Политические режимы. Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:30, реферат

Описание

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Содержание

Введение
Происхождение государства
3
Признаки государства
6
Формы государства
7
Политические режимы


Антидемократические режимы


Демократический режим


Гражданство
11
Заключение 13
Использованные источники

Работа состоит из  1 файл

Гражданин и государство.docx

— 34.85 Кб (Скачать документ)

                           4.1 Антидемократические режимы  

    Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

  • определяет характер государственной власти - это соотношение          государства и личности;
  • антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой , политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
  • ему свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
  • личность в антидемократическом государстве фактически   лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
  • реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни;
  • всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
  • игнорируют интересы государственных образований, особенно  национальных меньшинств;
  • не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .

    Антидемократический режим может устанавливаться  как при  монархической , так и  при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов  парламентаризма , он  не согласуется  с парламентарной монархией и  республикой . Приводя к сильной  централизации государственной  власти , авторитарный режим не соглашается  с буржуазным федерализмом. 

    4.2 Демократический режим 

    Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.   Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

  • режим представляет свободу личности  в экономической сфере, которая составляет основу  материального благополучия  общества;
  • реальная гарантированность прав и свобод граждан, их  возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
  • создает эффективную систему прямого воздействия населения   страны на характер государственной власти;
  • в демократическом государстве личность защищена от  произвола, беззакония , так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;
  • власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
  • основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;
  • государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития личности и общества .

    История знает различные формы демократических  режимов. Наибольшее распространение  в настоящее время получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

    Политические  формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании , Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства ( федеративная форма государства США, Швейцария ), равно как и особенности современного развития данной страны и ее международного положения.

    Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы , когда на политической карте  мира появился ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений , которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5 Гражданство 

    В конституционном праве употребляются  два термина: гражданство и подданство. Первый характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права  и обязанности лица по отношению  к государству (например, право на равный доступ к государственной  службе и обязанность платить  налоги), а с другой — права  и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства. Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом («подданный его величества»).

    В развитых странах это различие на деле носит лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.

    Большинство населения в странах мира составляют граждане. В некоторых странах Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей степени Германия) проживает значительное количество иностранцев, составляющих существенную часть рабочей силы, занятой на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. В нефтедобывающих странах Арабского Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) законтрактованные на несколько лет работники нефтепромыслов (преимущественно из стран Азии) составляют нередко более половины численности населения страны (в ОАЭ в начале 90-х годов их численность достигала 80%). Эти работники живут, как правило, в специальных местах поселения, всякая политическая деятельность и даже экономические забастовки им запрещены.

    Граждане  государства также бывают неодинаковы  по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой, В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных — можно, В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие "ассоциированный гражданин". Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными, Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству, В мусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.

    После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство. Они уже давно избирают Европейский парламент, могут теперь участвовать в выборах муниципальных органов государств-членов по месту жительства, обращаться с петициями к Европар-ламенту и его омбудсману по правам человека. Однако их правовое положение в разных государствах неодинаково, они в основном регулируется внутренним законодательством.

    Способы приобретения и утраты гражданства. Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению — филиация (от латинского слова «филиус» — сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания. право крови и право почвы. Первое означает приобретение ребенком гражданства родителей независимо от места его рождения. Проблема возникает лишь тогда, когда родители ребенка имеют разное гражданство (например, мать — итальянская гражданка, отец — гражданин Франции), Этот вопрос в большинстве стран решается только на основание письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. Для. этого он может оставаться лицом без гражданства или (что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения. Принцип права почвы применяется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем. гражданство родителей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родившимся на территории данной страны детям граждан другого государства если только родители не находились в данной стране по службе (например, дипломаты). В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и праве крови, и право почвы. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления, форма государственного устройства, политический режим ) хоть и различны , но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде стран Арабского Востока. В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.

    Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой .

    В ходе исторического развития государства  содержание его меняется  быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную роль , является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.

    С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти. 
 
 
 
 

    Использованные  источники

 
 

    1. Лазарев В.В. «Общая теория  права и государства» Москва 1996г.

    2. Хропанюк В.Н. «Теория государства  и права»  Москва 1996г.

    3. Лившиц Р.З. «Современная теория  права» Москва 1996г.

    4. Марченко М.Н. «Теория государства  и права» Москва 1996г. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политические режимы. Формы государства