Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение правового государства и неотъемлемого признака правового государства – гражданского общества.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть становление теорий правового государства и учений о гражданском обществе;
-изучить основные признаки и ценности современного правого государства и гражданского общества;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………..5
1.1 Становление теорий правового государства………………………………5
1.2 Учение о гражданском обществе…………………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………15
2.1 Основные признаки и ценности современного правого государств……..15
2.2 Гражданское общество, как неотъемлемая часть правового государства……………………………………………………………………….19
2.3 Правовое государство и гражданское общество: соотношение понятий...............................................................................................................21
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….…..27
3.1 Принцип разделения властей – как основа правового государства в Республике Беларусь…………………………………………………………….27
3.2 Гражданское общество в Беларуси…………………………………………31
3.3 Конституционные права граждан…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Правовое государство и гражданское общество 111.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

-верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти;

-соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др. [15, с. 3-6]. Эти признаки в той или иной мере конкретизируют или дополняют основные.

Основной ценностью  правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, данное положение прямо или косвенно закрепляют в конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в ст. 2, 21, 22. [1]

При правовом закреплении  и регламентировании прав и свобод граждан в правовых государствах признается примат международного права. Конституции и текущее законодательство учитывают и реализуют правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенции МОТ (Международной организации труда) [10, с. 543].

В ст. 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что «государство гарантирует права и свободы  граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства» [1, с. 5].

Кроме того, конституции  правовых государств предусматривают  случаи ограничения прав и свобод человека. Такая возможность зафиксирована  и в указанных выше международно-правовых документах. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека сказано, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться, во-первых, только таким ограничениям, какие установлены законом, и, во-вторых, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах допускается возможность ограничения прав и свобод также в интересах охраны государственной безопасности и здоровья населения [12, с. 522].

Такая возможность ограничения  прав и свобод предусматривается  в ст. 23 Конституции Республики Беларусь только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [1, с 5].

Конституции правовых государств рассматривают основные права и  свободы в качестве непосредственно  действующих. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные акты или если последние противоречат этим правам.

Правовое государство  предполагает не только признание и  закрепление в законах основных прав человека, но и правовую безопасность личности, ее жизни, здоровья, свободы, защищенность ее прав не только от иных лиц и организаций, но и от самого государства, его должностных лиц, незаконно посягающих на достоинство и права личности. Следовательно, здесь должна быть предусмотрена система юридических гарантий прав личности.

Таким образом, для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально провозглашаются, но и реально обеспечиваются. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированное и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Основным атрибутом  организации и деятельности правового  государства является разделение властей. Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти в одних руках, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур.

Однако разделение властей  нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства – Конституция – должен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм» [7, с. 132].

Таким образом, уяснение основных признаков правового государства позволяет обобщить его научное понимание и дать следующее определение: правовое государство - это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»).

 

2.2 Гражданское общество, как неотъемлемая часть

правового государства

 

Решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства  является гражданское общество.

В настоящее время, т.е. на современном уровне развития, гражданское  общество достигло такой степени  самостоятельности в своем функционировании, что создает структурные элементы самоуправления в самых различных  сферах – экономике, социально-культурной деятельности, науке, охране общественного порядка и др. Это позволяет предположить, что элементы самоуправления в гражданском обществе будут все более вытеснять средства и формы государственного воздействия на общественные отношения. И видимо, гражданское общество не вечно будет иметь государственную (политическую) форму.

Тем не менее, в современной научной литературе, когда речь идет о построении гражданского общества, то имеется в виду не гражданское общество в его историческом развитии и многообразии, а только современное западное общество, в основе которого лежат частная собственность и рыночные отношения, общество которое нуждается в такой экономической форме, как правовое государство. При этом предполагается, что решающим фактором в создании гражданского общества является правовое государство, а не наоборот.

Как бы то ни было, но нам  необходимо определить гражданское  общество с учетом современных представлений  о нем и основных требований, которым  оно должно соответствовать на нынешнем этапе человеческой, цивилизации. К таким требованиям или принципам, лежащим в основе гражданского общества, по признанию многих правоведов, относятся [12, с. 547]:

1) обеспечение и защита  естественных (неотъемлемых) прав и  свобод человека как института  гражданского общества, придания им необходимой юридической формы в виде прав и свобод гражданина;

2) многообразие форм  собственности, экономическая свобода  субъектов хозяйствования, рыночные  отношения; 

3) невмешательство государства  в частную жизнь граждан; 

4) взаимная ответственность государства и граждан;

5) эффективная социальная политика, направленная на достижение высокого  жизненного уровня, благосостояния  населения; 

6) идеологический и политический  плюрализм; 

7) равенство всех перед законом  и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

8) свобода слова и печати, независимость  средств массовой информации;

9) социальное партнерство, национальное  и религиозное согласие;

10) широкое развитие непосредственной  демократии, формирование и функционирование разнообразных форм самоуправления в различных сферах общественных отношений.

Следовательно, в идеале гражданское  общество – это содружество свободных граждан, основные права которых неотчуждаемы. Первейшая задача государства – обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь, добиваться экономического и духовного процветания, создавать гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно формирование демократического правового государства.

Обобщая высказанные в литературе суждения, можно определить современное гражданское общество как совокупность внегосударственных общественных отношений (экономических, социально-культурных, нравственных, корпоративных, семейных, религиозных и др.), образующих особую сферу реализации законных интересов отдельных лиц и их объединений, предполагающих осуществление естественных прав человека, многообразие форм собственности и свободу всех видов творческой деятельности личности.

 

2.3 Правовое государство и гражданское  общество:

соотношение понятий

 

В последние годы вопрос о соотношении  гражданского общества и правового  государства все больше привлекает внимание ученых-обществоведов: юристов, политологов, историков, экономистов и др. Анализ теоретических наработок в этом направлении позволяет утверждать, что сложные и разнообразные по своему содержанию взаимоотношения государства и гражданского общества целесообразно рассматривать по трем основным направлениям. Первое из них заключается в установлении наиболее характерных и устойчивых сторон единства правового государства и гражданского общества; второе – в определении различий между ними; третье – в выяснении взаимосвязей этих социальных феноменов, форм таких взаимосвязей [2, с. 125].

Что касается единства гражданского общества и правового государства, то оно выражается прежде всего в  совпадении многих целей и задач – все социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с действующим законодательством, и прежде всего с Основным Законом страны. Так, право граждан на создание политических партий, других общественных объединений закреплено в ст. 5 и 36 Конституции Республики Беларусь.

Единство гражданского общества и правового государства видится также и в том, что как первое, так и второе обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его политических инициатив, предпринимательских намерений. В Конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь и текущем законодательстве закреплены различные формы собственности, включая частную, политический плюрализм, экономические, политические и личные свободы человека и гражданина. Это говорит о том, что в сегодняшних условиях у наших граждан есть правовые возможности не только осознавать себя субъектами гражданского общества, но и реализовывать свои личные и коллективные интересы.

Гражданское общество в  условиях его развития не лишено и  существенных внутренних противоречий, обусловленных еще существующими  социальными различиями и во многом не совпадающими политическими интересами. Поэтому следует согласиться с мнением, что если «убрать» правовое государство, то и гражданское общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бесконечные споры, столкновения [2, с. 126].

Можно утверждать, что  правовое государство есть способ организации  современного гражданского общества, его политическая форма.

Единство гражданского общества и правового государства находит свое олицетворение и в демократическом политико-правовом режиме, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Его содержание характеризуется реализацией в практике государственного строительства принципа разделения властей, плюрализмом в общественно-политической жизни, предоставлением свободы личности в сфере экономической, политической и культурной деятельности, защитой личности от произвола, беззакония и т.д. При этом следует учитывать, что демократический режим всегда базируется на правовой основе.

Основные различия гражданского общества и правового государства  заключаются в их структуре и  специфических функциях. Правовое государство - это организация особой суверенной публичной власти, задача которого заключается в обеспечении нормального функционирования гражданского общества. Важнейшим отличием правового государства от гражданского общества является и то, что оно может издавать законы и другие нормативные правовые акты, а также принимать меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Гражданское общество, как отмечалось выше, – это система общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и других интересов и потребностей индивидов и их коллективов. Они выражаются и реализуются посредством таких структурных элементов гражданского общества, как семья, общественные формирования, партии, ассоциации и другие объединения, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Во всех случаях речь идет о структурах, созданных снизу на основе единства интересов, а не по указке вышестоящих органов. Поэтому в системе отношений «гражданское общество — государство» преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество