Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.
Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45
Тенденции общественного
развития России в последние годы
свидетельствуют о
Наконец, четвертым и пятым
факторами, влияющими на пределы
правового регулирования
Все перечисленные объективные
и субъективные факторы взаимосвязаны
и взаимообусловлены, и только их
совокупность позволяет уяснить
пределы правового
Границы правового регулирования
общественных отношений оперативно-
“Дальние” границы правового
регулирования оперативно-
- проверки информации (присущими только для сыска методами и средствами) в связи с совершением, вероятным совершением преступления или розыском без вести пропавших лиц;
- осуществления превентивных мер, не допускающих нанесение ущерба жизненно важным интересам России (в рамках оперативно-розыскной деятельности);
- ограничения конституционных прав человека и гражданина (по основаниям, указанным в Федеральном законе).
“Ближние” границы правового
регулирования оперативно-
- уголовно-процессуальной деятельности (в частности при взаимодействии сыскного уголовно-розыскного процесса с дознанием и предварительным следствием);
- производства уголовно-исполнительных процедур (в процессе наблюдения за лицами, отбывающими уголовное наказание).
Уровни правового
Различают уровни правового регулирования в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. Для оперативно-розыскной деятельности важно рассмотреть уровни правового регулирования в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования:
1. Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов.
2. Средний (развивающийся) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы.
Два названных уровня правового
регулирования общественных отношений
в оперативно-розыскной
3. Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов.
Среди них различают:
- нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации);
- межведомственного характера;
- сугубо ведомственного характера.
Оперативно-розыскной закон
– это собирательный термин, под
которым понимают комплексный нормативный
правовой акт России высшей юридической
силы, предназначенный регулировать
общественные отношения преимущественно
в области оперативно-
Первый в современной
истории России был Закон Российской
Федерации от 12 марта 1992 года “Об
оперативно-розыскной
Федеральный Закон об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм.
Федеральный Закон об ОРД,
в преамбуле, определяет содержание
оперативно-розыскной
Федеральный Закон об ОРД является “ядром” оперативно-розыскного законодательства.
Кроме того, нормы Федерального Закона об ОРД образуют систематизирующий нормативно-правовой массив для дальнейшего кодификационного процесса в области сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную и контрразведывательную, и разработки соответствующего кодекса.
В Федеральном Законе об
ОРД имеются исключения из правил
осуществления оперативно-
Кроме того, в Федеральном Законе об ОРД предусмотрены специальные “перечни”, т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий, приведенный в ч. 1 ст. 6 Федерального Закона об ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Перечень видов специальных
технических средств, предназначенных
для негласного получения информации
в процессе осуществления оперативно-
Перечень категорий
Перечень дел оперативного
учета и порядок их ведения
в соответствии с ч. 5 ст.10 “Информационное
обеспечение и документирование
оперативно-розыскной
Перечень органов,
осуществляющих оперативно-
Перечень оперативных
подразделений, правомочных осуществлять
оперативно-розыскную
Основное правило действия
оперативно-розыскного закона во времени
следующее: характер и содержание проводимых
в России оперативно-розыскных
Наряду с этим следует
руководствоваться следующим
- во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу;
- во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.
Кроме того, с учетом наличия в Федеральном Законе об ОРД значительного числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылается та или иная статья Федерального Закона об ОРД.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального
Закона об ОРД общим условием проведения
оперативно-розыскных
В соответствии со ст. 1 и ст. 5 Закона о Государственной границе территорией России являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша, вода, недра и воздушное пространство. Согласно Федеральному Закону от 31 июля 1998 года № 155 – ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” внутренние морские воды являются составной частью территории России (ст.1), а на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирового прохода иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2).
Территорией России считаются
гражданские суда в открытом море
и гражданские самолеты (летательные
аппараты) под флагом или с опознавательным
знаком России, не находящиеся на территории
другого суверенного
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод и воздушного пространства России (согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ), признаются совершенными на территории России. Следовательно, для реализации целей оперативно–розыскной деятельности нормы Федерального Закона об ОРД применяются и в указанных средах. Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве:
В ст. 12 УК РФ содержится предписание
о действие уголовного закона в отношении
лиц, совершивших преступления вне
пределов России. Предполагаем, что
создание предпосылок для реализации
этой нормы подразумевается
Исходит из предписаний Закона
о международных договорах. Соответствующим
международным соглашением
С учетом того, что в исключительных
случаях уголовная юрисдикция России
осуществляется на борту иностранного
судна, проходящего через
Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.
Непосредственно в Федеральном
Законе об ОРД установлено определенное
изъятие из принципа его действия
в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ
в следственных изоляторах “чужие”
оперативники вправе проводить совместно
с работниками уголовно-
Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность