Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:56, реферат
В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть понятие «обычай» во всей совокупности его особенностей, с учетом его признаков. Также немаловажное значение имеет степень развития в динамике и отражения обычаев в современном российском праве.
При написании работы были применены такие методы теории государства и права как анализ, подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному, метод сравнения (позиции разных авторов при определении понятий) обобщения и другие.
Введение
1. Понятие, генезис и признаки правового обычая
2. Концепции развития правового обычая
3. Особенности становления правового обычая в Российском праве
4. Значение правового обычая
Заключение
Библиографический список
Однако воспитательная функция обычаев может осуществляться и непосредственно. На обычаи прежде всего «зиждется всякое воспитание личности», - доказывали Гумплович и его сторонники. В самом деле, ставился ими вопрос, что собой представляет хорошее воспитание? Что иное, как не усвоение разных жизненных обычаев? Каким образом можно воспитать человека? «Не иначе, как, с одной стороны, путем непрерывно повторяемых указаний, направляя его поступки к тому, чего требует среди людей хороший обычай», а с другой стороны, приучая человека к этим «добрым нравам посредством постоянных примеров, которым он инстинктивно подражает». Эта же самая сила обычая, влияющая на личность, делается вывод, «проявляется и в целых племенах, сословиях и народных слоях».
Таким образом, независимо от
формы и содержания, а также
особенностей реализации обычаев, независимо
от того, как они осуществляются
- сами по себе или во взаимосвязи
и взаимодействии с правом, каждый
обычай выполняет в обществе весьма
значительную регулятивную и воспитательную
роль. Каждый обычай при этом выступает
как неразрывная составная
Многообразие гаммы оттенков во взаимоотношениях обычного права и государства свидетельствует о том, что эти явления не поглощают друг друга, не создают друг друга. На стыке их интересов действительно возникает феномен взаимной поддержки. Так, государство путем указания в нормативных актах отсылок указывает на применяемость обычных норм. С другой стороны, сами органы власти, исходя из необходимости преемственности и стабильности их функционирования, создают и охраняют свои обыкновения.19
Заключение
Юридическое значение обычая является одной из интереснейших и малоизученных проблем, как в рамках общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Правовые обычаи достаточно хорошо изучены лишь в рамках истории права и государства
Итак, обычаи – важная часть жизни общества. В социальной практике методом проб и ошибок вырабатывается наиболее оптимальный для данного этапа развития социума вариант поведения, который является основой формирования обычая как социального регулятора.
Обычай – правило поведения,
которое исторически
Итак, любой обычай, если он изначально содержит в себе достаточную меру любви, милосердия, истины, юридической необходимости и полезности в сохранении мира, порядка и безопасности людей, является правомерным и потому его соблюдение всячески должно концептуально, законодательно и организационно поощряться официальными властями и обществом в целом.21
Для славянофилов, роль обычая заключается в сохранении традиционных форм быта, нравственности, культурного облика народа, связи народа с его историей и судьбой. Если закон вступает в противоречие с народными традициями, он неизбежно будет отвергнут обществом.
А.С.Хомяков писал: «Цель всякого закона, его окончательное стремление есть – обратиться в обычай, перейти в кровь и плоть народа и не нуждаться уже в письменных документах».22
Обычное право не мыслимо без человека, так как оно не только создается в процессе человеческой жизнедеятельности, но и существует, развивается в мыслях и действиях других членов социума. Динамика обычно-правовых норм обеспечивается в процессе его реализации.
Так, можно отметить, что в случае нарушения обычая, сила морального принуждения («общественного мнения») столь велика, что такие обычаи являются фактически естественными правилами бытия человека в обществе.23
Для целей дальнейшего
изучения и исследования такой формы
российского права, как обычай, наиболее
приемлемым и отражающим существо феномена
представляется единое, сформулированное
кандидатом юридических наук В.В. Ершовым
понятие «система форм права в Российской
Федерации».24
Библиографический список
1 Осипян Б.А. Процессы взаимодействия обычая и права //Современное право, № 4, 2006 г., стр.51
2 Оздамирова Л.М. Значение юридической антропологии в изучении обычного права // История государства и права, 5/2012, стр.43
3 Васильев А.М. Генезис, понятие и признаки правового обычая.//Право и образование, 2012 г. № 5, стр.67
4 Васильев А.М. Генезис, понятие и признаки правового обычая.//Право и образование, 2012 г. № 5, стр.67
5 Васильев А.М. Генезис, понятие и признаки правового обычая // Право и образование, 2012 г. № 5, стр.73
6 Усманов Р.М. Обычай в системе публичного регулирования общественных отношений // Право и политика, № 4, 2011 г., стр.677
7 Некрасов М.А.Особенности становления правового обычая в российском праве //История государства и права, № 21, 2008, стр.22
8 Некрасов М.А.Особенности становления правового обычая в российском праве //История государства и права, № 21, 2008, стр.24
9 Рыбаков В.А. Правовой обычай: прошлое и настоящее // Современное право, № 3, 2009 г. стр.15
10 Пономаренков В.А. Этносоциальная детерминация правовых обычаев // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2005. N 3. С. 214
11 Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. Изд-во Ростовского университета. стр.48
12 Пономаренков В.А. Этносоциальная детерминация правовых обычаев // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2005. N 3. С. 214
13 Чувашова Т.А. Правовая природа делового обыкновения //Современное право, № 8, 2010 г., стр.29
14 Головина С.Ю. "Белые пятна" трудового права // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2. С. 146.
15 Зумбулидзе Р.З. Обычное право как источник гражданского права // Обычай в праве: Сборник. СПб., 2004. С. 83, 95-96.
16 ФЗ от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
17 · Анисимов А.П. О правовых обычаях // "Законы России: опыт, анализ, практика", N 11, ноябрь 2009 г.
18 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.-2-е изд., перераб.и доп.-М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-с.632
19 Бошно С.В. Санкционирование обычаев государством: содержание и классификация //Юрист, 3/2004, стр.13
20 Минникес И.В. Обычай как источник русского права: историко-правовой анализ //История государства и права, № 15, 2010 г. стр.7
21 Осипян Б.А. Процессы взаимодействия обычая и права //Современное право, № 4, 2006 г., стр.57
22 Васильев А.А. Славянофилы об обычае как источнике российского права // Законодательство, июль (№7), 2011 г. стр.90
23 Оздамирова Л.М. Значение юридической антропологии в изучении обычного права // История государства и права, 5/2012, стр.44
24 Лисицын Н.В. К вопросу необходимости исследования обычае российского права в рамках системы форм права в Российской Федерации // Российский следователь, № 9, 2010 г., стр.37