Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.

Содержание

Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

К.р. право - копия.docx

— 78.64 Кб (Скачать документ)

1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.)

 

Его характерными чертами  являлись следующие:

Во-первых, временное буржуазно-демократическое  правительство под давлением  широких революционных масс вынуждено  было отметить царские нормативные  акты о “широкой” оперативно-розыскной  деятельности, в частности Положение  о контрразведывательных отделениях и “Наставление по контрразведке  в военное время”. Им же были ликвидированы  политическая полиция и жандармери (военная контрразведка осталась нетронутой).

Кроме того, учитывая значимость такого звена полиции, как сыскные  отделения, Временное правительство  предложило их не “упразднять, а передать в ближайшем будущем Министерству юстиции. [9]

Во-вторых, первые месяцы после  Великой Октябрьской социалистической революции (до середины 1918 г.) в Советской  России негласная работа вообще не регламентировалась. Ее регулирование  проводилось на основе “революционного  сознания”. Наряду с этим оригинальным “правовым” источником применялись  также правила Временных положений.

Вместе с тем следует  отметить, что уже в июле 1917 года в столице создается Управление уголовного розыска. Причем розыск и  следствие ведутся в рамках общего суда и местного самоуправления.

1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.)

 

За более чем семьдесят  лет правления Советской власти в правовом регулировании негласной  оперативной работы можно выделить несколько самостоятельных этапов.

Первый этап (середина 1918 г. – 1930 г.) – это период возникновения  и становления правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности в Советской России. Точную дату отсчета данного периода установить достаточно сложно, т.к. в начале своей  деятельности органы ВЧК не имели  агентурного аппарата. Его создание было официально разрешено лишь после  решения Президиума ВЧК в феврале 1918 года и лишь спустя несколько  месяцев органы ВЧК начали устанавливать  внутреннее агентурное наблюдение в  антисоветских партиях, организациях, группах и на особо важных объектах. Поэтому условно начало этого  этапа определено с середины 1918 года.

Субъекты оперативно–розыскной деятельности: органы ВЧК – ГПУ  при НКВД РСФСР – ОГПУ при СНК  СССР и оперативно-розыскные подразделения  рабоче-крестьянской милиции НКВД. Отметим, что до октября 1918 года центрального аппарата уголовного розыска вообще не существовало, и руководили оперативно-розыскными органами местные советы. Впоследствии, в 1922 году уголовный розыск был выведен  из органов милиции. В центре же было создано Управление уголовного розыска, ведавшее оперативно-розыскной деятельностью  на всей территории РСФСР. В дальнейшем органы уголовного розыска неоднократно подвергались реорганизации. Причем “политика  Коммунистической партии всецело определяло направления и формы борьбы ВЧК  с врагами Советской власти, а  претворение в жизнь политической линии партии составляло главное  содержание всей деятельности чекистских органов”.

В это время происходит трансформация взглядов власть имущих на предназначение негласной работы. От попыток воплотить на практике принцип “цель оправдывает средства”  и направить деятельность ВЧК  на беспощадную борьбу с контрреволюцией – до реализации нормативно-правовых установок по … осуществлению негласного надзора за “противосоветскими политическими партиями, группами и лицами”, пересечением всякого рода контрреволюционных явлений, а также шпионажа, спекуляции, бандитизма и преступлений по должности. [9]

Объективные и субъективные факторы, наиболее повлиявшие на суть, содержание и форму правового  регулирования оперативно - розыскной  деятельности.

 Среди них отметим  следующие:

- совершение Великой Октябрьской социалистической революции;

- гражданская война и разруха в стране, разгул политического бандитизма и преступности в целом;

- принципиальная смена приоритетов в уголовно-правовой политике Советского государства по сравнению с политикой царского самодержавия и установками буржуазно-демократического Временного правительства;

- практическое преодоление заблуждений коммунистической теории о необходимости отказа от применения негласных сил и средств в оперативно-розыскной деятельности;

- образование в 1922 году Союза ССР и т.д.

Второй этап (1931 – 1952 г.г.) – это период реакции и его  господства в правовом обеспечении  ОРД. Хотя уже со второй половины 20 - х годов организационно-правовые изменения и развития авторитарного  политического режима (в том числе  в спецорганах, осуществлявших ОРД), точкой отсчета данного этапа  правового регулирования негласной  работы автором выбрана дата принятия Инструкции по учету и агентурной разработке антисоветских и контрреволюционных элементов по линии Секретно-политического  отдела (объявлена приказом ОГПУ № 298/175 в июле 1931 г.). По существу правовое регулирование ОРД было переориентировано  и подчинено цели и задачам  карательно-репрессивной политики государства, т.е. острие отечественной контрразведки направлялось во внутрь страны на борьбу с так называемыми “враждебными силами”.

Среди предпосылок к переходу на данный этап правового регулирования  ОРД следует выделить усиление влияния  диктата И.В. Сталина в коммунистической партии и государстве, фактическое  подчинение органов безопасности интересам  одной личности.

Характерные черты и особенности данного этапа.

Во-первых, правовое регулирование  оперативно - розыскной деятельности полностью переориентировано на решение задач по укреплению личной власти И.В. Сталина.

Во-вторых, бурно протекал процесс подчинения порядка регламентации  оперативно-розыскной деятельности целям карательной политики государства.

В-третьих, именно в это  время произошла окончательная  трансформация и закрепление  в нормативных актах не правовых положений (прежде всего - о политическом преследовании и проведении “актов возмездия”).

В-четвертых, на практике фактически игнорировались “устаревшие” положения  нормативных актов о прокурорском надзоре за негласной работой (в  частности, за оперативно-розыскными мерами органов дознания).

Третий этап (1953 – середина 70 - х годов). За этот временной отрезок  происходит постепенный отказ власть имущих от порочной практики закрепления  произвола в нормативных актах, регламентирующих ОРД, что являлось характерным для периода культа личности И. В. Сталина. Именно в январе 1953 года выходит постановление ЦК КПСС “Об органах МГБ”, в соответствии с которым органы госбезопасности  были в очередной раз отделены от органов внутренних дел, а в  сентябре того же года произошла ликвидация Особого Совещания при МВД  СССР. Субъектами, осуществляющих ОРД, являлись МГБ – КГБ при СМ СССР и МООП – МВД СССР.

Характерные черты и особенности  данного этапа:

1) формирование двух различных нормативно-правовых ведомственных платформ (в МВД и КГБ при СМ СССР), предназначенных регулировать единую по сути оперативно-розыскную деятельность;

2) закрепление в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и в аналогичных статьях Уголовно-процессуальных кодексов союзных республик правил об обязанностях органов дознания по осуществлению оперативно - розыскной деятельности;

3) отказ от нормативного закрепления тотального беззакония, характерного для предыдущего периода правового регулирования ОРД;

4) нормативно-правовое закрепление попыток законодателя возродить вневедомственный (прокурорский) надзор за законностью ОРМ, применяемых органами дознания.

Четвертый или последний  этап в советской истории (середина 70 - х годов – август 1991 года.) –  это период стабилизации правового  регулирования ОРД и, одновременно, время подготовки “революционных”  изменений ее правовой регламентации.

Субъектами, осуществляющих ОРД, являлись органы внутренних дел  и безопасности (последовательно  КГБ при Совете Министров СССР, КГБ СССР и межреспубликанская служба безопасности).[9]

После создания в середине 70 - х годов “фундаментальных правовых основ агентурной работы” ее правила  существенно не менялись на протяжении более чем десятилетия (во всяком случае, в органах безопасности), хотя объективная необходимость в этом имелась.

Застойные тенденции в  правовом регулировании ОРД фиксировались  на уровне ведомств, но далее этого, как свидетельствует история, дело почти не двигалось. Отдельные просчеты, имевшие место в оперативной  работе, стали перерастать в нечто большее.

Особенности правового регулирования  ОРД на данном этапе:

- отсутствие современных изменений в основных правовых положениях;

- продолжающаяся ведомственная разобщенность нормативно-правовой регламентации единой сыскной работы;

- обилие внутриведомственных нормативных актов, порой, по-разному регулирующих схожие (или не тождественные) ситуации ОРД;

- появление “первых ласточек” предстоящего законодательного регулирования основных нормативных положений ОРД – закрепление нормативных положений об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в нескольких законодательных актах (Основах уголовного судопроизводства, Закона СССР “О Государственной границе СССР” и “Об органах государственной безопасности в СССР”, а также в Законе РСФСР “О милиции”).

1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.)

 

Он начался с распадом СССР и длился до момента принятия в суверенной России 13 марта 1992 года Закона об ОРД. Особенностью этого периода  являлось то, что на этом достаточно небольшом временном отрезке  в основном продолжали действовать  нормативные акты бывшего СССР (юридически уже не существующего), т.е. в основном секретные акты КГБ СССР и МВД  СССР.

Кроме того, отметим, что  правовое регулирование ОРД в  России развивалось и продолжает развиваться не только во времени, но и в пространстве.

Широко известно, что только в течении ХХ столетия на территории бывшей царской России возникали, существовали и исчезали десятки различных  государственно-правовых образований. Королевство Польское как неотъемлемая часть Российской Империи в начале века и суверенное Польское государство  в дальнейшем, а затем Республика Польша. Великое княжество Финляндское  как “особая” область государства  Российского в начале рассматриваемого периода, во внутренних делах управляется  особыми установленными на основании  особого законодательства, и Финляндская  Республика, как суверенное государство, - впоследствии. А образование в 1922 году СССР и вхождение в него ряда государств (последним по времени было вхождение в 1944 году Тувы)? А выход в конце 80 - х – начале 90 - х годах из состава СССР Прибалтийских республик, республик Закавказья, Средней Азии и др.? Наконец, распад векового союза славянских народов – российского, украинского и белорусского. Все это, разумеется, самым непосредственным образом влияло правовое регулирование ОРД.

1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время)

 

Современный (постсоветский) период правового регулирования  ОРД в России можно назвать  наиболее значительным среди всех периодов в отечественной истории правовой регламентации оперативно-розыскной  деятельности. С правового регулирования  негласной работы в основном на подзаконном  уровне сделан резкий скачок на уровень  законодательной регламентации.

Характерные черты и особенности  данного этапа:

- закрепление общих правил ОРД на развивающем уровне правового регулирования вместо подзаконного (т.е. перераспределение нормативно-правового материала с ведомственного на законодательный уровень);

- выделение основных правил ОРД из ранее имевшегося в подзаконных актах конгломерата правовых предписаний и их обособление в оперативно-розыскном законе, т.е. начало процесса кодификации правовых норм ОРД (в начале в Законе об ОРД, а затем – в ФЗ об ОРД);

- резкое усиление значения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности;

- необходимость учета в правовой регламентации отдельных направлений ОРД такого фактора, каким является непосредственное действие конституционных норм;

- нормативное закрепление неразрешенного противоречия между старым и новым пониманием цели ОРД: в “узком” смысле слова - между необходимостью борьбы с преступностью и защите человека и общества от преступных посягательств; в “широком” смысле слова – между необходимостью борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью “противника и враждебных элементов” (получением информации о них) и обеспечением безопасности личности, общества и государства;

- законодательное определение ОРД;

- существенное законное расширение субъектов (государственных органов), наделенных правами на осуществление ОРД и резкое обострение необходимости правовой регламентации, с одной стороны, специфики каждого из субъектов (включая раздел сфер влияния), а с другой – выделение общих правовых положений, единых для всех субъектов, осуществляющих ОРД;

- необходимость обязательной государственной регистрации в Минюсте России ведомственных оперативно-розыскных актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, а также нормативных актов, которые носят межведомственный характер;

- правовая регламентация вневедомственного контроля и надзора за состоянием законности в ОРД;

- включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права, например, возникающие в сфере частной детективной деятельности.

Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность