Предпосылки и политико-правовая природа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов предпосылок и политико-правовой природы местного самоуправления. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить эволюцию местного самоуправления и организационно-правовые формы местного самоуправления на различных этапах его развития.
рассмотреть Магдебургское право, его влияние на развитие местного самоуправления
изучить правовые модели и организационная структура местного самоуправления во времена Великого Княжества Литовского.
рассмотреть развитие теоретических основ местного самоуправления
изучить становление местного самоуправления в Российской империи, понятие и сущность земской системы местного самоуправления в дореволюционной России и развитие самоуправления в эпоху Советской системы.
Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа.
При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция местного самоуправления 5
2. Организационно-правовые формы местного самоуправления на различных этапах его развития 10
3. Магдебургское право, его влияние на развитие местного самоуправления 13
4. Правовые модели и организационная структура местного самоуправления во времена великого княжества литовского 16
5. Развитие теоретических основ местного самоуправления 18
6. Становление местного самоуправления в Российской империи 21
7. Понятие и сущность земской системы местного самоуправления в дореволюционной россии 26
8. Развитие самоуправления в эпоху советской системы 29
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

природа местного самоуправления.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

    3. Финансово-экономические проблемы. Существует глубокий дисбаланс собственных финансовых ресурсов и тех функций, которые возложены на органы местного управления и самоуправления. Слабость и дотационность местных бюджетов с экономической точки зрения выхолащивают идею «автономии» системы местного управления и самоуправления.

    Не  полностью решены вопросы разграничения  расходов, подлежащих покрытию за счет республиканского и местных бюджетов, закрепления на долгосрочной основе доходных источников местных бюджетов, разработки научно-обоснованных методик выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, не в должной мере урегулированы межбюджетные отношения.

    Ответственность органов местного управления и самоуправления распространяется не только на социальную, но и на производственную сферу, что не характерно для стран с рыночной экономикой.

    4. Научно-методические проблемы. В связи с разрывом исторической эволюции местного самоуправления в Беларуси была фактически утрачена соответствующая научная школа. Национальная теория местного самоуправления недостаточно развита и отстает от реальной практики организации и деятельности местных властей.

    5. Кадровые проблемы. В Беларуси сложилась система кадрового обеспечения местного управления и самоуправления. Однако подавляющее большинство руководителей органов местной власти (особенно первичного уровня) пока еще не являются специалистами государственного управления.

    6. Социально-политические проблемы. Исторический разрыв в эволюции местной власти, введение местных органов власти в единую вертикаль государственных органов («советский» период) привели к потере обществом традиций самоорганизации для решения вопросов локального значения [1, с. 37].

    От  местной власти население ожидает либо решения всех проблем, либо считает ее недееспособной (а, следовательно, и ненужной), если эти проблемы не решаются. Идея разделения компетенции органов власти по уровням, каждый из которых имеет самостоятельный круг обязанностей и собственную ответственность перед населением не нашла отражения в общественном сознании.

    Поэтому для создания социальной базы местного самоуправления необходимо воспитание «самоуправляемого гражданина», осознающего сопричастность к местным делам и воспринимающего органы местного самоуправления как организационную структуру, способствующую реализации региональных интересов.

    Стало ясно, что реформирование системы  местной власти Беларуси необходимо проводить не методом «латания дыр», не путем внесения изменений в действующий закон, а на базе научно обоснованной Концепции, которая будет учитывать мировую практику и отечественный опыт.

    Основными составляющими Программы реформирования местного управления и самоуправления должны стать:

  • разработка Концепции реформирования местного управления и самоуправления, организация широкого ее обсуждения на местах, на научно-практических конференциях, парламентских слушаниях и принятие ее на Съезде Советов депутатов;
  • утверждение правительством Республики Беларусь Национальной программы государственной поддержки местного самоуправления;
  • принятие Национальным собранием Республики Беларусь кодекса законов о местном управлении и самоуправлении, вытекающих из Концепции;
  • проведение мероприятий по децентрализации государственного управления с последовательной передачей определенных полномочий органам местного управления и самоуправления;
  • перераспределение полномочий между местными представительными и исполнительными органами с целью повышения роли Советов в решении местных вопросов, а также между Советами депутатов разных уровней;
  • решение вопросов кадрового и информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • законодательное и организационное обеспечение повышения финансовой самостоятельности органов местного управления и самоуправления;
  • обеспечение координации деятельности Советов депутатов всех уровней;
  • если Концепция определит целесообразным, в перспективе перейти на двухуровневую систему местного самоуправления по установленному Концепцией варианту.

    Очевидно, что процесс совершенствования системы местного управления и самоуправления должен быть последовательным и перманентным, поэтому обязательной составляющей программы реформирования должна быть разработка планов дальнейших преобразований в области местного управления и самоуправления.

    В сентябре 2000 года по инициативе Президента Республики Беларусь состоялся съезд депутатов местных Советов депутатов. В резолюции данного форума подчеркивается, что «развитие системы Советов депутатов, органов местного управления и самоуправления – одно из приоритетных направлений демократизации общества». Главным достижением съезда является полное устранение противостояния Советов депутатов и исполнительных органов, что позволило реализовать один из основных принципов, положенных в основу системы местных органов Беларуси – единства и целостности системы местного управления и самоуправления.

    В конце 80-х – начале 90-х годов  процесс демократизации общественно—политической жизни, реформы всей политической системы, экономических отношений охватил практически все страны Центральной и Восточной Европы, не был обойден стороной вопрос реформирования местного самоуправления. Нужно сказать, что в целом эти преобразования носили прогрессивный, но на первом этапе стихийный, во многом противоречивый характер. Процесс проведения реформ местного самоуправления затронул и Республику Беларусь.

    Развитие  белорусского общества, признание мировых  демократических принципов поставили  на повестку дня трудную проблему развития местного самоуправления в  Беларуси. Было признано, что вовлечение в процесс управления населения – важный шаг на пути демократизации и укрепления государственности [15 с. 127].

    Следует отметить, что проблема формирования и создания эффективной национальной модели местного самоуправления является характерной для всех стран, хотя цивилизованный мир уже накопил значительный практический опыт в решении этих вопросов. В то же время дискуссии о том, как повысить качество деятельности представительных органов власти, соответствующих органов управления, а также органов территориального общественного самоуправления населения, продолжаются.

    Накопленный мировой теорией и практикой  местного самоуправления опыт, несомненно, является полезным, позволяет выделить наиболее конструктивные положения, предвидеть некоторые недостатки той или иной системы. Однако слепое следование какой-либо модели, которая, возможно, и кажется идеальной, без учета национальных, религиозных особенностей, местных традиций, особенностей исторического развития может привести к результатам, противоположным ожидаемым. Перенесение чужого опыта без учета указанных факторов может не только существенно тормозить становление и развитие местного самоуправления, но и вызвать негативное отношение к институтам местного самоуправления самих граждан, разочарование в них.

    Сегодня ясно, что путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно  организованное местное управление и самоуправление. Именно в связи  с этим и была выбрана тема курсовой работы «Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь».

    Таким образом, для формирования и развития системы местного самоуправления необходимо определиться с пониманием природы местного самоуправления, выборе определенной модели самоуправления, положения которой будут проводиться на всех уровнях. Необходимо также определить формы взаимодействия органов местного самоуправления с органами центральной власти, определить сферы их полномочий. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы исследования. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Демократические преобразования, происходящие в обществе, способствуют повышению социально-политической активности населения, включению его  в процесс управления экономикой и общественной жизнью. Активная жизненная  позиция граждан является одним из условий развития самоуправления. На принципах самоуправления действуют различные политические партии и другие общественные объединения: профессиональные союзы и общества, организации ветеранов, молодежи, женщин, объединения граждан по интересам и др. Члены политических партий и общественных объединений сами вырабатывают цели и программы своей деятельности, определяют структуру организаций и формируют руководящие органы, контролируют их работу, решают вопросы приема новых членов и прекращения деятельности организации. Их самостоятельность ограничивается лишь одним требованием – деятельность политических партий и других общественных объединений должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

    Исторический  опыт наглядно демонстрирует, что процесс развития, при котором государство последовательно ограничивает самостоятельность местных сообществ, непременно заканчивается социальной катастрофой, иногда даже революцией, и изменением государственного строя.  История, как своеобразная эстафета идей и событий, свидетельствует, что в связке «государство - местное самоуправление» не должно быть ни победителей, ни побежденных. Для каждого исторического периода характерны свои проблемы, свои ценности, свои способы достижения поставленных целей.

    Всевозможные  формы общественного самоуправления, самоуправления в процессе производства ориентированы на интересы отдельных групп людей. Вместе с тем граждане вне зависимости от того, в какой партии или организации они состоят, на каком предприятии они работают, имеют общие интересы как жители конкретного города или района, как члены территориального сообщества. Характеристики социально-экономического развития территории проживания являются важнейшими для каждого жителя соответствующей территории. Чтобы реализовать эти интересы, необходим специальный институт власти, местная власть, со всеми ее атрибутами – компетенцией, правами, обязанностями, самостоятельным бюджетом и имуществом. Словом, нужна власть, способная решить большинство возникающих вопросов на месте, не обращаясь за помощью в центр. В ходе исторической эволюции разных стран и народов такой институт сформировался. Это – местное (территориальное) самоуправление. Отметим, что территориальное самоуправление не заменяет территориального управления. Последнее, как деятельность, осуществляемая профессионалами госслужащими в том или ином регионе, имеет свою цель – процесс организации производства, размещения и развития производительных сил, а также способы вовлечения в оборот природных ресурсов, исходя из народнохозяйственных интересов.

    Местное самоуправление - это совместная деятельность людей, направленная на создание нормальных условий жизни (за счет собственной деятельности), на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории, на сохранение и воспроизводство окружающей среды. Члены сообщества равны, с точки зрения использования природного ландшафта, сложившейся экологической ситуации и т.п., поэтому у них появляется общая заинтересованность в улучшении экологической обстановки, обеспечении эффективной занятости населения, экономически обоснованном самообеспечении основными продуктами питания, в создании конкурентоспособных производств, в развитии социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры. Данное сообщество выступает субъектом самоуправления и в процессе своей конкретной деятельности реализует территориальные, местные интересы.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    
  1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Государство и право  -2006. -№4. -С. 126 
  2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник /  
    Н.Б. Антонова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. – 775 с.
  3. Антонова Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 232 с.
  4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – Изд. 2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004. – 584 с.
  5. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. –М.: Изд-во Московского университета, 2003. –350с.
  6. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2004 – 354 с.
  7. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник / Н.И. Глазунова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – 500 с.
  8. Есин, С.О. Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь / С.О. Есин. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 171 с.
  9. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. Ред. Л.С. Мамут. -М.: Гардарика, 2004.- 354 с.
  10. Козелецкий, И.В. Министерства Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти / И.В. Козелецкий. – Минск, 2006. – 358 с.
  11. Осмоловский В.В. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Акад. при Президенте РБ. –Мн.: АУ, 2004. –198с.
  12. Основы государственного управления: учеб. пособие / под ред. Н.Б. Антоновой и С.Н. Князева. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 480 с.
  13. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: учебник / А.В. Пикулькин. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.
  14. Самоуправление: От теории к практике / Под ред. Ю.А.Тихомирова, Г.Х.Шахназарова. –М.: Юрид. лит., 2003. –208с.
  15. Сидорчук В.К. Организация местного самоуправления. –Мн.: Амалфея, 2002. – 358 с.

Информация о работе Предпосылки и политико-правовая природа местного самоуправления