Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.

Содержание

Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

К.р. право - копия.docx

— 78.64 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

 

Введение 3

1 Оперативно-розыскная  деятельность: традиции, история, практика 5

1.1  Правовое  регулирование оперативно-розыскной  деятельности с преобразований  Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7

1.2  Правовое  регулирование оперативно-розыскной  деятельности во второй половине  ХIХ в. – начале ХХ в. (до  марта 1917 г.) 8

1.3  Первый  переходный период (март 1917 г. –  середина 1918 г.) 10

1.4  Правовое  регулирование оперативно-розыскной  деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11

1.5  Второй  переходный период (август 1991 г. –  март 1992 г.) 15

1.6  Правовое  регулирование оперативно-розыскной  деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16

2 Определение  правовой основы оперативно-розыскной  деятельности 18

2.1 Система  правовых источников оперативно-розыскной  деятельности и их общая характеристика 27

2.2  Понятие  правового регулирования оперативно-розыскной  деятельности, его пределы и уровни 30

3 Оперативно-розыскной  закон 35

3. 1  Понятие  оперативно-розыскного закона. Общая  характеристика и структура действующего  оперативно-розыскного закона 35

3.2  Действие  оперативно–розыскного закона во  времени 37

3.3  Действие  оперативно–розыскного закона в  пространстве 38

3.4  Действие  оперативно-розыскного закона по  кругу лиц 40

3.5  Толкование  норм оперативно-розыскного закона  и его виды 41

Заключение 43

Библиографический список 45

 

Введение

 

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и  методов добывания информации, преимущественно  негласным характером, сопряженности  оперативно-розыскных мероприятий  с ограничениями конституционных  прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и  пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых  граждан. Это объясняется тем, что  все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с  тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным  и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных  мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и  гражданина, собственности, обеспечения  безопасности общества и государства  от преступных посягательств.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной  деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе  и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный  закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции РФ, норм международного права, Уголовного кодекса, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Цель данной работы состоит  в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

- изучение правового регулирования ОРД;

- рассмотреть историю ОРД;

- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;

- определение правовой основы ОРД.

При написании курсовой работы были использованы материалы учебной, периодической литературы, а также электронные источники. Основными авторами являются Босхолов С.С., Шумилов Ю.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика

 

Признание общечеловеческих ценностей для правовой науки  и практики чрезвычайно важно. Ведь именно эти ценности тесно соединяют  право с нравственностью, возрождают во всей полноте такие категории, как совесть, справедливость, честь, достоинство, милосердие.

История России феноменальна. Изучение проблем преступности в  России, ее профилактики имеет тоже богатую историю.

Масштабы и темпы роста  преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению  социальной реформы, порождающих у  граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих  доверие к органам власти и  управления, к проводимой государством политики, напрямую угрожает российским стратегическим интересам и национальной безопасности. Одним из наиболее существенных факторов, определяющих криминальную ситуацию, является ослабление социального  контроля над преступностью. Существовавшая ранее система контроля за личностью  ушла в прошлое, новая же, адекватная современной криминогенной ситуации в России, пока не построена. Правоохранительная система, несущая основное бремя  контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный, с одной стороны, определенным разрушением кадрового  ядра, а с другой – снижением  доверия населения, правовым нигилизмом.

Решение проблем борьбы с  преступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования  сил, средств и методов различных отраслей знаний.

Мы рассматриваем историю  правового регулирования оперативно-розыскной  деятельности в неразрывной связи  с историей становления и развития российской государственности. Следовательно, основные периоды развития правового  регулирования ОРД в основном совпадают с этапами формирования российской государственности. Отсюда в истории России можно выделить (с известной долей условности) три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

Правовая регламентация  сыскной работы в Российской Империи (XVIII в. – начало ХХ в.).

В данном пункте можно выделить еще несколько значимых этапов:

регламентация розыска до преобразований Петра I;

правовая регламентация  розыскной работы со времени преобразований Петра I и до 60 - х годов ХIХ в.;

нормативно-правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности с 60-х гг. ХIХ в до начала ХХ в (до марта 1917 г.).

Правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991г.)

Второй, советский период разделен на четыре достаточно значимых этапа: середина 1918г. – 1930 г.; 1931 г. – 1952 г.; 1953 г. – середина 70-х г.г.; середина 70 - х г.г. – август 1991г.

Правовое регулирование  ОРД в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время).

Наряду с указанными основными  периодами в нормативной регламентации  оперативно-розыскной деятельности, в ХХ столетии нами выделяются еще  два, относительно кратковременных, но весьма содержательных (условно названных  переходными) периода:

1) с момента отказа  Временного правительства от  нормативных правил розыска царской  России и до установления в  Советской России собственных  нормативно-правовых рамок негласной  розыскной работы (март 1917 г. –  середина 1918 г.);

2) период современной  “смены вех”, т.е. период постепенного  замещения нормативных актов  Советского Союза российскими  нормативными актами и, одновременно, регламентация оперативно-розыскной  работы не в подзаконных актах,  а на уровне законов (август 1991 г. – март 1992 г.).

Таким образом, история развития правового регулирования ОРД  в России в XVIII – ХХ вв. насчитывает три основных периода.

Анализ содержания соответствующих  нормативных актов свидетельствует  о зависимости выбора властями того или иного уровня правового регулирования  сыскной работы от социально-политической и экономической обстановки в  стране. С ростом демократических  завоеваний уровень правовой регламентации  негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно  возрастал и, наоборот, с началом  очередной полосы внутренних потрясений, войн и т.п. законодатель, как правило, ужесточал правовой режим негласной  работы этих органов и служб.

1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в

 

История правовой регламентации  сыскной работы на Руси начинается с ХVIII в. Еще в первой редакции “Русской Правды” (“Суд Ярослава”) упоминалось  о таких формах розыска, как “свод” и “гонение следа” (описанном в  ст. 77 Пространной правды. В условиях, когда древнее Русское государство  еще не имело специальных органов  уголовного розыска, правило “куда  приведет след, там и находится  преступник” позволяло осуществлять розыск без представителей государственной  власти. Они являлись прообразом будущего уголовного розыска (проводимого как  в рамках современного уголовного процесса, так и в ходе оперативно-розыскной  деятельности.). Однако как раз с преобразований Петра I, направленных на формирование новой государственности, становится наиболее заметной тенденция на усиление регламентации тайной сыскной работы (понимаемой в “широком” смысле слова), впоследствии названной оперативно-розыскной.

Именно в годы правления  Петра I предпринимается попытка  ввести регулярную полицию, создается  орган политической полиции –  Тайная канцелярия розыскных дел (1718 г.) восстанавливается институт сыщиков  и, кроме того, издается инструкция (1719 г.), которая разрешала создавать розыскные команды из военнослужащих. Разведывательная работа именно в эти годы впервые приобретает правовую основу. Однако эти акты не предназначались для регламентации собственно ОРД, и поэтому нет достаточных оснований утверждать о наличии системного подхода в правовом регулировании негласной работы в это время.[9]

Основным нормативным  актом этого периода является изданный в 1782 году Устав благочиния, или Полицейский. Он содержал важные правила организации полиции, а  также положения, касающиеся компетенции  полицейских органов (в частности, на полицию возлагались обязанности  по контролю за общественными организациями). По мнению некоторых ученых, именно Устав благочиния окончательно отделил  судебную власть от следственно-розыскной, а последняя была передана в руки общей полиции. Причем Устав не потерял значения и в начале ХIХ в.

В первой половине ХIХ в., т.е. до известной судебно-правовой реформы 60 - х годов, было принято  еще несколько актов, в той  или иной мере регламентировавших розыск: “О средствах к исправлению полиции  в городах”, “Учреждение и наказ  министру полиции” и Положение о  земской полиции 1837 года. Вместе с  тем в первой половине ХIХ в. компетенция  полиции оставалась в основном той  же, что и ранее.

1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.)

Со второй половины ХIХ  в. и до начала ХХ в. отмечаются две  волны нормативно-правовых преобразований полицейской системы, которые непосредственно  затронули организацию розыскной  работы: реформы 1862 г. и 1880 г. Если важнейшей  причиной первой “волны” являлась крестьянская реформа 1861 г., то вторая была вызвана желанием Александра II “положить предел беспрерывно повторяющимся  покушениям дерзких злоумышленников  поколебать в России государственный и общественный порядок” (О создании Верховной распорядительной комиссии по охране государственного и общественного спокойствия: Указ // ПСЗ. Собр. 2. Т.55 № 60492). Поэтому совершенствование правовой регламентации сыскной работы проходило под знаком разработки более действительных правил борьбы с нарастающей революционной деятельностью. В это время принимается серия нормативных актов.[9]

В частности, в Положении  о негласном полицейском надзоре (1882 г.) предусматривалось проведение полицией негласного надзора как  способа предупреждения государственных  преступлений посредством наблюдения за лицами сомнительной благонадежности.

Еще в начале ХХ в. в России уголовный сыск, важнейшая часть  оперативно-розыскной деятельности, было урегулирован Законом от 06 июля 1908 г. “Об организации сыскной  части”. В соответствии с ним  в 89 городах Российской Империи в  структуре полицейских управлений для производства розыска по делам  общеуголовного характера как в  городах, так и в уездах были образованы сыскные отделения. Законом предусматривался контроль со стороны прокуроров за деятельностью сыскных отделений. Причем первые вправе были давать поручения  чинам сыскных отделений по производству розыска. Кроме того, в Законе были сформулированы задачи сыскных отделений. Ими являлись производство розыска  по делам общеуголовного характера. Наряду с этим сыскные отделения  обязаны были проводить дознание по преступлениям, а также выполнять  отдельные поручения не только прокуроров, но и судебных следователей. Таким  образом, совершенствующаяся полицейская  практика начала ХХ в. с неизбежностью  привела к необходимости регулирования  отношений в оперативно-розыскной  деятельности на законодательном уровне, то, что и произойдет через восемьдесят  с небольшим лет, оперативная  практика наших дней приведет к такому же выводу и современного российского законодателя.

Отметим, что временные  границы окончания этого этапа  правового регулирования оперативно-розыскной  деятельности не совпадают с датой  свержения самодержавия и победы Февральской буржуазно-демократической  революции 23 - 27 февраля 1917 г., т.к. отдельные  нормативные акты, регламентирующие сыскную работу, формально не были отменены и продолжали действовать  еще некоторое время.

Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность