Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового государства и неотъемлемого признака правового государства – гражданского общества.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть становление теорий правового государства и учений о гражданском обществе;
-изучить основные признаки и ценности современного правого государства и гражданского общества;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………..5
1.1 Становление теорий правового государства………………………………5
1.2 Учение о гражданском обществе…………………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………15
2.1 Основные признаки и ценности современного правого государств……..15
2.2 Гражданское общество, как неотъемлемая часть правового государства……………………………………………………………………….19
2.3 Правовое государство и гражданское общество: соотношение понятий...............................................................................................................21
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….…..27
3.1 Принцип разделения властей – как основа правового государства в Республике Беларусь…………………………………………………………….27
3.2 Гражданское общество в Беларуси…………………………………………31
3.3 Конституционные права граждан…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………..5
1.1 Становление теорий правового государства………………………………5
1.2 Учение о гражданском обществе…………………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………15
2.1 Основные признаки и ценности современного правого государств……..15
2.2 Гражданское общество, как неотъемлемая
часть правового государства…………………………………………………
2.3 Правовое государство и
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………
3.1 Принцип разделения властей – как
основа правового государства в Республике
Беларусь…………………………………………………………
3.2 Гражданское общество в
3.3 Конституционные права граждан…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...40
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в ряде с постсоциалистических» и «постсоветских» государств наметились тенденции к закреплению основ гражданского общества в качестве комплексного конституционно-правового института.
Реальностью конца XX в. стало появление новых суверенных государств на базе бывших советских республик. С правовой точки зрения с принятием Конституции Республики Беларусь (1994 г.) процесс формирования гражданского общества и, как следствие, правового государства должен был получить мощный импульс и определенные гарантии его осуществления. Ведь человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Признано и конституционно закреплено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии деятельности органов местного управления и самоуправления. Получили правовое признание различные формы собственности. Государство гарантирует всем равные возможности для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, граждане получили право на свободу объединений и т.д.
Одним из основных признаков демократического правового государства выступает развитое гражданское общество, которое является своеобразным промежуточным звеном между государством и гражданином.
В идеале гражданское общество – это «содружество свободных граждан, права которых священны». Важнейшая задача государства – обеспечение всеми возможными средствами свобод человека, поскольку только свободный человек способен построить нормальное гражданское общество, создать себе и людям достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию национальных отношений.
Сама сила исторического развития заложила первые камни в фундамент современного гражданского общества в Республике Беларусь. К ним следует отнести реально существующие общественно-политические объединения, предпринимательские структуры, творческие организации, негосударственные средства массовой информации, органы общественного самоуправления.
Таким образом, актуальность изучение данной темы связана с тем, что в последние годы вопрос о соотношении гражданского общества и правового государства все больше привлекает внимание ученых-обществоведов: юристов, политологов, историков, экономистов и др.
Вопросы теории гражданского общества в последние годы привлекает к себе внимание исследователей. Среди общих работ следует отметить труды таких авторов как В. М. Боер, Э. П. Григонис, М. Н. Марченко, В. Н. Пратасов и др. В своих работах авторы рассматривают вопросы, связанные с теорией становления гражданского общества, а также развитие идей гражданского общества в истории общественно-правовой мысли.
Важное место вопросы становления гражданского общества и формирования правового государства занимают в трудах отечественных исследователей гражданского права. Среди них необходимо отметить работы И. В. Павлова, Г. И. Степанова, А. М. Динесенко, Е. В. Матусевича, С. Г. Дробязко, Н. В. Сильченко и др. В своих работах авторы рассматривают особенности становления гражданского общества и правого государства в Республике Беларусь на современном этапе. Также важное место в исследование отечественных правоведов отводится определению роли и места демократических институтов в становлении правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
Таким образом, в целом исследование вопросов, связанных с анализом институтов правового государства и гражданского общества занимает важное место в общей теории права.
Исходя из изложенного,
целью данной работы является изучение
правового государства и
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть становление
теорий правового государства
и учений о гражданском
-изучить основные
признаки и ценности
-провести анализ формирования правого государства в Республике Беларусь.
Таким образом, объектом исследования является правовое государства.
Предметом исследования является анализ основных признаков и ценностей современного правого государства.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, 8 подразделов, заключения, библиографии, включающей 17 источников.
ГЛАВА 1
ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
1.1 Становление теорий правового государства
Теория о правовом государстве зародилась свыше двух тысячелетий тому назад в Древней Греции. Именно античные мыслители – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др. – впервые определили важнейший принцип правового государства - принцип господства закона над всеми, в том числе над правителями. «Мы, – писал Платон, – признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях... Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» [10, с. 537].
Великий мыслитель древности Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя, что закон должен властвовать над всеми.
Римский философ, политик, блестящий оратор Цицерон (I в. до н.э.) говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». «Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» [12, с. 513].
Только государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, является справедливой государственностью, имеющей будущее.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.
Французский философ XVIII в. Жан Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения на основании неписаного договора: держава обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, создает условия для реализации его способностей, а гражданин обязуется уважать и защищать державу. Ж.Ж. Руссо выразил идею народного суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода, по его мнению, – добровольное, сознательное повиновение разумным законам гражданского общества.
Здесь сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит в свободе личности, в уважении государством человеческого достоинства, в примате прав граждан над правами государства.
Примерно в то же время был сформулирован еще один принцип правового государства - принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками теории разделения ветвей власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Однако Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую из них законодательной власти, поскольку тот выше, кто «может создавать законы для других». Он не выделяет отдельно судебную власть, считая ее элементом исполнительной власти [16, с. 65].
В связи с этим следует признать, что свое классическое развитие теория разделения ветвей власти получила в работах Ш. Монтескье, называвшего три «рода» власти – законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-нибудь специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. Обосновывая насущную необходимость разделения ветвей власти, Ш. Монтескье писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом [9, с. 123].
Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя» [12, с. 515].
На американском континенте идеи правового государства воплотил в своей практической деятельности автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки Т. Джефферсон. Опираясь на теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, он подвергал критике монархическую форму правления и отстаивал принцип народного суверенитета, равенства всех людей перед законом. В Декларации провозглашается, что государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью» [10, с. 539].
Таким образом, включенные в Декларацию естественные права человека определяются как неотъемлемые права отдельных индивидов по отношению к государству как целому. Для официальной государственной доктрины того времени это было совершенно новое положение, так как ранее считалось, что правами людей наделяет государство.
Значительный вклад
в философское обоснование
Идеи о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.
Решительно отстаивали принципы правового государства революционеры-демократы А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Кастусь Калиновский, а также ученые-юристы А.Ф. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Т.Ф. Шершеневич и др.
Однако в то время «жесткие рамки абсолютной монархии не способствовали теоретическому восприятию и практическому воплощению русскими учеными идеи разделения власти (прежде всего наиболее радикальных ее положений о равновесии и сдерживании), вынуждали исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании возможности «делимости государственной власти» [8, с. 259].
В послеоктябрьский период в нашей стране в условиях революционных преобразований идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из правовой науки и практики, поскольку противоречили принципу руководящей и направляющей роли коммунистической партии.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество