Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов предпосылок и политико-правовой природы местного самоуправления. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить эволюцию местного самоуправления и организационно-правовые формы местного самоуправления на различных этапах его развития.
рассмотреть Магдебургское право, его влияние на развитие местного самоуправления
изучить правовые модели и организационная структура местного самоуправления во времена Великого Княжества Литовского.
рассмотреть развитие теоретических основ местного самоуправления
изучить становление местного самоуправления в Российской империи, понятие и сущность земской системы местного самоуправления в дореволюционной России и развитие самоуправления в эпоху Советской системы.
Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа.
При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
Введение 3
1. Эволюция местного самоуправления 5
2. Организационно-правовые формы местного самоуправления на различных этапах его развития 10
3. Магдебургское право, его влияние на развитие местного самоуправления 13
4. Правовые модели и организационная структура местного самоуправления во времена великого княжества литовского 16
5. Развитие теоретических основ местного самоуправления 18
6. Становление местного самоуправления в Российской империи 21
7. Понятие и сущность земской системы местного самоуправления в дореволюционной россии 26
8. Развитие самоуправления в эпоху советской системы 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
Государственная теория местного самоуправления получила свое развитие в работах таких видных дореволюционных юристов, как А.А. Градовский, В.П. Безобразов, Н.И. Лазаревский [3, с. 147].
Таким
образом, само понятие «самоуправление»
понимается по-разному, но если проанализировать
различные его определения (которым по
определенным причинам мы не будем уделять
особое внимание), то можно выделить из
них те признаки, которые характеризуют
его, как самостоятельное явление. К таким
признакам относятся: самоорганизация,
саморегуляция, совпадение субъекта и
объекта управления в одном лице, участие
всех членов сообщества в принятии и реализации
решений.
С
древних времен русской земле
присущи самоуправленческие начала
в организации местной жизни.
В то же время наша история начиная
с Киевской Руси являет постоянную
борьбу централизации и
В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения российского самоуправления. Одни авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.
Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X - XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «веет» - совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках - Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти. Из Новгородской республики идут первые идеи об общественной самостоятельности как основе власти.
Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. По их мнению, с этого времени началось развитие ростков, отдельных элементов местного самоуправления в России.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок крестьянская, земская и городская реформы Александра II. В 50-х гг. XIX в. одновременно с разработкой положений об освобождении крестьян от крепостной зависимости возникла необходимость образования особых местных органов. Реформы преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начал местного самоуправления в России. Как полагали многие дореволюционные юристы, эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться.
Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. земское самоуправление вводилось лишь в 34 из 69 губерний и предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов. К распорядительным органам относились уездные и губернские земские собрания, к исполнительным - уездные и губернские земские управы. Уездные и губернские земские собрания составлялись из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. Выборы строились на сословном начале.
В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. к ведению земств относилось: устройство и содержание местных путей сообщения, земская почта, земские школы, больницы, приюты и богадельни; развитие местной торговли и промышленности, народное продовольственное дело; ветеринарная служба и агрономическая служба, взаимное страхование; постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.
Со вступлением в силу Городового положения 1870 г. началась реформа городского самоуправления. Городское самоуправление создавалось во многом с учетом опыта деятельности земских учреждений. Особенностью городского самоуправления являлся его бессословный характер. Поскольку разделить городское население по сословиям было практически невозможно, то в городских выборах существовал имущественный ценз. Правом избирать и быть избранными в городские думы были наделены владельцы недвижимости, купцы, обладатели торговых и промышленных заведений, лица, платившие городские сборы [13, с. 192].
Земское самоуправление и городское самоуправление имели значительные отличия, однако было и много сходного. Предметы ведения городского самоуправления были во многом сходны с предметами ведения земского самоуправления (за исключением почты, земледельческих дел и т.п.).
Земские
и городские органы самоуправления
не были подчинены местной
Таким образом, на местах существовало две системы управления: 1) государственное управление; 2) земское, городское самоуправление. Разработчики реформ находились под влиянием общественно-хозяйственной теории самоуправления, трактуя земские учреждения как общественные по своей сути органы, решающие общественно-хозяйственные вопросы местной жизни.
Отметим некоторые особенности земств, часть из которых не потеряла своей актуальности до настоящего времени:
1.
Невхождение земских
2. Наличие у земств собственной финансово-экономической базы. Земские органы имели свой бюджет. Доходы земств состояли из губернского земского сбора, из целевых дотаций государства, из частных пожертвований и прибыли торгово-промышленной деятельности земств. Однако практически сразу же после проведения реформ у земств обнаружился дефицит бюджета. Для его покрытия земства могли устанавливать дополнительные сборы, которые фактически представляли собой самообложение жителей.
3.
Наделение земств
Последний
этап местного самоуправления в дореволюционной
России осуществлялся на основании
Положения о земских
Зачастую
этот период в научной литературе
именуется контрреформой
Согласно Положению о земских учреждениях 1890 г. к предметам их ведения были отнесены:
1)
заведование местными
2)
заведование капиталами и
3)
заведование делами по
4)
содержание в исправности
5) устройство и содержание земской почты;
6) заведование взаимным земским страхованием имущества;
7)
заведование земскими
8) участие в мероприятиях по охране народного здоровья, предупреждению и пресечению падежей скота; развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении;
9) забота по предупреждению и тушению пожаров и попечение о лучшем устроении селений;
10)
попечение о развитии средств
народного образования и
11) воспособление зависящими от земства способами местному земледелию, торговле и промышленности; забота об охране полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми и животными;
12)
удовлетворение возложенных в
установленном порядке на
Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.
Земские учреждения уезда включали: земское собрание и земскую управу с учреждениями при ней. Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления государственным имуществом, городского головы уездного города и др.).
Земским
органам для осуществления
Согласно
Положению о земских
Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 г. Временное правительство. 3 марта 1917 г. Временное правительство приняло декларацию, в которой в качестве цели определялась реформа местного самоуправления с установлением всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для всех граждан, достигших 20 лет. 5 марта 1917 г. было издано распоряжение Временного правительство о передаче власти в губерниях и уездах комиссарам Временного правительства, которыми в основном становились представители земских управ. При Министерстве внутренних дел было создано Особое совещание. Его задачей была подготовка необходимых материалов по реформе местного самоуправления. 15 июля 1917 г. было утверждено Положение о поселковом управлении, которое должно было вводиться в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населенных пунктах при условии наличия там необходимых местных потребностей в благоустройстве. Постановлением Временного правительства от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было учреждено волостное земство. Однако осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 г. [13, с. 194].
Таким
образом, в целом можно констатировать,
что Временным правительством была создана
достаточно полная нормативная база для
формирования местного самоуправления,
представляющая практический интерес
и в настоящее время.
Информация о работе Предпосылки и политико-правовая природа местного самоуправления