Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.
Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45
Закон о Государственной границе определяет, что органы и войска ФПС России охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они проводят ОРД (ст. 30).
В п. 14 ст. 11 “Права федеральных
органов налоговой полиции” Закона
о федеральных органах
Предписаниями ч. 7 ст. 34 “Охрана
подозреваемых и обвиняемых и
надзор за ними” Федерального закона
о содержании под стражей предусмотрено,
что “в местах содержания под стражей
в целях выявления, предупреждения,
пресечения и раскрытия преступлений
проводятся оперативно-розыскные
Четвертую группу актов составляют иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти:
a.) акты Президента Российской Федерации;
б.) акты представительного
и законодательного органа
в.) акты Правительства РФ.
Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.
Во-первых, нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят ОРД, это:
а) акты, принимаемые конкретными министерством и ведомством;
б) акты, принимаемые совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД.
Нормативные правовые акты
этой группы носят, как правило, закрытый
(служебный или секретный) характер
и должны регламентировать, согласно
ч. 2 ст. 4 Федерального Закона об ОРД, исключительно
организацию и тактику
Во-вторых, это нормативные
правовые акты Генеральной прокуратуры
России. Ее ведомственные акты (приказы
и др.), согласно ст. 4 Федерального Закона
об ОРД, не входят в число актов, принадлежащих
к правовой основе ОРД (прокуратура
не указана в ст. 13 Федерального Закона
об ОРД среди иных органов, правомочных
осуществлять оперативно-розыскную
деятельность). Тем не менее ее акты
для законного осуществления
оперативно-розыскной
Необходимо отметить, что
нормативно-правовые акты данной группы
источников правового регулирования
оперативно-розыскной
Кроме того, оперативным
сотрудникам и другим правоприменителям
следует знать, что в российском
законодательстве предусмотрена система
защитных нормативно-правовых мер, направленных
на недопущение разглашения тайны
личной жизни граждан и некоторых
видов профессиональной тайны. Об этом
нельзя забывать, осуществляя оперативно-
Как уже отмечалось, предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу ОРД, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем указано в ст. 4 Федерального Закона об ОРД. Раскрывая такие дополнительные правовые источники, целесообразно представить их в определенной системе.
Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие основу оперативно-розыскной деятельности.
Важно и то, что Закон
Российской Федерации об ОРД 1992 г. определил
в общих чертах нормативно–правовой
статус субъектов оперативно-
Таким образом, легитимность
оперативно–розыскной деятельности стала
подтверждать не частная норма уголовно-
- во-первых, Федеральный Закон об ОРД, занявший ключевое место в правовой основе оперативно-розыскной деятельности;
- во-вторых, законодательные акты, определяющие нормативно-правовой статус и направления деятельности оперативно-розыскных ведомств.
Принципиально важно здесь
то, что правовое регулирование оперативно-
Во-вторых, самостоятельную
группу нормативных источников составляют
законодательные акты России, хотя
и не содержащие правовых институтов
(норм) или отдельных правил, непосредственно
предназначенных регулировать специфические
оперативно-розыскные
а) Кодекс РФ об административных правонарушениях;
б) Законы РФ: “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1995 г. с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г.; “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25 июня 1993 г.;
в) Федеральные законы: “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г.; “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 года; “Об оружии” от 13 декабря 1996 г., вступившего в действие с 01 июля 1997 года и др.
В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера, это:
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принятая Советом Европы 04 ноября 1950 года, вступившая в силу с 03 сентября 1953 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.).
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (от 10 декабря 1984 г.);
Применяя на практике указанные
правовые источники, следует иметь
в виду, что в соответствии с
правилами ч. 3 ст. 5 Федерального Закона
“О международных договорах
Кроме названных трех групп нормативных правовых актов, нельзя не упомянуть о том, что отдельными государственными органами принимаются специальные документы, которые предназначены разъяснять предписания законодательных и иных актов в области оперативно-розыскной деятельности.
В теории права под правовым
регулирование понимается специфическая
деятельность государства, его органов
и должностных лиц по упорядочению
общественных отношений путем установления
правовых норм и принятия в необходимых
случаях индивидуально
Таким образом, правовое регулирование
оперативно-розыскной
Пределы правового регулирования
оперативно-розыскной
Важное значение для правильного
понимания предназначения и содержания
оперативно-розыскной
И так, пределы правового
регулирования общественных отношений
в оперативно-розыскной
При исследовании пределов
правового регулирования
- во-первых, тех факторов, от которых, так или иначе, зависят границы данной деятельности;
- во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.
Факторы, обуславливающие
пределы правового
Первый фактор, от которого
зависят пределы правового
Суть второго фактора
заключается в том, что при
наличии определенной воли законодателя
общественные отношения в сфере
оперативно-розыскной
Третьим фактором, определяющим
пределы правового
Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность