Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение правового государства и неотъемлемого признака правового государства – гражданского общества.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть становление теорий правового государства и учений о гражданском обществе;
-изучить основные признаки и ценности современного правого государства и гражданского общества;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………..5
1.1 Становление теорий правового государства………………………………5
1.2 Учение о гражданском обществе…………………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………15
2.1 Основные признаки и ценности современного правого государств……..15
2.2 Гражданское общество, как неотъемлемая часть правового государства……………………………………………………………………….19
2.3 Правовое государство и гражданское общество: соотношение понятий...............................................................................................................21
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….…..27
3.1 Принцип разделения властей – как основа правового государства в Республике Беларусь…………………………………………………………….27
3.2 Гражданское общество в Беларуси…………………………………………31
3.3 Конституционные права граждан…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство и гражданское общество 111.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого.

Каждый имеет право  на участие в культурной жизни. Это  право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой  культуры, хранящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительских фондов.

Гарантированность –  это один из важнейших конституционно провозглашенных принципов. Субъектом, на который прежде всего возлагаются  гарантии прав и свобод, является государство. Конституция Республики Беларусь прямо не указывает на государство как главного гаранта прав и свобод человека, однако эта роль вытекает из ряда ее статей (статьи 6, 10, 60 и др.).

Опыт становления правового  государства свидетельствует, что  имеется немало трудностей в деле обеспечения прав и свобод как на законодательном уровне, так и в процессе реализации принятых нормативных актов. Направить этот процесс в правовые рамки призваны, в частности, все государственные органы, включая Президента Республики Беларусь как Главу государства, Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля, Прокуратуру как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов, декретов, указов.

В Беларуси обеспечивается равенство всех перед законом  и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, по происхождению, отношению к религии, месту жительства, убеждениям.

Для правового государства  характерна свобода личности: дозволено  все, что не запрещено законом.

Таким образом, закрепление  в Конституции Республики Беларусь высокоморальных устоев личной жизни  человека, гуманизма, присущего всему  человеческому сообществу в целом, призвано способствовать формированию мощного гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Республике Беларусь созданы наиболее значимые составляющие правового государства. Принцип разделения властей не только закреплен в Основном Законе, но и реализуется на практике. Существует местное самоуправление, созданы необходимые условия для проведения демократических выборов всех уровней, обеспечивается реализация принципа политического плюрализма, экономической свободы. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В Беларуси активно действуют  основные институты гражданского общества: партии, конфессии, общественные объединения, средства массовой информации и т.д.

В республике имеется  понимание сущности «гражданского общества», которое, по словам Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, цементируется основными силами: Советами депутатов, профсоюзами (Федерация профсоюзов Беларуси), мощной молодежной организацией (ОО «Белорусский республиканский союз молодежи»), общественным объединением ветеранов и Союзом женщин. Как неоднократно отмечал Глава государства, это основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство.

Однако на сегодняшний  формирование институтов гражданского в Беларуси идет крайне медленно и главная этого кроется в нестабильности общественно-политических структур, отсутствии четкой самоидентификации граждан, замедленном выходе к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствии широкого слоя собственников, сохранении люмпенизированной части населения, низкой эффективности механизма правовой защиты личности. Однако главным препятствием на этом пути является отсутствие у населения необходимого уровня политической и правовой культуры, позволяющего ему активно участвовать в формировании и деятельности гражданского общества. Если в западных странах человек и общество всегда являлись субъектами государственно-властных отношений, то в восточноевропейских государствах они оставались объектом этих отношений. В этих условиях все свое благополучие люди связывали непосредственно с государством, которое всегда оставалось патерналистским.

Дальнейшее развитие гражданского общества в Беларуси будет  зависеть от разумного и последовательного  разгосударствления собственности, сокращения бюрократического аппарата, формирования реально действующей многопартийной системы, создания стимулов для развития предпринимательских структур, разработки оптимальных социальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать более полно обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Минск: Амалфея, 2006. - 48 с.

 

Список литературных источников:

 

2. Боер, В. М. Правовое государство: идея, концепция, реальность. / В. М. Боер – Санкт-Петербург: Юрист, 1996. – 130 с.

3. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. / Э. Гелленер – Москва: Юрист, 1995. – 289 с.

4. Гражданское общество: истоки и современность / Под  ред. И. И. Кального, И. Н. Лопушинского. 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 156 с.

5. Григонис, Э. П. Теория государства и права: Курс лекций. / Э. П. Григонис – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 320 с.

6. Денисенко, A. M., Матусевич, Е. В. Демократические институты власти в гражданском обществе Беларуси. / А. М. Динесенко, Е. В. Матусевич – Минск: Амалфея, 2002. – 140 с.

7. Дробязко, С. Г. Принципы и предпосылки становления социального правового государства / С. Г. Дробязко // Теоретические проблемы формирования и функционирования гражданского общества и правового государства. – Минск, 2001. – 104 с.

8. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. / М. Н. Марченко – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 768 с.

9. Общая теория права:  Учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, B. C. Козлов. – Минск: Амалфея, 2005. – 464 с.

10. Общая теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. проф. В. А. Кучинского. – Минск: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. – 640 с.

11. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В. А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Минск: Амалфея, 2004. – 688 с.

12. Общая теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.

13. Павлова, И. В., Степанов, Г. И. Гражданское общество и правовое государство / И. В. Павлова, Г. И. Степанов. – Минск: БГУ, 2002. – 178 с.

14. Протасов, В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Н. Протасов – Москва: Юрайт-М, 2001. – 346 с.

15. Сильченко, Н. В. Становление гражданского общества в Беларуси в контексте устойчивости развития. /Н. В. Сильченко // Матер, междунар. науч.-практич. конф. Минск, 24-26 мая 2004 г. – Минск, 2004. – С. 49-60.

16. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. / А. Ф. Черданцев – Москва: Юрайт, 2001. – 432 с.

17. Республика Беларусь. Сайт Министерства юстиции Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.by/ – Дата доступа: 25.10.2112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2


Информация о работе Правовое государство и гражданское общество