Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.

Содержание

Введение
I.Причины и условия зарождения прав человека
1)Великая хартия вольностей 1215г.
а)Исторические условия появления Хартии.
б)Общая характеристика Хартии. Права и свободы отдельных сословий.
в)Историческая судьба Хартии.
2) Декларация прав человека и гражданина (1789г) в истории идей о правах человека.
3) Устав ООН и международный Билль о правах.
II.Права человека: сущность, понятие, классификация.
III.Развитие и обеспечение прав человека в Росcии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 124.99 Кб (Скачать документ)

Введение                                                                                                  

I.Причины и условия зарождения прав человека

1)Великая хартия вольностей 1215г.

а)Исторические условия  появления Хартии.

б)Общая  характеристика Хартии. Права и свободы  отдельных сословий.

в)Историческая судьба Хартии.

2) Декларация прав человека и гражданина (1789г) в истории идей о правах человека.

3) Устав ООН и международный Билль о правах.

II.Права человека: сущность, понятие, классификация.

III.Развитие и обеспечение прав человека в Росcии.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

     Меня заинтересовала тема «Эволюции прав человека» в связи с тем, что она является основополагающей в нашей жизни. С глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права, и как следствие о правах человека. Права человека являются одной из глобальных проблем современности, от решения которой зависит дальнейшая судьба нашей цивилизации. При этом всё больше требуется решение проблемы соответствия положения внутригосударственного права в области прав человека с международными стандартами. Права человека составляют один из элементов конституционализма, так как обеспечение свободы и безопасности человека играет первостепенную роль при создании конституций. Проблема прав и свобод человека-индивида-личности красной нитью проходит через всю историю и теорию политико-правовой мысли.

     Целью данной курсовой работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ I. Причины и условия зарождения прав человека

     Права человека – явление социально-историческое. Современная постановка вопроса о правах человека – при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, – опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений. Каждая историческая система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. Степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

     Права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений.   В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство. Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и др.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.

     На протяжении столетий в передовых странах Европы в борьбе с королевским абсолютизмом происходило отвоевание, иногда с последующими отступлениями и уступками, привилегий, свобод и прав отдельных сословий. Можно, конечно, признавать, что Великая Хартия вольностей 1215 года – историческая предтеча Билля о правах 1689 года, североамериканской Декларации Независимости 1776 года, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года – выражает и закрепляет права человека. Более того, можно даже придерживаться мнения, что концепция прав человека зародилась в V-VI вв. до н.э. в древних полисах Афин и Рима[1]. Однако, важно видеть и то, что появившиеся в процессе естественно-исторического развития обществ наиболее развитых стран Западной Европы и Северной Америки основные права и свободы человека и гражданина – это качественно новое явление, имеющее с отдаленными эпохами истории, лишь то общее, что и тогда и в канун наступления Новой истории человечество, применительно к конкретно-историческим условиям своего существования, стремилось к свободе, равенству, справедливости. Принципиальное значение имеет в данном случае то обстоятельство, что появившиеся в процессе естественно-исторического развития обществ наиболее передовых стран мира основные права и свободы человека и гражданина – имеют уже качественно иную социальную и правовую сущность, обусловленную, складывающимися демократическим гражданским обществом и формирующимся правовым государством.

     Основное превосходство демократических форм государственности любого исторического типа состоит в том, что они в состоянии так или иначе учитывать объективную потребность господствующего способа производства в соответствующем масштабе свободы его участников и официально признавать тот юридический статус своих подданных или граждан, который диктуется правовой природой господствующих общественных материальных и иных отношений, а потому и качеством личности – субъектом этих отношений [2]. Деспотические и тоталитарные режимы, также вовсе не лишены возможности учитывать «объективную потребность господствующего способа производства», но делают это не столь эффективно, в результате чего становятся на путь узурпирования социально диктуемых прав личности, присваивают себе «несуществующее» право «одаривать» людей правами и даже ставят весь существующий политический строй на грань катастрофы. В государствах с демократическим строем, существовавших в рабовладельческой или феодальной эпохах, прав и свобод человека и гражданина, свойственных демократическому гражданскому обществу и правовому государству в их современном общепризнанном смысле и значении не было и, объективно, не могло существовать.

     Понятие прав человека стало реальностью политической теории и практики в Европе в XVII-XVIII веках. Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливости явились идеи о правах человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные философами-просветителями Дж.Локком (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.

     Теория естественных прав впервые была комплексно разработана в работе английского философа (первого философа эпохи Просвещения) Дж. Локка «Второй доклад о государстве», опубликованной в 1688 г. Теория Локка исходит из того, что на раннем, естественном этапе развития общества люди были равными и обладали естественными правами на жизнь, свободу и имущество. Но эти права мало что дают в условиях отсутствия государства. Людям почти невозможно защитить свои права в одиночку, а споры по поводу прав сами по себе являются мощным источником конфликтов. Люди создали общество – а общество создало государство – именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими естественными правами. Приведу одну выдержку из работы Дж. Локка «…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, что установлена с согласия общества….»[3].

     Государство, по мнению Локка, основано на общественном договоре между правителями и управляемыми. Граждане должны подчиняться только тогда, когда государство защищает их человеческие права, которые с моральной точки зрения стоят выше требований интересов государства и возникли раньше появления на свет государства. Государство остается легитимным, пока оно систематически защищает права человека своих граждан и обеспечивает их осуществление. Каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество»[4]. Обеспечение этих неотчуждаемых прав человека и является главной целью договорного объединения людей в государство и передачи себя под его власть. К важнейшим способам практического осуществления прав человека относятся, прежде всего, принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый из них, разработанный в первую очередь Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо, означает подчиненность власти индивидам, добровольно объединившимся в народ (общество) и обладающим правом на расторжение «общественного договора» и свержение власти в том случае, если она посягает на фундаментальные права человека на жизнь, свободу и собственность. Второй принцип, гарантирующий индивидуальные свободы, — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Первым его сформулировал в современной форме французский юрист Шарль Луи Монтескье в трактате «О духе законов» 1748 г.

     Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга"[5]. Подобное взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. "Казалось бы, – пишет он, – эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать согласованно". Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Этот принцип и сегодня является важнейшим инструментом, ограждающим личность от злоупотреблений и притеснений со стороны власти.

     Другой аспект свободы, на который обращает внимание Монтескье, - это политическая свобода в её отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину. Она заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. «Если не ограждена невинность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими»[6].

     Теоретической формулой для французского революционного движения против королевского деспотизма и феодально-аристократического строя во имя «прирожденных прав человека» послужили некоторые мысли и изречения Ж.Ж.Руссо, который довел учение естественной школы до крайних ее последствий. Сопоставляя идеал естественного права с окружающей его действительностью, Руссо пришел к полному и всестороннему осуждению последней. По природе, учил он, человек рождается свободным; между тем мы видим его повсюду в оковах. По природе все люди равны; между тем контраст богатства и нищеты составляет явление повсеместное; по природе все люди братья; между тем мы всюду можем наблюдать ожесточенную борьбу сословий. Словом, в учении Руссо можно найти все элементы знаменитой формулы "свобода, равенство и братство", послужившей лозунгом Французской революции.

     Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ). Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, и соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Однако когда Вольтер говорил о равенстве, он имел в виду формальное равенство перед законом, то есть отмену феодальных привилегий и установление равной для всех гражданской правоспособности, но отнюдь не равенство общественного положения. «В нашем несчастном мире, - говорил он, не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделялись бы на два класса, один класс богатых, другой - бедных».

     Заметный вклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделения властей внесли американские мыслители Т.Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон и др. С республиканских и демократических позиций права человека обосновывал Т. Джефферсон (1743-1826). В подготовленной им Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (принята 4 июля 1776 г.) была сформулирована идея неотчуждаемых прав человека. Декларация стала первым официальным документом, закрепившим эти права. Теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, сыграли важную роль в процессе формирования конституционализма и заметно повлияли на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику.

Информация о работе Права и свободы человека