  они  не  нашли  должного  отражения,  в  первую  очередь,  в действующей Конституции РФ.

      Это особенно  актуально  в   свете  статьи  4  Федерального  закона  «О

политических  партиях»:  «Деятельность  политических   партий   регулируется Конституцией   Российской   Федерации,   настоящим   Федеральным    законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами».

      В этом смысле, при отсутствии  даже упоминания о политических  партиях в Конституции  страны,  настоящий  закон  призван   восполнить   образовавшийся вакуум  в нормативном оформлении права  граждан на объединение. Вместе  с  тем, в  связи  с   образовавшимися  пробелами   в  тексте  конституции,   возникает необходимость внесения  в  нее  соответствующих   поправок.  Однако  аналитики сходятся  во  мнении,  что  действующий   механизм   внесения   поправок   в Конституцию РФ практически  не реализуем. Но нельзя забывать, что  чрезмерная

регламентация,  усложненность  процедуры  легализации  политических   партий ведут к  недопустимому ограничению свободы  объединения.

      «И хотя нет  и  не  может   быть  единой  модели,  общим   должно  стать

требование  ее соответствия разумному балансу  между  свободой  объединения  и конкретно  обусловленной  необходимостью  ее   ограничения».   А   такая тенденция прослеживается в действующем законодательстве.  

Создание  и ликвидация политических партий 

      Важнейшим конституционным правом  граждан в демократическом государстве  является право на объединение,  то есть право свободно  создавать   различного рода объединения,  присоединятся  к  ним   и  выходить  из  них.  Политические  партии  -  это   добровольное   объединение   граждан,   которые   реализуют принадлежащее им право   на  объединение.  Но  оно   может  быть  осуществлено только  в  коллективной  форме  и,  следовательно,   одновременно   является коллективным правом, правом  группы  граждан.  Именно  в   этом  смысле  можно говорить  о  свободе  образования   и   деятельности   как    особом   праве политических  партий.

      Свобода  образования  и   деятельности  политических  партий  в  России

конституционно  признанна.  Возникает,  однако,  важный  в  теоретическом  и  практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или  она  может быть в той или  иной мере ограничена. В современной  конституционной  доктрине по  вопросу  о  свободе  образования  политических  партий  существуют   две противоположные  точки зрения. Сторонники радикального  либерализма  считают,

что эта  свобода должна  быть  абсолютной,  ибо  любое  ограничение  означает отрицание  демократии.  Другие,   рассматривая   многопартийность,   свободу образования политических партий как  неотъемлемый  признак  демократического правового государства, вместе  с  тем  отстаивают  право  этого  государства защищать  демократический  конституционный  строй.   «Следовательно,   перед демократическим государством стоит задача правильно определить эти  границы,

Информация о работе Общественные объединения в РФ