Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового государства и неотъемлемого признака правового государства – гражданского общества.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть становление теорий правового государства и учений о гражданском обществе;
-изучить основные признаки и ценности современного правого государства и гражданского общества;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………..5
1.1 Становление теорий правового государства………………………………5
1.2 Учение о гражданском обществе…………………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………15
2.1 Основные признаки и ценности современного правого государств……..15
2.2 Гражданское общество, как неотъемлемая часть правового государства……………………………………………………………………….19
2.3 Правовое государство и гражданское общество: соотношение понятий...............................................................................................................21
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….…..27
3.1 Принцип разделения властей – как основа правового государства в Республике Беларусь…………………………………………………………….27
3.2 Гражданское общество в Беларуси…………………………………………31
3.3 Конституционные права граждан…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...40
В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе подсистемы находится Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд).
Задача судебной власти состоит в том, чтобы в случае возникновения юридического конфликта обеспечить верховенство права.
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании, ограничении в рамках конституционной законности и права двух других ветвей власти – законодательной и исполнительной. Согласно Конституции Республики Беларусь полномочиями по сдерживанию и уравновешиванию других государственных властей обладает только Конституционный Суд, который осуществляет функцию судебно-конституционного контроля, реализуя, таким образом, судебную власть посредством конституционного судопроизводства и оказывая существенное влияние на правотворчество и правоприменение.
В стране создана и эффективно работает надежная правовая система, действуют правоохранительные органы, суды, органы юстиции, которые обеспечивают правовой порядок и стабильность. В последнее время во исполнение поручений Президента Республики Беларусь приняты дополнительные меры по борьбе с коррупцией, терроризмом и взяточничеством. Постоянно совершенствуются меры, усиливается роль прокуратуры, нотариата, адвокатуры по дальнейшей защите прав граждан.
Решения судов не всегда являются законными и справедливыми. Для обеспечения торжества верховенства права в их решениях существует механизм проверки конституционности (законности) вынесенных решений. Здесь используются право на подачу кассационной или надзорной жалобы, меры прокурорского реагирования, возможности конституционного контроля и др.
Таким образом, в Республике Беларусь созданы наиболее значимые составляющие правового государства. Принцип разделения властей не только закреплен в Основном Законе, но и реализуется на практике. Существует местное самоуправление, созданы необходимые условия для проведения демократических выборов всех уровней, обеспечивается реализация принципа политического плюрализма, экономической свободы. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
3.2 Гражданское общество в Беларуси
В Беларуси активно действуют основные институты гражданского общества: партии, конфессии, общественные объединения, средства массовой информации и т.д.
В республике имеется понимание сущности «гражданского общества», которое, по словам Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, цементируется основными силами: Советами депутатов, профсоюзами (Федерация профсоюзов Беларуси), мощной молодежной организацией (ОО «Белорусский республиканский союз молодежи»), общественным объединением ветеранов и Союзом женщин. Как неоднократно отмечал Глава государства, это основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство.
Положение политических партий, профсоюзов и иных общественных объединений в Беларуси регулируется Конституцией и законами «О профессиональных союзах», «О политических партиях» и «Об общественных объединениях» [5, с. 55].
В Республике Беларусь действует регистрационный характер создания общественных объединений. То есть, если создается то или иное общественное объединение, оно обязано пройти государственную регистрацию. Деятельность незарегистрированных общественных объединений запрещена законодательством Беларуси.
Запрещается создание и деятельность политических партий, общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Следует отметить, что активность граждан по созданию в республике общественных объединений является устойчиво высокой.
По состоянию на 1.01.2007 г. по данным Министерства юстиции Республики Беларусь в стране наститывалось 2.248 общественных объединений (231 международное, 724 республиканских и 1.293 местных), 17 союзов общественных объединений, а также 56 фондов (три международных, три республиканских и 50 местных) [17].
Большинство общественных организаций представляют собой объединения по интересам, либо объединения определенных социальных групп и в своей деятельности не выходят за рамки уставных документов и декларируемых целей. Активного участия в политической жизни страны такого рода организации не принимают.
Государственные органы не дистанцируются от контактов с общественными организациями. Государство оказывает объединениям информационную, методическую, организационную и, по мере возможности, материальную поддержку. Поддержка общественных объединений органами власти строится на основе действующего законодательства, накопленного опыта взаимодействия, а также значимости проблем, решаемых общественными объединениями.
В областях и столице
созданы и действуют
Особое внимание органы государственной власти уделяют плодотворному сотрудничеству с профсоюзными, молодежными, женскими и ветеранскими организациями.
Профсоюзы, представляя
интересы подавляющего большинства
наемных работников, учащихся и студентов,
выполняют не только защитную функцию,
но и служат индикатором проводимой
социально-экономической
Большое внимание со стороны
местных органов
Региональные организации БРСМ реализуют республиканские программы «Молодежь Беларуси», «Занятость», «Олимп», «Три Д», различные региональные проекты [13, с. 56].
Деятельность БРСМ направлена на военно-патриотическое воспитание молодежи, пропаганду здорового образа жизни, приобщение молодых людей к занятиям физической культурой и спортом, вовлечение молодого поколения в туристическую деятельность, создание комплексной системы подготовки учащейся и студенческой молодежи к самостоятельному выходу на рынок труда, организацию трудоустройства молодежи, содействие в проведении государственной молодежной политики в области занятости и профориентации, проведение благотворительных акций.
Важное место в жизни республики занимает деятельность общественного объединения ветеранов. Решая вопросы социальной защиты, организация особое внимание уделяет приобщению ветеранов к активной общественной деятельности, поддержке и участию в мероприятиях органов государственной власти. Совместно с органами местной исполнительной власти и комитетами БРСМ ветеранские организации участвуют в патриотическом воспитании молодежи, ремонте и благоустройстве памятников боевой и трудовой славы, мест захоронений защитников Отечества, укреплении международных региональных связей и т.д.
Во всех областях и районах республики созданы и активно работают организационные структуры Белорусского союза женщин – Советы женщин. В Республике Беларусь функционируют и другие институты гражданского общества – негосударственные экономические субъекты, издаются и распространяются средства массовой информации, принадлежащие политическим партиям, общественным организациям, гражданам. В стране зарегистрировано более 1200 периодических печатных изданий, из которых более 800 – негосударственные. Пресса издается на белорусском, русском, немецком, английском, украинском и польском языках.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что на сегодняшний день в Республике Беларусь сложилась и успешно действует система взаимопонимания и взаимодействия власти и основных институтов гражданского общества по совместному решению общественно-политических и социально-экономических задач как на государственном, так и на местном уровнях.
3.3 Конституционные права граждан
В правовом государстве права и свободы человека являются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (статьи 2, 59 и др.) [1].
Ориентиром в области обеспечения прав и свобод человека являются современные международные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах, и прежде всего тех, которые составляют Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах). Среди важнейших региональных документов, которые являются обязательными для стран-членов Совета Европы, а также ориентиром для развития законодательства в других странах, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Необходимо отметить,
что в целом Конституция
Принцип разделения властей
и дальнейшее развитие реальной демократии
призваны гарантировать недопустимость
узурпации и концентрации власти
в руках отдельных государствен
Вторая статья Конституции Республики Беларусь закрепляет важное положение о месте человека в обществе и государстве: «Человек, его права, свободы и гарантии являются высшей ценностью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Это предусмотрено и статьей 21 Конституции: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» [1, с. 5].
Каждый гражданин имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует
права и свободы граждан
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Оно регулирует также экономическую деятельность в интересах человека в обществе. Конституция закрепляет принцип равенства перед законом социальных, национальных и других общностей и уважения их прав и интересов.
Подавляющая часть перечисленных в Конституции основных прав и свобод представляет собой не простую совокупность, а определенную научную, глубоко продуманную систему, имеющую логические основания.
Более 50% статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правового статуса человека и гражданина. Ни одна из ранее действующих советских конституций не закрепляла такого обилия личных прав и свобод граждан. Это права и свободы, которые неотделимы от личности, присущи только ей [1].
Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политических прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно участвовать в осуществлении политической власти. В первую очередь, это право на информацию. Статья 34 гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Право на информацию – одно из фундаментальных прав человека, призванных обеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества и государства. Оно относится к числу политических прав человека и гражданина и связано не с отношениями между гражданами, а с их отношениями с государственными органами. В деятельности последних должна присутствовать информационная открытость, призванная обеспечить доступность для личности информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы человека, систематическое информирование граждан о подготавливаемых и принятых решениях.
Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38) – конституционное право, которое подробно регламентируется в избирательном законодательстве.
В Конституции Республики Беларусь сохранены права свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35) [1, с. 7].
Гражданам Республики Беларусь в количестве не менее 50 тыс. человек впервые предоставлено право законодательной инициативы (ст. 99) [1, с. 35].
В Конституции отдельную группу основных прав составляют социально-экономические права. К ним относятся: право на труд, на отдых, на собственность, на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, право на жилище, на образование. Государством гарантируются доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество