Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового государства и неотъемлемого признака правового государства – гражданского общества.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
-рассмотреть становление теорий правового государства и учений о гражданском обществе;
-изучить основные признаки и ценности современного правого государства и гражданского общества;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………………………………..5
1.1 Становление теорий правового государства………………………………5
1.2 Учение о гражданском обществе…………………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………15
2.1 Основные признаки и ценности современного правого государств……..15
2.2 Гражданское общество, как неотъемлемая часть правового государства……………………………………………………………………….19
2.3 Правовое государство и гражданское общество: соотношение понятий...............................................................................................................21
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….…..27
3.1 Принцип разделения властей – как основа правового государства в Республике Беларусь…………………………………………………………….27
3.2 Гражданское общество в Беларуси…………………………………………31
3.3 Конституционные права граждан…………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...40
В гражданском обществе
обязанности граждан перед
Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, указать государству его место. Другими словами, гражданское общество – это общество, способное сохранять свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В условиях социального государства гражданское общество позволяет ему активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Так, например, рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и вполне осязаемые властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло, обеспечивая их функционирование [3, с. 23].
Централизованное воздействие сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через такие правовые инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, субсидии, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм и т.п. Другое дело, что гражданское общество не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации как раз и возможна при наличии определенных экономических условий: экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества на современном этапе его развития лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство. Отсутствие права частной собственности не только ставит человека в зависимость от государства, но и меняет его природу - лишает его чувства достоинства, уверенности в себе, способности отстаивать свои интересы.
Думается, главным во взаимодействии гражданского общества и государства является то, что первое изменило значимость конституции страны. Да, это основной закон, который определяет устройство государства, но это и основной закон, где зафиксированы права и свободы человека и гражданина. В результате Конституция становится соглашением гражданского общества и государства с разграничением сфер их влияния: для государства – особая публичная власть, сфера обеспечения общих интересов; для общества – сфера индивидуальных свобод, частных интересов.
Таким образом, диалектика развития конституции состоит в том, что в ней все более четко закрепляется идея ограничения обществом власти государства. Она становится своеобразным договором между обществом и государством о распределении между ними власти.
Гражданское общество стимулирует правовую деятельность государства, контрольные функции представительных и судебных органов за работой центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц, участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся и социально обездоленных.
Развитое гражданское общество постепенно преобразует функцию государства как «ночного сторожа». В его деятельности все больше место занимают такие общественные функции, как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением. Из того, что формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизнедеятельности, вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нем «свое место», отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание на те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано выполнять свои изначальные функции (оборона страны, законотворчество, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, связь, транспорт и т.д.). На современном этапе повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности, развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений [12, с. 522].
Цивилизованное государство современности – это правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных звеньев государственного аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общими судами. В этом смысле гражданскому обществу государственность нужна для создания организационно-правовых основ жизни социума.
Взаимодействие гражданского общества с правовым государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: государственно-правовой регламентации функционирования субъектов гражданского общества, закреплении их конституционно-правового статуса; участии структур гражданского общества, и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; запрете тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в личную жизнь человека и гражданина; законодательном закреплении обязанности государства по обеспечению социально-экономической и политической безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности.
Следует учитывать, что институты гражданского общества способствуют переходу управления общественными делами в руки специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются по законам всемирных экономических связей, возрастает роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет прогрессивных международных организаций, повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением.
Важнейшим структурным образованием гражданского общества являются политические партии. В Российской Федерации, несмотря на трудности формирования и взаимодействия с государственными структурами, они играют все более существенную роль в политической системе общества, получают представительство в органах государственной власти. К сожалению, белорусские политические партии мелки, не имеют четкой социальной ориентации, они до сих пор официально не представлены ни в органах президентской вертикали, ни в Правительстве, ни в Национальном собрании.
Таким образом, современное гражданское общество и правовое государство диалектически связаны между собой, они объективно предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. Гражданское общество развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Это означает, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантии исключения социальных катаклизмов и ненасильственного поступательного развития общества.
Конечно, в отношениях
правового государства и
Гражданское общество и правовое государство не должны противоречить друг другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать.
Таким образом, нормальная и эффективная работа современного государственного механизма, всей организации политической власти общества невозможна без развитого гражданского общества как своеобразного посредника, важного звена между личностью и государством. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений.
ГЛАВА 3
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В
3.1 Принцип разделения
властей – как основа
Законодательную власть в Республике Беларусь осуществляет Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь.
В состав Палаты представителей входит 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законодательством на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Вопросы, отнесенные к компетенции Палаты представителей, закреплены в статье 97 Конституции Республики Беларусь [1, ст. 97].
Совет Республики является
палатой территориального представительства.
От каждой области и города Минска
тайным голосованием избираются на заседаниях
депутатов местных Советов
Срок полномочий Парламента – четыре года. Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Основная функция Парламента – законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов входит в обязанности обеих палат. Законотворческий процесс согласно Конституции начинается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике создана и продолжает совершенствоваться законодательная база для дальнейшего становления правового государства и развития белорусского общества.
Сегодня белорусское законодательное собрание является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным и судьбоносным вопросам преобразований белорусского общества.
Главная задача Парламента – повышение активности депутатов в решении конкретных законодательных проблем, принятии законов, открывающих простор для экономического роста и благосостояния граждан.
В результате активной законотворческой деятельности Парламента законодательство планомерно и последовательно приводится в соответствие с международно-правовыми обязательствами. В принятых законах отражены новые направления развития страны, ликвидированы существенные пробелы в ранее действующем законодательстве.
Важным условием эффективной законотворческой работы является то, что Национальное собрание и другие государственные органы действуют слаженно, взаимодействуют друг с другом, работают в русле единой государственной политики.
Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров.
Правительство
– это коллегиальный
Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами. В этой связи ни одно государство не может обойтись без него.
Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органами государственной власти, прежде всего с Президентом и Парламентом.
Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.
Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции Республики Беларусь. Они детально раскрываются в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» [6, с. 194].
В стране создана и эффективно действует вертикаль исполнительной власти (руководители обл-, гор-, райисполкомов), которая успешно решает поставленные Президентом и Правительством задачи по повышению жизненного уровня и благосостояния белорусского народа.
Важная роль в механизме разделения и ограничения властей принадлежит судебной власти.
Если законодательную власть осуществляет один орган – Парламент – и в отдельных особых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют только судебные органы. Перед судом стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, других преступных действий.
Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа. Такое «происхождение» обусловлено не только тем, что суды выносят свои решения именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные полномочия непосредственно или опосредованным образом от народа.
Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество