Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении и определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучение правового регулирования ОРД;
- рассмотреть историю ОРД;
- рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскного закона;
- определение правовой основы ОРД.
Введение 3
1 Оперативно-розыскная деятельность: традиции, история, практика 5
1.1 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности с преобразований Петра I до 60 - х г.г. ХIХ в 7
1.2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в. (до марта 1917 г.) 8
1.3 Первый переходный период (март 1917 г. – середина 1918 г.) 10
1.4 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.) 11
1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.) 15
1.6 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (март 1992 г. – настоящее время) 16
2 Определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности 18
2.1 Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности и их общая характеристика 27
2.2 Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни 30
3 Оперативно-розыскной закон 35
3. 1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона 35
3.2 Действие оперативно–розыскного закона во времени 37
3.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве 38
3.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц 40
3.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды 41
Заключение 43
Библиографический список 45
Согласно ст. 4 Федерального
Закона об ОРД (“Правовая основа оперативно–деятельности”)
такую основу составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный
Закон об ОРД, другие федеральные
законы и принятые в соответствии
с ними иные нормативные правовые
акты федеральных органов
Использованный законодателем термин “правовая основа оперативно-розыскной деятельности” весьма условен. Поэтому под правовой основой такой деятельности (точнее – нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.[7, с. 105]
В настоящее время ситуация
с правовым регулированием оперативно–розыскной
деятельности изменяется в сторону
признания правил, действующих в
цивилизованных странах. Тем не менее,
пока нельзя утверждать, что законотворческий
процесс закончен и определены как
оптимальные границы правового
регулирования оперативно-
Необходимо отметить, что российское законодательство в указанной сфере правового регулирования только формируется. Среди ученых нет единства, что под ним понимается. Поэтому для лучшего уяснения разнообразия теоретических воззрений, полагаем, можно свести к двум позициям:
во-первых, законодательство
в области оперативно-
во-вторых, понимаемое в “широком” смысле слова.
Оперативно-розыскное
Оперативно-розыскное
Иначе говоря, правовая система
оперативно-розыскной
В свою очередь регулирование
оперативно-розыскной
Что касается ведомственного
нормотворчества в области
Непосредственно указанные
в ст. 4 Федерального Закона об ОРД
нормативные правовые акты являются
основными в регулировании
Базовый, фундаментальный
источник правового регулирования
ОРД – это Конституция
“Ядро” правовой основы
ОРД составляют нормы самого Федерального
Закона об ОРД, принят Государственной
Думой Федерального Собрания 05 июля
1995 года; подписан Президентом Российской
Федерации 12 августа 1995 года; вступил
в силу со дня официального опубликования
в “Российской газете” 18 августа
1995 года. Это действующий комплексный
нормативный правовой акт высшей
юридической силы. Он регулирует общественные
отношения в области ОРД, а
также в сфере некоторых иных
видов деятельности правоохранительных
органов и спецслужб России, которые
взаимосвязаны с оперативно-
Другие федеральные законы, которые, в свою очередь, также можно систематизировать на несколько подгрупп:
a.) первая подгруппа состоит
из двух законодательных актов:
В УК РФ, во-первых, в ст. 14 “Понятие преступления” раскрывается содержание так называемого целеуказания для ОРД – т.е. приводится понятие преступления (преступного посягательства, согласно ст. 1 Федерального Закона об ОРД);
во-вторых, в Особенной
части излагаются так
в-третьих, в Общей части УК РФ содержатся правовые институты и нормы, реализация которых происходит в ОРД (например: ст. ст. 37 - 39, ст. 41 и ст. 42 о необходимой обороне, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, меры крайней необходимости, обоснованном риске, исполнении приказа и распоряжения и т.д.). [7, с. 124]
Согласно закона о безопасности для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в России разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в этой области, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формируются или образуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
б.) вторая подгруппа включает в себя законодательные акты, регулирующие группы общественных отношений, которые возникают в ОРД и в связи с ней. В частности – это Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года “Об информации, информатизации и защите информации”, Федеральный Закон в ред. От 17 ноября 1995 г. “О прокуратуре Российской Федерации”, Федеральный Закон от 20 апреля 1995 г. “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.
Уголовно-процессуальный кодекс
РФ (принят Государственной Думой 22
ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации
05 декабря 2001 г., вводится в действие
с 01 июля 2002 года) содержит в частности
положение, согласно которому на органы
дознания возлагается принятие необходимых
оперативно-розыскных мер в
В соответствии с Законом о государственной тайне к последней могут быть отнесены в установленном порядке сведения в области ОРД (п. 4 ст. 5):
- о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах этой деятельности, а также данные о ее финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфидентной основе с органами, осуществляющих ОРД;
- о методах и средствах защиты секретной информации и др.
В Федеральном законе об информации изложены предписания об информации о гражданах, порядке доступа граждан и организаций к информации о них, целях защиты и защите информации, защите прав на доступ к информации и др. (ст. ст. 11, 14, 20, 21 и 24).
В функции прокуратуры,
согласно ч. 1 ст. 2 “Цели и направления
прокурорской деятельности”
Нормами Федерального
закона о государственной
Особым видом второй группы
составляют законодательные акты, закрепляющие
компетенцию государственных
1) Закон РСФСР от 18 апреля
1991 года “О милиции” (с последующими
изменениями и дополнениями) –
в п. 16 ст. 11 указано, что милиция
вправе осуществлять
2) Федеральный Закон от
06 февраля 1997 года “О внутренних
войсках Министерства
3) Закон Российской Федерации
от 21 июля 1993 года “Об учреждениях
и органах, исполняющих
4) Федеральный закон от
03 апреля 1995 года “Об органах
федеральной службы
5) Федеральный закон от 10 января 1996 года “О внешней разведке”;
6) Федеральный закон от 27 мая 1996 года “О государственной охране” (п. 2 ст. 15);
в.)третья подгруппа включает
законодательные акты, правовые нормы
которых регулируют конкретные (отдельные)
общественные отношения, возникающие
в оперативно-розыскной
В Таможенном кодексе, гл. 36
“Оперативно-розыскная
Согласно Уголовно-
-обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительного учреждения, а также осужденных, уклоняющих от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (ч. 1 ст. 84).
Эта оперативно-розыскная
деятельность осуществляется оперативными
аппаратами исправительных учреждений,
а также другими
Закон о частной детективной
и охранной деятельности содержит предписания,
запрещающее частным детективам
совершать любые оперативно-
Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность