Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.

Содержание

Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

К.р. право - копия.docx

— 78.64 Кб (Скачать документ)

Закон о Государственной  границе определяет, что органы и  войска ФПС России охраняют Государственную  границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск  через Государственную границу. В этих целях они проводят ОРД (ст. 30).

В п. 14 ст. 11 “Права федеральных  органов налоговой полиции” Закона о федеральных органах налоговой  полиции предусмотрено проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативное внедрение.

Предписаниями ч. 7 ст. 34 “Охрана  подозреваемых и обвиняемых и  надзор за ними” Федерального закона о содержании под стражей предусмотрено, что “в местах содержания под стражей  в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия  в порядке, предусмотренном законом”.

Четвертую группу актов составляют иные, кроме законов, нормативные  правовые акты федеральных органов государственной власти:

a.) акты Президента Российской Федерации;

 б.) акты представительного  и законодательного органа Российской  Федерации (парламента);

 в.) акты Правительства  РФ.

Пятую группу составляют нормативные  акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность или ее контролирующих.

Во-первых, нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения  непосредственно проводят ОРД, это:

а) акты, принимаемые конкретными министерством и ведомством;

б) акты, принимаемые совместно  министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД.

Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, закрытый (служебный или секретный) характер и должны регламентировать, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального Закона об ОРД, исключительно  организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Во-вторых, это нормативные  правовые акты Генеральной прокуратуры  России. Ее ведомственные акты (приказы  и др.), согласно ст. 4 Федерального Закона об ОРД, не входят в число актов, принадлежащих  к правовой основе ОРД (прокуратура  не указана в ст. 13 Федерального Закона об ОРД среди иных органов, правомочных  осуществлять оперативно-розыскную  деятельность). Тем не менее ее акты для законного осуществления  оперативно-розыскной деятельности весьма значительны (например: Об организации  прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений. – Приказ Ген. прокурора от 21 февраля 1996г. № 10; О разграничение компетенции  территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур. –  Приказ Ген. прокурора от 09 апреля 1996 г. № 24; Об организации надзора за исполнением Федерального Закона “Об  оперативно-розыскной деятельности”. – Приказ Ген. прокурора от 09 апреля 1996 года № 48 и др.).

Необходимо отметить, что  нормативно-правовые акты данной группы источников правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие  межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в  Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 04 ноября 1993 года за № 1187 и в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации  ведомственных нормативных актов, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 08 мая 1992 года за № 305, а также в соответствии с правилами отбора и направления  нормативных актов, имеющимися в  каждом из ведомств, осуществляющих ОРД.

Кроме того, оперативным  сотрудникам и другим правоприменителям  следует знать, что в российском законодательстве предусмотрена система  защитных нормативно-правовых мер, направленных на недопущение разглашения тайны  личной жизни граждан и некоторых  видов профессиональной тайны. Об этом нельзя забывать, осуществляя оперативно-розыскные  мероприятия.

2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика

 

Как уже отмечалось, предписаниями  нормативных актов, составляющих правовую основу ОРД, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений  в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем указано  в ст. 4 Федерального Закона об ОРД. Раскрывая  такие дополнительные правовые источники, целесообразно представить их в  определенной системе.

Во-первых, это нормативные  правовые акты, составляющие основу оперативно-розыскной деятельности.

Важно и то, что Закон  Российской Федерации об ОРД 1992 г. определил  в общих чертах нормативно–правовой  статус субъектов оперативно-розыскной  деятельности. В интересах его  детализации, учитывая многосубъектный  характер Закона Российской Федерации  об ОРД 1992 г., законодателем в соответствии с концепцией реформирования правовой системы в Российской Федерации  был принят в 1992 — 1995 г.г. и ряд  иных законов, определяющих нормативно-правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Среди них были Закон  Российской Федерации “Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы”; Закон Российской Федерации “О федеральных  органах государственной безопасности”; Закон Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации “О федеральных  органах государственной безопасности”; Закон Российской Федерации “О внешней  разведке”; Закон Российской Федерации  “О государственной границе Российской Федерации”; Закон Российской Федерации  “О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных  лиц”; Закон Российской Федерации  “О федеральных органах налоговой  полиции”; Закон Российской Федерации  “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”. Этим был изменен подход к формированию правовой основы оперативно-розыскной деятельности, и если здесь ранее доминировали положения ведомственных правовых актов, а оперативно–розыскная деятельность была урегулирована на законодательном уровне в фиксационной форме в уголовно-процессуальном законе, то с принятием в 1992 г. Федерального Закона об ОРД и иных законодательных актов Российской Федерации, входящих в состав оперативно-розыскного законодательства, ключевую роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности стали выполнять нормы этих законов.[8, с. 230]

Таким образом, легитимность оперативно–розыскной деятельности стала  подтверждать не частная норма уголовно-процессуального  закона, регламентирующего совсем иную по правовой природе, чем ОРД, функцию  уголовной юстиции, а закон, непосредственно  определяющий различные аспекты  оперативно-розыскной работы как  самостоятельного вида правоохранительной деятельности. В итоге несомненным  является факт появления оперативно-розыскного законодательства, то есть, как упоминалось  ранее, совокупности изданных уполномоченными  правотворческими органами нормативных  актов, важнейшими из которых является:

 - во-первых, Федеральный Закон об ОРД, занявший ключевое место в правовой основе оперативно-розыскной деятельности;

- во-вторых, законодательные акты, определяющие нормативно-правовой статус и направления деятельности оперативно-розыскных ведомств.

Принципиально важно здесь  то, что правовое регулирование оперативно-розыскной  деятельности после принятия пакета вышеуказанных законов стало  в основном соответствовать международным стандартам.

Во-вторых, самостоятельную  группу нормативных источников составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно  предназначенных регулировать специфические  оперативно-розыскные отношения, однако в силу универсального характера  изложенных в них предписаний, в  обязательном порядке реализуемые  в ОРД. Это:

а) Кодекс РФ об административных правонарушениях;

б) Законы РФ: “Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1995 г. с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г.; “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25 июня 1993 г.;

в) Федеральные законы: “Об  основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г.; “О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 года; “Об оружии”  от 13 декабря 1996 г., вступившего в  действие с 01 июля 1997 года и др.

В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового  характера, это:

Европейская Конвенция о  защите прав человека и основных свобод (принятая Советом Европы 04 ноября 1950 года, вступившая в силу с 03 сентября 1953 г.);

Международный пакт о гражданских  и политических правах (принят на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.).

Конвенция против пыток и  других жестоких, бесчеловечных или  унижающих достоинство видов  обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.);

Применяя на практике указанные  правовые источники, следует иметь  в виду, что в соответствии с  правилами ч. 3 ст. 5 Федерального Закона “О международных договорах Российской Федерации” от 15 июля 1995 г. положения  официально опубликованных международных  договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных  актов для применения, действуют  на территории России непосредственно. В ином случае, наряду с международным  договором, России необходимо применять  соответствующий национальный (внутригосударственный) нормативный правовой акт, принятый для реализации положений конкретного  международного договора.

 

Кроме названных трех групп  нормативных правовых актов, нельзя не упомянуть о том, что отдельными государственными органами принимаются  специальные документы, которые  предназначены разъяснять предписания  законодательных и иных актов  в области оперативно-розыскной деятельности.

2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни

 

В теории права под правовым регулирование понимается специфическая  деятельность государства, его органов  и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых  случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких  отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще – функциональное, управленческое. Правовое регулирование оперативно-розыскной  деятельности также носит функциональный характер. Причем в этой работе посредством  правовых норм регулируются отношения  между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным  законом объекты) в связи с  необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Таким образом, правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности – это нормативно - властное воздействие  Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней  общественные отношения с целью их упорядочивания.[6, с. 98]

Пределы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности.

Важное значение для правильного  понимания предназначения и содержания оперативно-розыскной деятельности имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования. От его  решения во многом зависит действительность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб. Однако теоретическое изучение пределов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности затрудняет то обстоятельство, что в теории российского права еще не сложился единый подход к пониманию пределов общего правового регулирования. Разделяя точку зрения Ф.Н. Фаткуллина, понимающего под пределами правового регулирования обусловленные определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права, и, основываясь на настоящей дефиниции, дадим определение пределов ее правового регулирования.

И так, пределы правового  регулирования общественных отношений  в оперативно-розыскной деятельности – это обусловленные объективными и субъективными факторами границы  государственно-властного вмешательства  в общественные отношения, возникающие  в связи с наличием достаточной  степени вероятности совершения преступления или с его совершением  и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением  посредством применения специальных  сил, средств и методов, а также  совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

При исследовании пределов правового регулирования оперативно-розыскной  деятельности нельзя не опираться на общие закономерности, выработанные теорией права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования  предполагает анализ по крайне мере двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств:

- во-первых, тех факторов, от которых, так или иначе, зависят границы данной деятельности;

- во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.

Факторы, обуславливающие  пределы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности.

Первый фактор, от которого зависят пределы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т.е. общественные отношения, подлежащие регулированию и упорядочению. Следовательно, вся оперативно-розыскная  деятельность (понимаемая как в “широком”, так и в “узком” смысле слова) вполне может быть подвергнута правовому  регулированию. Причем выбор того или  иного варианта регулирования во многом зависит от воли законодателя.

Суть второго фактора  заключается в том, что при  наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере  оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому  регулированию только при наличии  в них объективной возможности  выбора того или иного правила  поведения. При отсутствии такой  возможности не определена, не урегулирована  и норма поведения. То есть сфера  регулирующего воздействия права  ограничивается нормативно-обозначенными  вариантами поведения человека в  каждой данной типовой ситуации.

Третьим фактором, определяющим пределы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности, является заинтересованность государства  и целесообразность его воздействия  на те или иные общественные отношения  при помощи права, обусловливаемые  не только объективными тенденциями  развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом.

Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность