Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.

Содержание

Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

К.р. право - копия.docx

— 78.64 Кб (Скачать документ)

3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц

 

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным  законом. В этом предписании Федерального Закона об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации  принцип равенства всех перед  законом и судом. Тем самым  в отношении каждого может  проводится ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств.

Единственным исключением  из правил равенства каждого перед  законом служат специальные упоминания в соответствующих федеральных  законах.

Так, в соответствии с  Конституцией РФ неприкосновенны Президент  РФ, депутаты палат Федерального Собрания РФ и судьи, согласно Федеральному конституционному закону “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” - Уполномоченный, а Федерального закона о прокуратуре – прокуроры  и следователи органов прокуратуры (поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений – например, по делу оперативного учета.).

 

 

 

 

 

3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды

 

Правильное применение Федерального Закона об ОРД подразумевает точное, недвусмысленное восприятие правоприменителем  содержания его нормы. В свою очередь  этого нельзя достигнуть без толкования закона.

Поэтому под толкованием  оперативно–розыскного закона понимается деятельность государственных органов, а также непосредственного правоприменителя (оперативника, следователя, прокурора, судьи и др.), направленная на разъяснение  и (или) уяснение смысла и содержания волеизъявления законодателя, выраженного  в конкретной норме (предписании) Федерального Закона об ОРД, ее направленности, точного  определения содержания нормы и  ее соотношения с другими правовыми  нормами законодательства в области  ОРД.

Использование в оперативно-розыскном  законе терминов, заимствованных из ряда отраслей знаний о различных видах  юридической деятельности, в обязательном порядке должно соответствовать  по смыслу и содержанию таких терминов. Нельзя толковать не оперативно-розыскные  термины в угоду сложившейся  оперативной практике, разъяснять их в ином смысле, чем это принято  в соответствующей отрасли знания, из которой они перешли в оперативно-розыскное  законодательство.

Виды толкования оперативно-розыскного закона классифицируются по различным  основаниям. Выделим среди них следующие:

1. По степени обязательности (юридической силе) делятся на официальные (аутентичное, нормативное и казуальное) и неофициальные (доктриальное (научное) и текущее). Некоторые ученые выделяют еще и судебное толкование норм оперативно - розыскного закона.

2. По объему толкования – это буквальное (когда смысл и словесное содержание правовой нормы (части нормы) совпадают), ограничительное (при уяснение содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение) и распространительное.

3. В зависимости от приемов (способов) толкования – грамматическое (языковое), логическое (на основании законов логического мышления), систематическое (сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области ОРД), уяснение ее места в иерархии законодательных актов) и историческое (путем сопоставления толкуемой нормы с ранее применявшейся аналогичной нормой закона).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса.

Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение  понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и  обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др.

Содержание оперативно-розыскной  деятельности рассматривается во взаимосвязи  субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением  его объектам ОРД. Оперативно-розыскная  деятельность в известной мере носит  характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов  и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего  выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление  и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

Законодатель четко определил  субъектов этой деятельности путем  их перечисления (см. ст.13), а также  предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов  регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными  нормативными правовыми актами, определяющими  компетенцию субъектов, порядок  их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Совокупность перечисленных  и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов  и гарантии прав объектов оперативно-розыскных  мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны как первым, так и  вторым. Первым предписывает действовать  в строго установленном законом  и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны  субъектов ОРД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Список нормативных актов

    1. Конституция РФ
    2. Уголовный Кодекс Российской Федерации 2010 г.

3.  Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

4.  Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" постатейный Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. "Деловой двор", 2009 с.84-93

Список учебной и научной  литературы

5. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 2009. N 9.

6.  Гармаев Ю.П. Внешнеэкономические преступления, связанные с вывозом капиталов за рубеж: комментарий законодательства и методика расследования // Справочная правовая система "КонсультантПлюс"

7. Дмитриев Ю.А.  Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник, - М., 2009.

8. Шапкин М.А., Шумилов Ю.И.. Правоохранительные органы Российской Федерации . - М., 2009. 

Электронные ресурсы

9. http://www.ido.rund.ru/lectures/208/P2/htm

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 


Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность