Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:17, реферат
Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.
Введение;
Глава 1. Понятие, признаки и пути формирования правового государства;
1.1. Понятие правового государства;
1.2. Признаки правового государства;
а) разделение властей
б) верховенство закона
в) реальность прав и свобод гражданина
г) защита прав и свобод человека
д) верховенство конституции
е) взаимная ответственность государства и личности
ж) признание человека высшей ценностью государства
Глава 2. История развития правового государства в России;
Глава 3. Правовое государство в современной России;
Заключение;
Список используемой литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет
имени С.А. Есенина»
факультет юриспруденции и политологии
кафедра политологии
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО:ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ
и политологии по специальности
Рязань, 2009
План:
Введение;
Глава 1. Понятие, признаки и пути формирования правового государства;
а) разделение властей |
б) верховенство закона |
в) реальность прав и свобод гражданина |
г) защита прав и свобод человека |
д) верховенство конституции |
е) взаимная ответственность государства и личности |
ж) признание человека высшей ценностью государства |
Глава 2. История развития правового государства в России;
Глава 3. Правовое государство в современной России;
Заключение;
Список используемой литературы.
Введение;
Вопросы, связанные с правовым государством,
всегда вызывают глубокий интерес. Они
актуальны в современных
Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.
Следует также отметить что государство и право не только зависят друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.
Кроме того, цель данной работы – изучить
все составляющие правового государства,
его становление и развитие в
России. Современная Российская действительность,
со всей присущей ей консервативностью,
указывает на необходимость скорейшего
радикального пересмотра ряда ранее
сложившихся подходов к рассмотрению
правового государства и
Глава 1. Понятие, признаки и пути формирования правового государства;
Демократическое
Правовое государство —
Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.3
Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.6
Правовое государство –
Ценностный смысл идеи правового
государства состоит в
Основными признаками правового государства являются:
______________________________
2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.
3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.
4* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 148.
6* Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.516.
Верховенство закона;
Признаки правового
а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать
______________________________
5* Якушев А.В., «Конспект лекций по теории государства и права», М – 02, стр. 39.
французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.7 Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.
Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона , принятого законодательным органом.
В настоящее время наблюдается
активизация именно исполнительной
власти, которая как бы постепенно
расширяет свое поле деятельности.
Эта объективная
Существенный признак
______________________________
7* Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.
8* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.426.
людские, материальные, финансовые
и иные ресурсы, использует инструмент
служебных продвижений и
Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.9
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления.
Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — конституции.
Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции — формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой
______________________________
9* Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.
основе привлекать их к политической ответственности.
Судебная власть играет особую роль,
как в механизме
Судебная власть — специфическая,
независимая ветвь
Информация о работе Правовое государство: теория, история, современность