Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:56, реферат
В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть понятие «обычай» во всей совокупности его особенностей, с учетом его признаков. Также немаловажное значение имеет степень развития в динамике и отражения обычаев в современном российском праве.
При написании работы были применены такие методы теории государства и права как анализ, подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному, метод сравнения (позиции разных авторов при определении понятий) обобщения и другие.
Введение
1. Понятие, генезис и признаки правового обычая
2. Концепции развития правового обычая
3. Особенности становления правового обычая в Российском праве
4. Значение правового обычая
Заключение
Библиографический список
Вышеперечисленные направления обычного права, рассмотренные с точки зрения являются взаимодополняемыми и дают возможность выработать синтетический взгляд на природу обычного права и рассмотреть его в более широком смысле.
Однако выбранная
Различные подходы к изучению
этого правового явления
И если в более ранних
исследованиях, посвященных обычному
праву, правовым обычаям, неизменно
демонстрировалась их неразрывная
связь с государством, необходимость
санкционирования обычаев, то в последнее
время все чаще обосновывается позиция,
в соответствии с которой правовой
обычай являет собой сформировавшееся
нравственно-юридическое
В.А. Кряжков считает, что главным
признаком правового обычая является
не санкционирование, а его суть: обычай
должен быть основан на сознании его необходимости,
как правила поведения, на убеждении, что
следует поступать непременно так, а не
иначе в интересах общежития».6
Анализ особенностей становления правового обычая в российском праве, целесообразно показать через механизм формирования на том или ином этапе развития и выявления факторов, определяющих его специфику.
Очевидно, это образование древнерусского права произошло не сразу. Это длительный процесс, который в ряде современных исследований датируется IV в. нашей эры и насчитывает два этапа. На первом этапе формирования права (IV-IX вв.) совершился переход от казуального к обычному праву. В ходе объединения восточнославянских племен произошло видоизменение обычаев в обычное право – «закон русский», правовая сила которого охватывала территорию южной части их государственного образования. Оно воспроизводило механизм регулирования имевшихся общественных отношений с периода язычества до первоначальных государственных образований на территории будущей Руси. При этом в народной культуре дохристианские образы сохранялись вплоть до XIX в., а в отечественных письменных источниках в период допетровской Руси.
Особенность становления обычного права на начальном этапе является то, что оно выражается как юридическое действие. Причем летописи и другие источники расценивают как равнозначные факты, как следующие из права, так и нарушающие его. Четкие предписания, указывающие на обычаи, типичные для того времени, содержатся в совокупности терминов текстов договоров киевских князей с византийскими императорами X в., где этот источник именуется как «ряд», «устав», «покон», «закон русский».
Формы выражения обычного права у славян того времени были различны. Это и юридические символы, формулы, обряды, пословицы, в том числе песни и сказания. Сама идея права на первоначальном этапе развития выражалась не путем абстракции и формулирования словом, а через разнообразные символические действия, основная цель которых – показать их правомерность.
В частности, к ним относятся: брачные обряды; ритуальное вручение оружия при совершеннолетии сына или при его выход из семьи и общины; символ «покоры», вершившийся над убийцей в случае примирения с ним семьи или общины убитого, похоронный ритуал; символическое битье по рукам, применявшееся при заключении договоров; обряд передачи дерна как символ передачи земли в собственность и др.
Если, не вдаваясь в тонкости славянской азбуки, воспользоваться глаголическим алфавитом для воспроизведения смысла слова «обычай», то получим следующее: «онъ-буки-еры-червь-азъ», что современным языком можно сформулировать так: «он был сотворен для придания силы духа, духовности человеку».
Слово «закон» к этому времени уже известно в трех значениях: «вера», «обычай» и «закон». Отголоски этих установок сохранились и в настоящее время. При этом если в римском праве слово «закон» ассоциируется со справедливостью, то у древних славян – с обычаем (то есть с нравственностью).
Характерной особенностью второго этапа (Xв. - начало XIIв.) является завершение перехода от устного обычного к писаному праву, образованному вследствие формирования княжеского законодательства. «Закон русский» был преобразован в Русскую Правду - основной закон великих князей. Формирование писаных источников не сильно повлияло на будни традиционного общества. Сравнивая Русскую Правду и другие источники раннего Средневековья (Салическую правду, Правду короля Этельберта, правду Инэ, Правду Альфреда), вряд ли можно говорить о существенных различиях в регламентируемых ими общественных отношениях.7
Кроме этого, характеризуя правовое развитие Руси указанного периода, следует отметить ее слабую связь с деятельностью государственной власти, нормативные акты которых носили частноправовой характер. При этом границы этих властных полномочий часто определялись интуитивно.
Власть правителя, распространяясь на большую территорию, фактически сводилась к сбору дани и осуществлению судебных функций. Так, по сведениям одного из источников, суд в Московском государстве был организован следующим образом: «Судили по обычаю, как повелось от дедов, или, если возникал новый небывалый случай, судьи ждали указания от князя или от веча. Раз данное, такое указание продолжало служить руководством и дальше, если возникал опять такой же случай. Судебные обычаи частью передавались по памяти, частью были записаны. Такой записью древних судебных обычаев были, например, Русская Правда, Псковская Судная грамота, составленная в XIX в., Новгородская Судная 1475 г. и др. Но обычаи суда в разных местах были не одинаковые, судьи, особенно недобросовестные, могли толковать обычаи как хотели, так, что возникало много вражды и неудовольствия».
На становление правового обычая как источника российского права в период Средневековья влияло и возвышение роли церкви в жизни россиян. Полагаем, следует говорить о появлении специфического менталитета, особенностью которого является его глубокая религиозность. Вера в Бога пронизывала все аспекты жизни общества и сопровождала человека от рождения и до смерти. Как божественное установление воспринимается сословное деление общества, сюда же можно отнести и судебные поединки для установления справедливости, существование концепции цикличности времени.
При отсутствии обычной нормы в этот период решение выносили князи или народное вече. Прерогатива такого решения определялась в зависимости от величины ущерба, а также от того, чьи интересы затрагивались, частные или публичные: в первом случае решение было за народным собранием, во втором соответственно за князем.
Четкое доминирование обычаев над нормами права прослеживается до периода преобразований Петра I. В пользу этого утверждения говорит широкое использование в то время кодекса норм христианской жизни и морали «Домострой». Нормотворческая деятельность этого государственного деятеля привела к созданию каркаса правовой системы европейского образца и была направлена в первую очередь на совершенствование системы государственного управления. В качестве инструмента государственных преобразований закон стал использоваться чаще, особенно для упрочения и создания новых социальных порядков. Так, за первый период XVIII в. в среднем принималось по 160 царских указов в год. Такая законодательная активность содействовала усугублению хаоса в правовой системе России. Город и деревня в правовом отношении стали расходиться, и со временем это привело к тому, что в одном государстве система права состояла из двух частей: обычного и официального права, каждая из которых представляла собой своеобразный комплекс норм и институтов. Критической отметки такое различие достигло к концу XIX в. В подтверждение следует привести слова знаменитого общественного деятеля петровского периода И.Т. Посошкова, который охарактеризовал существовавшее положение так: «Какие указы императорского величества ни состоятся, вси ни во что обращаются, но всяк по своему обычаю делает».
Решение этой проблемы Петр I видел как в укреплении законности, так и в систематизации законодательства. Так, в указе «О должности Сената от 1718 г. царь предписывал сенаторам царские указы помнить на память и не откладывать их исполнение, что приравнивалось им к преступлению более опасному для основ государства, нежели государственная измена. Что же касается систематизации, то все усилия Петра I в этом направлении так и не увенчались успехом.
Замена старых ценностных ориентиров на новые, в конечном счете привела к затуханию торговли и ремесленной деятельности, которые являлись двигателями правового прогресса, исчезновению городов со свободным населением и самоуправлением, духовному застою и еще большему усилению роли церкви. Наступает период формирования сословных обычаев.
Местное самоуправление значительный период также не ориентировалось на официальные нормативные акты, а развивалось на основе мирского обычая, который компенсировал недочеты княжеской администрации, которая опиралась чаще всего на свои представления о надлежащем, а не на закон.
Как справедливо отмечает А.В. Дашин, «именно самоуправление оказывало большое влияние на политическую и правовую активность жителей, оно вовлекало их в общественную деятельность и просвещало, а значит, повышало уровень их правосознания и правовой культуры. На смену ему пришло «вотчинное мировоззрение», присущее крупным и мелким землевладельцам Московской Руси».
Усиление роли и значения церковных установлений в рассматриваемый период поощряло консервативные традиции, направленные на сохранение существующих обычаев, что объясняет казуальный характер законодательства, действовавшего в XVI- XVII вв.
На протяжении XVI-XVII вв. с помощью обычного права также регулировалось и отношения с коренным населением других народов, что прослеживается в нормативных и иных документах того исторического периода – «О нечинении обид и притеснений инородцам» возвещают указы Петра I, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны.
В течение XIX в. процессы, направленные на интеграцию с европейским правом, продолжаются. Обычаи без какой-либо систематизации широко применяются в крестьянской среде, особенно это касается имущественных и семейных отношений. Четкое разграничение между естественным, позитивным и обычным правом отсутствует. Существующее противоречие вызывало острую полемику, которая шла в двух направлениях: теоретическом и практическом. В правовом случае обсуждались проблема соотношения законодательства и обычного права и значение последнего в жизни деревни, его роль в общинной организации крестьянства в судебно-административной практике и возможности их кодификации.
В результате был принят синтезированный вариант, который, с одной стороны, отменял крепостное право и уравнял крестьян с представителями иных классов, разрешил частную собственность на землю.
С другой – разрешение о применении ранее действовавших норм обычного права закрепляло сложившиеся отношения, а значит, затрудняло дальнейшее развитие позитивного права.
С точки зрения ряда авторов, принципы, идеи, основополагающие начала обычного права концептуально противоречили позитивному праву. Их можно объединить в две группы. Первые регулировали хозяйственные (имущественные) отношения. Основным из них считается «принцип трудового начала» (был разработан в 60-70-е годы XIX в. народниками).
Согласно ему крестьянин имеет право на землю и иные природные ресурсы согласно вложенному труду. При этом земля понималась как условие труда, а не как средство производства, что подрывало основу товарного хозяйства и сформировало негативное отношение к собственности и позитивному правопорядку. Отсюда очевиден и принцип приоритета общинных интересов над личными, так как он помогал выжить в сложных условиях.
Ко второй группе причисляют принципы, регулирующие отношения в сфере публично-правовых отношений: приоритет «правды» (религиозно-нравственных представлений) над законом, субъективизм при привлечении виннового к ответственности «смотря по человеку» и наказанию, принцип равного возмещения или «грех пополам».
Результатом этого несоответствия некоторые авторы считают революцию 1917 г. Цель обозначенного выше идейного обоснования была понятна: поддержание равенства – нет бедных, нет богатых, нет пугачевых, нет бунта. А в основе всего этого – перманентное перераспределение, предел земли и уравнивание всех. Таким образом, социальная энергия миллионов крестьян была направлена вовнутрь. Большевики же лишь удачно использовали эту ситуацию.
Итак, следует констатировать, что в XIX в. введение, как казалось в теории «паритетных идей» на практике стало основой для последующей социальной катастрофы.
Создание новой системы советского права предначертало судьбу правового обычая. В первые годы советской власти он еще используется в сфере землепользования и наследования имущества в крестьянской среде.
На его смену должно было прийти революционное правосознание пролетариата, которое было введено в русскую правовую науку Л.И. Петражицким и предполагало правосознание индивида. Социалистическое правосознание с позиций марксизма не рождается вместе с классом, его вносит пролетарская партия и затем овладевает рабочими массами, предполагалось, что в последующем оно полностью заменит и право. Однако на практике крестьяне понимали в качестве законов и норм только те, которые соответствовали их требованиям, независимо от того, от кого они исходили. Это создавало трудности и для советского права, так как в крестьянском сознании правовой обычай и право отождествлялись.