«1. Члены Партии имеют равные
права и обязанности.
2. Член Партии имеет право:
избирать и быть избранным
в руководящие и иные органы
Партии, ее отделений; получать
информацию о деятельности Партии
и ее органов, о деятельности
отделений и их органов;
обращаться с вопросами, предложениями,
заявлениями в любые
органы партии, органы ее
отделений и получать ответ
по существу своего обращения;
не исполнять решения руководящих
органов партии и ее
структурных подразделений,
при подготовке которых он
высказывал принципиальное
несогласие с их содержанием;
свободно выйти из Партии.
3. Член Партии обязан: принимать
участие в деятельности
Партии;
соблюдать
положения настоящего Устава; не препятствовать
исполнению решений руководящих
органов Партии и ее структурных
подразделений, при подготовке
которых он высказывал принципиальное
несогласие с их содержанием;
уплачивать членские взносы»
Если суммировать положения законодательства,
то можно выделить два
основных вида прав и
свобод политических партий:
во-первых, это политические:
право участвовать в
формировании и деятельности
государственных органов; свобода
пропаганды своей идеологии
и программы; свобода распространения
информации о своей
деятельности; свобода организации
массовых мероприятий;
право свободного
доступа к государственным
средствам массовой информации
и право учреждать свои; право
создавать с другими политическими
партиями различного рода
коалиции и блоки (избирательные,
парламентские и правительственные);
право устанавливать международные
связи с зарубежными политическими
партиями и
их
международными объединениями.
Во-вторых, имущественные права:
право собственности; право заниматься
разрешенной законом предпринимательской
деятельностью; право получать
от государства материальную
и финансовую поддержку в различных
формах.
Все права политических партий
являются коллективными, хотя
многие из них совпадают с
индивидуальными конституционными
правами граждан, данные права
принадлежат не отдельным индивидам,
а их объединениям – политическим
партиям – как специфическим
субъектам права и могут быть
реализованы только ими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной задачей
настоящей работы - показать важность
выбранной мной темы - правового
статуса общественных объединений
в условиях становления демократического
государства.
Практика последнего
десятилетия показала насколько
необходима развитая система общественных
объединений. С их помощью люди могут
совместно решать общие проблемы,
удовлетворять и защищать свои потребности
и интересы в сфере политики, экономики,
культуры, во всех областях общественной
жизни. Это независимые от государства
организации, способные влиять на государственные
институты и в то же время ограждать
от их необоснованного вмешательства
в общественную жизнь.
В представляемой
работе были разработаны четыре главы,
раскрывающие сущность и основные проблемы
выбранной темы.
Обобщив их содержание,
можно отметить следующее: в двух
первых главах раскрываются понятие
и виды общественных объединений
и правовое регулирование организации
и деятельности общественных объединений
в РФ.
п.4 ст. 13 Конституции
РФ проявляется в равенстве требований
государства к уставам общественных
объединений, к порядку их регистрации
и прекращения их деятельности. Так,
устав, положение или иной основополагающий
акт общественного объединения
должен указывать цели, задачи, структуру
и территорию деятельности общественного
объединения, условия, порядок приема
новых членов и выхода, права и
обязанности участников, порядок
образования и сроки полномочий
руководящих органов, источники
образования средств и иного
имущества общественного объединения
и его организаций.
Глава вторая раскрывает
особенности правового регулирования
препятствий, связанных с реализацией
права на идеологическое
Рассматривая
общественные объединения как один
из фундаментальных
конституционно- правовых институтов,
необходимо подчеркнуть, что нормы
об общественных объединениях содержатся
в ч. 4,5 ст.13, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 46 Конституции
РФ. В этих статьях дана общая характеристика
общественных объединений как субъекта
российского права. Более развернутая
характеристика общественных объединений
содержится в Федеральном законе от 19
мая 1995г. «Об общественных объединениях»,
являющимся базовым законом, регламентирующим
организацию, статус и деятельность общественных
объединений, а также существуют несколько
специальных федеральных законов, регламентирующих
отдельные виды общественных объединений:
политических партий, религиозных организаций,
профсоюзов и др.
Согласно ч.
1, 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации
в Российской Федерации признается
идеологическое многообразие и никакая
идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной.
Идеологическое
многообразие понимается как право
отдельной личности, социальных групп,
политических партий и общественных
объединений:
1) беспрепятственно
разрабатывать теории, взгляды, идеи
относительно экономического, политического,
правового и иного устройства
Российской Федерации, зарубежных
государств и мировой цивилизации
в целом;
2) пропагандировать
свои взгляды, идеи с помощью
средств массовой информации: прессы,
радио, телевидения, а также путем издания
монографических и научно-популярных
работ, трудов, статей и т. п.;
3) вести активную
деятельность по внедрению идеологии
в практическую сферу: разрабатывать
программные документы партии, готовить
законопроекты, иные документы,
предусматривающие меры по совершенствованию,
переустройству социального и
политического строя Российской
Федерации;
4) публично защищать
свои идеологические воззрения,
вести активную полемику с
иными идеологиями;
5) требовать
по суду или через иные органы
государства устранения многообразие.
Конституция Российской
Федерации устанавливает, что в
Российской Федерации признаются политическое
многообразие, многопартийность - п.3 ст.
13.
Равенство общественных
объединений перед законом согласно
общественных объединений в Российской
Федерации, а именно: организационно-правовые
формы, виды общественных объединений,
порядок создания, реорганизации
и ликвидации общественных объединений,
их права, обязанности, ответственность.
Следует отметить,
что различия видов общественных
объединений носят формальный характер,
что подтверждает отсутствие, каких
бы то ни было указаний о статусе
структурных подразделений. Хотя законом
предусмотрены четыре вида таких
подразделений, он не определяет различия
в правовом положении организации,
отделения, филиала и представительства.
Решение этой проблемы имеет важнейшее
практическое значение, поскольку от
наличия подразделений на территории
России зависит факт государственной
регистрации объединения в органах
юстиции.
В третьей главе
рассматриваются особенности правового
статуса религиозных организаций,
в четвертой – особенности
правового статуса политических
партий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативно-правовые
акты:
1. Конституция
Российской Федерации. Принята
всенародным голосованием 12 декабря
1993 г. Официальное издание. - М., 2001
г.
2. Всеобщая декларация
прав человека. Принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Официальное издание. -М., 1997г.
3. Международный
пакт от 16 декабря 1966 года «О
гражданских и политических правах»//
"Бюллетень Верховного Суда РФ", N
12, 1994.
4. Гражданский
кодекс Российской Федерации.
Ч. 1. - М., 2002 г.
5. Федеральный
закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях" (с
изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.,
12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.,
29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930
6. Федеральный
закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях" (с изменениями
от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря
2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря
2005 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950
7. Федеральный
закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.,
30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая
2005 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации от 15 января 1996 г. №3 ст. 148.
8. Федеральный
закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
"О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.,
4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 14 августа 1995г, №33, ст. 3334.
13. Федеральный
закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О
свободе совести и о религиозных
объединениях" с изменениями и
дополнениями от 26 марта 2000 г.// Собрание
законодательства Российской Федерации
от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465; от 3 апреля
2000 г. №14. Ст.1430.
14. Федеральный
закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях"
(с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля
1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря
2003 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации от 15 января 1996
г. N 3, ст. 145.
17. Приказ Минюста
Российской Федерации от 12 июля 2002
N 199 «Об утверждении форм документов,
применяемых при государственной
регистрации Торгово-Промышленной
палаты, общественного объединения
и религиозной организации в
качестве юридического лица»// "Российская
газета". N 140. от 31.07.2002 г.
18. Приказ Министерства
юстиции Российской Федерации
от 08.08.2001 N 237 «Об утверждении образцов
документов, необходимых для государственной
регистрации политической партии
и ее регионального отделения»//
"Российская газета".N 153-154. 10.08.2001
г.
19. Постановление
Конституционного Суда РФ от 15
декабря 2004 г. N 18-П. // Собрание законодательства
Российской Федерации от 20 декабря 2004
г. N 51 ст. 5260, Вестник Конституционного
Суда Российской Федерации, 2005 г., N 1.
20. Постановление
Конституционного Суда РФ от 3
апреля 1998г. №4. // Собрание законодательства
Российской Федерации от 13 апреля
1998 г. N 15 ст. 1794, Вестник Конституционного
Суда Российской Федерации, 1998г.,
N 4.
Литература:
21. Агапов А.Б.
Некоторые проблемы информационно-правового
обеспечения деятельности общественных
объединений в Российской Федерации
// Государство и право. 2004. №2.
22. Козлов Е.И.
Конституционное право: учебник
/ Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ,2003.-с.
271.
23. 26. Мельник.
Т.Е. Приостановление и запрет
деятельности общественных объединений:
направления совершенствования. // "Журнал
российского права". N 4. 2003.
27.
Научно-практический
комментарий к
Конституции Российской
Федерации (отв.
ред. В.В.Лазарев) -
Система Гарант, 2003
г.