Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа
Объект исследования: основные школы и концепции социологического подхода к праву.
Предмет исследования: доктринальные подходы социологии права в различных школах социологического подхода к праву.
Цель работы: сравнить развитие социологического подхода к праву в различных школах.
Методы исследования: социологический, сравнительно-правовой, исторический.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Школы и концепции социологического подхода к праву, развиваемые западноевропейскими и американскими учёными………………………………..6
1.1 Развитие вопросов социологии права Иерингом, Еллинеком, Вебером, Дюркгеймом, Дюги, Эрлихом…………………6
1.2 Теории Хабермаса, Лумана, Леви-Бруля, Гурвича……………………………8
1.3 Концепции Паунда и Парсонса. Особенности развития социологии права в США. Реалистическая школа права США: «крайнее» и «умеренное» направления ...............................................................................................................12
2 Социологический подход к праву в России и на постсоветском пространстве………………………………..17
2.1 Теории Сорокина и Тимашёва………………………………………………...17
2.2 Развитие социологии права в дореволюционный, советский и современный периоды………………………….19
2.3 Вклад в развитие социологии права Коркунова, Ковалевского, Муромцева………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: теории и истории права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Общая теория права
на тему: Основные школы и концепции социологического подхода к праву
Студент
ФП, 1-й курс,
Руководитель
ассистент
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 29 с., 27 источников.
Объект исследования: основные школы и концепции социологического подхода к праву.
Предмет исследования: доктринальные подходы социологии права в различных школах социологического подхода к праву.
Цель работы: сравнить развитие социологического подхода к праву в различных школах.
Методы исследования: социологический, сравнительно-правовой, исторический.
Элементы научной новизны: социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству.
Область возможного практического применения: результаты курсовой работы могут быть использованы в учебном процессе, при преподавании учебного курсов «Общая теория права».
ABSTRACT
Course work: 29 p., 27 sources.
Object of research: primary schools and the concept of the sociological approach to law.
Subject of research: the doctrinal approaches of sociology of law in various schools of sociological approach to law.
Objective: To compare the development of a sociological approach to the law in various schools.
Methods: a sociological, comparative-
Elements of scientific innovation: a sociological approach is conceptually formed in
the second half of XIX century. within schools »free
Realm of the possible practical
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Школы и концепции социологического подхода к праву, развиваемые западноевропейскими и американскими учёными………………………………..6
1.1 Развитие вопросов социологии права Иерингом, Еллинеком, Вебером, Дюркгеймом, Дюги, Эрлихом………………………………………………………6
1.2 Теории Хабермаса, Лумана, Леви-Бруля, Гурвича……………………………8
1.3 Концепции Паунда и Парсонса.
Особенности развития социологии права
в США. Реалистическая школа права США:
«крайнее» и «умеренное» направления
..............................
2 Социологический подход к
праву в России и на постсоветском пространстве………………………………………………
2.1 Теории Сорокина и Тимашёва………………………………………………...
2.2 Развитие социологии права
в дореволюционный, советский и современный
периоды……………………………………………………………
2.3 Вклад в развитие социологии
права Коркунова, Ковалевского, Муромцева………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Социологическая юриспруденция
начала формироваться на исходе XIX в.,
когда социология выделилась в самостоятельную
отрасль знаний.
К родоначальникам
Характерный тезис всех вариантов социологического направления - свобода судейского усмотрения. «Под правом, - говорит американский судья и правовед Оливер Вендел Холмс (1841-1935 гг.), - мы понимаем не что иное, как предвидение того, что фактически сделает суд».
Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как «мертвому», «книжному» праву право «живое», «право в действии».
Значительную роль в развитии социологического направления сыграл Роско Паунд (1870-1964 гг.) - американский юрист, который многие годы был деканом Гарвардской школы права. Он утверждал, что право - это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда.
Сторонники социологического
направления критиковали
Социологическая юриспруденция так же, как и доктрина естественного права, выходит за рамки закона, однако не в сторону естественных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практики. Хотя негативное отношение к позитивизму эти направления объединяет.
Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов. В этом же русле находится, скажем, постановка вопроса об эффективности правовых норм, которой в свое время уделялось значительное внимание в советской юриспруденции.
Недостатком, слабой стороной
социологического направления является
то, что возникает опасность
1 Школы и концепции
социологического подхода к
1.1 Развитие вопросов социологии права Иерингом, Еллинеком, Вебером, Дюркгеймом, Дюги, Эрлихом
Идеи ученых Р. Иеринга, Г. Еллинека, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Л. Дюги, Е. Эрлиха сыграли немалую роль в развитии вопросов социологии права.
Немецкий юрист Рудольф фон Иеринг (1818–1892) – создатель реалистической концепции права, согласно которой право представляет собой не абстрактную логическую конструкцию, а живую составляющую общественных отношений. Право Иеринг определял как установление государства, которое осуществляется с целью обеспечения общественного порядка и предотвращения общественных конфликтов.
Государство согласно Иерингу может нарушить закон ради обеспечения всеобщего блага.
Немецкий государствовед Георг Еллинек (1851–1911) изучал право в разных аспектах – в юридическом и в социальном.
С юридической точки зрения Еллинек
определял существующее право как
систему норм поведения, установленных
государственной властью и
В социальном аспекте Еллинек истолковывал право психологически, как основанное на убежденности народа в том, что это есть право действующее.
Государственно-правовая концепция
Еллинека гласит, что повиновение
государственной власти, от которой
исходят правовые нормы, а, следовательно,
и их соблюдение обеспечивается тогда,
когда народ убежден в
Классик немецкой социологии Макс Вебер (1864–1920) утверждал, что предметом социологии права являются социальные действия индивидов, в основе которых лежат нормы права. По мнению Вебера, общеобязательные нормы права выражаются в легитимном общественном порядке, который и организует жизнь людей. Право является одной из гарантий сохранения легитимного порядка в обществе благодаря функционирующей в обществе системе принуждения и контроля за соблюдением норм права.
Исследования французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858–1917) в области социального разделения труда сыграли важную роль в развитии социологии права. Согласно его воззрениям состояние и уровень развития общества проявляются в уровне развития права, которое, как магический кристалл, высвечивает все социальные отношения.
Дюркгейм выделял следующие типы права:
1) репрессивное право, ориентированное на преследование и наказание индивидов за проступки, не устраивающие коллективное сознание. Такой тип права характерен для обществ с неразвитым разделением труда;
2) реститутивное право, организующее совместную жизнь людей и предназначенное для сближения людей и восстановление справедливости, а не наказания, в отличие от права репрессивного.
По Дюркгейму, начиная с римского права, репрессивное право постепенно прекратило свое действие, и начали развиваться различные отрасли права (право семейное, договорное и др.).
Согласно подходу к праву французского правоведа, представителя политико-правовой теории солидаризма Леона Дюги(1859–1928) право имеет социальную природу и составляет социальный факт наряду с другими институтами общества. Социальные нормы (нормы солидарности), возникающие в обществе, трактуются ученым как подлинно правовые нормы, регламентирующие внешние проявления человеческой воли. Они выражают потребность общества в дисциплине, без подчинения которой существование общества невозможно. Такие правовые нормы стоят выше государства и установленного им законодательства, которые лишь служат для их осуществления.
Австрийский правовед Евгений Эрлих (1862–1922), один из основоположников социологии права как науки, определял социологию права как научное учение о праве.
Эрлих – автор концепции «живого права», т. е. права, которое фактически уже действует в обществе, возникая спонтанно и опережая право, исходящее от государства.
Эрлиха считал, что право складывается в определенную систему норм в процессе жизни общества. Эти нормы формируются как в ходе судебной практики, так и в процессе повседневной деятельности людей.
Эрлих считал, что существует разрыв между правом, выраженным в законе, и «живым правом», действующим в реальной жизни. Он подчеркивал, что право должно быть как можно ближе к реальной жизни.
1.2 Теории Хабермаса, Лумана, Леви-Бруля, Гурвича
Теория коммуникативного действия немецкого социолога Юргена Хабермаса (1929 г.) включает в себя следующие представления об обществе:
1) общество – система формальных норм, в которой отношения между людьми строятся по принципу власти – подчинения (системный мир). Составными частями системы являются сферы экономики и политики;
2) общество – повседневная жизнь людей (семья, дружба, работа и т. д.), которая создается самими людьми в процессе общения между собой (у Хабермаса – коммуникативного действия, направленного на достижение согласия и взаимопонимание между людьми) (жизненный мир). Жизненный мир составляют такие сферы деятельности, как культура, общность, социализация личности.
Системный и жизненный мир взаимозависимы друг от друга: системный мир, обеспечивая материальное благополучие людей, функционирует в пространстве жизненного мира, определяющего его характер.
Хабермас подчеркивает, что в настоящее время взаимодействие между системным и жизненным миром нарушено, т. к. система, будучи отделена от повседневной жизни и в то же время оказывая влияние на поведение людей посредством денег и власти, постепенно разрушает жизненный мир.
Взаимопонимание между мирами и, следовательно, стабильность общественного порядка, по мнению Хабермаса, возможно восстановить посредством рационального коммуникативного действия.
Действие, как известно, только в том случае является рациональным, когда оно управляется знанием.
В соответствии с теорией Хабермаса существуют три уровня рационального поведения:
1) логический;
2) риторический;
3) диалектический.
Поведение согласно его теории только тогда является рациональным, когда оно истолковано на всех уровнях аргументации.
Таким образом, участники коммуникации для достижения согласия между собой должны уметь рационально объяснить свои действия, т. е. аргументировать их суть, цели и средства, излагая нужные аргументы независимо друг от друга и от внешних обстоятельств, в соответствующем значении и в подходящей ситуации.
Право, по мнению Хабермаса, способствует коммуникативной деятельности людей и, следовательно, является одним из условий объединения общества. Право представляет собой совокупность рационально установленных законодателем норм поведения, одобренных каждым гражданином. Легитимные правовые нормы, выражая объединенную волю всего общества, способствуют достижению согласия между мирами.
Информация о работе Основные школы и концепции социологического подхода к праву