Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.

Содержание

Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

К.р. право - копия.docx

— 78.64 Кб (Скачать документ)

Тенденции общественного  развития России в последние годы свидетельствуют о заинтересованности как общества в целом, так и  его индивидуумов в гораздо более  объемном и “жестком” правовом регулировании негласной деятельности правоохранительных органов и спецслужб, чем это делалось ранее.[7, с. 267]

Наконец, четвертым и пятым  факторами, влияющими на пределы  правового регулирования оперативно-розыскной  деятельности, являются соответственно индивидуальные возможности как  оперативных сотрудников, так и  других участников негласной работы, их способность к сознательному  восприятию правовых предписаний, а  также общие потенциальные возможности  права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения.

Все перечисленные объективные  и субъективные факторы взаимосвязаны  и взаимообусловлены, и только их совокупность позволяет уяснить  пределы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности.

Границы правового регулирования  общественных отношений оперативно-розыскной  деятельности. Их условно можно определить как “дальние” и “ближние”.

“Дальние” границы правового  регулирования оперативно-розыскной  деятельности проходят там, где возникает  необходимость:

- проверки информации (присущими только для сыска методами и средствами) в связи с совершением, вероятным совершением преступления или розыском без вести пропавших лиц;

- осуществления превентивных мер, не допускающих нанесение ущерба жизненно важным интересам России (в рамках оперативно-розыскной деятельности);

- ограничения конституционных прав человека и гражданина (по основаниям, указанным в Федеральном законе).

“Ближние” границы правового  регулирования оперативно-розыскной  деятельности, по существу, смыкается  с началом:

- уголовно-процессуальной деятельности (в частности при взаимодействии сыскного уголовно-розыскного процесса с дознанием и предварительным следствием);

- производства уголовно-исполнительных процедур (в процессе наблюдения за лицами, отбывающими уголовное наказание).

Уровни правового регулирования  общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности.

Различают уровни правового  регулирования в зависимости  от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой  проблемы. Для оперативно-розыскной  деятельности важно рассмотреть  уровни правового регулирования  в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования:

1. Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов.

2. Средний (развивающийся) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы.

Два названных уровня правового  регулирования общественных отношений  в оперативно-розыскной деятельности образуют единую систему ее законодательного регулирования. Законодательное регулирование  оперативно-розыскной деятельности в России – это государственно-властное нормативно-организующее воздействие  на оперативно–розыскные отношения  в специфическом виде социально  полезной юридической деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях  правового регулирования.

3. Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов.

Среди них различают:

- нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации);

- межведомственного характера;

- сугубо ведомственного характера.

 

 

 

3 Оперативно-розыскной закон

3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона

 

Оперативно-розыскной закон  – это собирательный термин, под  которым понимают комплексный нормативный  правовой акт России высшей юридической  силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно  в области оперативно-розыскной  деятельности, а также в некоторых  иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации, связанных с оперативно-розыскной  деятельностью, в частности в  контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельности.

Первый в современной  истории России был Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года “Об  оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации”. Его сменил и в настоящее время действует  Федеральный Закон об ОРД, принятый 05 июля 1995 года, подписан Президентом  Российской Федерации 12 августа 1995 года № 144 – ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования  в “Российской газете” от 18 августа 1995 г.

Федеральный Закон об ОРД  состоит из преамбулы и шести  глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических  норм.

Федеральный Закон об ОРД, в преамбуле, определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральный Закон об ОРД  является “ядром” оперативно-розыскного законодательства.

Кроме того, нормы Федерального Закона об ОРД образуют систематизирующий  нормативно-правовой массив для дальнейшего  кодификационного процесса в области  сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную и контрразведывательную, и разработки соответствующего кодекса.

В Федеральном Законе об ОРД имеются исключения из правил осуществления оперативно-розыскной  деятельности, их насчитывается восемь: они содержатся в ч. 4, 5 и 8 ст.5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст. 21.

Кроме того, в Федеральном  Законе об ОРД предусмотрены специальные  “перечни”, т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть  списков.

Перечень оперативно-розыскных  мероприятий, приведенный в ч. 1 ст. 6 Федерального Закона об ОРД, может  быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Перечень видов специальных  технических средств, предназначенных  для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной  деятельности, согласно предписаний  ч. 8 ст. 6 Федерального Закона об ОРД  устанавливается Правительством РФ. [5, с. 45]

Перечень категорий руководителей  органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, которые полномочны утверждать мотивированное постановление о  проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные  права граждан, согласно правил ч. 2 ст. 9 “Основания и порядок судебного  рассмотрения материалов об ограничении  конституционных прав граждан при  проведении оперативно-розыскных мероприятий” Федерального Закона об ОРД устанавливается  ведомственными нормативными актами.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения  в соответствии с ч. 5 ст.10 “Информационное  обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности”  Федерального Закона об ОРД определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 Перечень органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, согласно предписаний  ч. 3 ст. 13 “Органы, осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность”  Федерального Закона об ОРД  может изменяться или дополняться  только федеральным законом. 

Перечень оперативных  подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию  работы согласно правил ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД 

3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени

 

Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени  следующее: характер и содержание проводимых в России оперативно-розыскных мероприятий  определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующего во время совершения конкретных оперативно-розыскных мероприятий  и принятия соответствующих решений  субъектами оперативно-розыскной деятельности.[7, с. 159]

Наряду с этим следует  руководствоваться следующим общим  правилом:

- во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу;

- во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.

Кроме того, с учетом наличия  в Федеральном Законе об ОРД значительного  числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет  определенный нормативный акт (как  законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылается та или иная статья Федерального Закона об ОРД.

 

3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве

 

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД общим условием проведения оперативно-розыскных мероприятий  выступает возможность их осуществления  на территории России, если иное не предусмотрено  федеральным законом, т.е. принцип  территориальности. Нормы Федерального Закона об ОРД полностью применяются  на всей территории России, которая  согласно Конституции Российской Федерации  включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство на ним.

В соответствии со ст. 1 и  ст. 5 Закона о Государственной границе  территорией России являются находящиеся  в пределах ее государственных границ суша, вода, недра и воздушное  пространство. Согласно Федеральному Закону от 31 июля 1998 года № 155 – ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской Федерации” внутренние морские воды являются составной частью территории России (ст.1), а на территориальное  море, воздушное пространство над  ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирового прохода иностранных  судов через территориальное  море (ч. 4 ст. 2).

Территорией России считаются  гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные  аппараты) под флагом или с опознавательным  знаком России, не находящиеся на территории другого суверенного государства  или же не пролетающие над этой территорией. Военные корабли, плавающие  под российским флагом, а также  военные летательные аппараты (воздушные  суда) являются территорией России вне зависимости от того, где они  находятся. Однако следует помнить, что территории посольств и консульств России в иностранных государствах (включая бывшие союзные республики Советского Союза) территорией России, как правило, не являются.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в  пределах территориальных вод и  воздушного пространства России (согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ), признаются совершенными на территории России. Следовательно, для реализации целей оперативно–розыскной деятельности нормы Федерального Закона об ОРД применяются и в указанных  средах. Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве:

В ст. 12 УК РФ содержится предписание  о действие уголовного закона в отношении  лиц, совершивших преступления вне  пределов России. Предполагаем, что  создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевается вероятность  совершения ОРД за рубежом.

Исходит из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим  международным соглашением может  быть предусмотрена возможность  осуществления ОРМ за пределами  России.

С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное  море (ст. 17 Федерального Закона “О внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской Федерации”), оперативно-розыскная  деятельность возможна для обеспечения  производства расследования на борту  иностранного судна во время его  прохода в случаях, если: последствия  преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для  пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренные международными договорами России, и др. [7, с. 162]

Федеральный закон применяется  также в исключительной экономической  зоне и на пространстве континентального шельфа России.

Непосредственно в Федеральном  Законе об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ  в следственных изоляторах “чужие”  оперативники вправе проводить совместно  с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. Таким образом, этим предписанием Федерального Закона об ОРД установлено ограничение на действие территориального принципа осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность