Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание

В соответствии со ст.15 Всеобщей декларации прав человека и ст.16, 24 Международного пакта о гражданских и политических правах большинство государств-участников Содружества закрепили в своих Конституциях право на гражданство и его гарантии.
Так право каждого человека на гражданство и невозможность его принудительного/произвольного изъятия или изменения заложено в Конституции Российской Федерации (ст. 6), Конституции Азербайджанской Республики (ст. 60, 61), Конституции Республики Беларусь (ст. 10), Конституции Грузии (ст.13), Конституции Республики Казахстан (ст. 10), Конституции Кыргызской Республики (ст. 13), Конституции Республики Молдова (ст. 17), Конституции

Работа состоит из  1 файл

Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии.docx

— 65.80 Кб (Скачать документ)

Приобретение  гражданства в странах СНГ  и Балтии (обзор законодательства)

 

Приобретение  гражданства в странах СНГ

 

В соответствии со ст.15 Всеобщей декларации прав человека и ст.16, 24 Международного пакта о гражданских и политических правах большинство государств-участников Содружества закрепили в своих  Конституциях право на гражданство  и его гарантии.

Так право каждого человека на гражданство  и невозможность его принудительного/произвольного  изъятия или изменения заложено в Конституции Российской Федерации (ст. 6), Конституции Азербайджанской  Республики (ст. 60, 61), Конституции Республики Беларусь (ст. 10), Конституции Грузии (ст.13), Конституции Республики Казахстан (ст. 10), Конституции Кыргызской Республики (ст. 13), Конституции Республики Молдова (ст. 17), Конституции Туркменистана (ст. 7), Конституции Украины (ст. 25).

Дальнейшее  развитие эти нормы Конституций  получают в Законах о гражданстве, принятых в начале 90-х годов. Со временем государства Содружества внесли изменения в законы о гражданстве, а некоторые, учитывая накопленный  опыт, приняли новые законы:

Закон «О гражданстве РСФСР» был принят 28 ноября 1991 г. Поправки вносились в 1993 и 1995 гг. 31 мая 2002 г. принята новая  редакция Закона «О гражданстве Российской Федерации», изменения и дополнения вносились 11 ноября 2003 г.

Закон Азербайджанской Республики от 6 октября 1993 года, 30 сентября 1998 г. «О гражданстве  Азербайджанской Республики»;

Закон Республики Армения от 8 ноября 1995 г. «О гражданстве Республики Армения»;

Закон Республики Беларусь от 8 октября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 5 июня 1993 года, 8 сентября1995 г., 3 марта 1999 года, 22 июня 1998 г., 28 июня 2002 г. «О гражданстве  Республики Беларусь»;

Закон Республики Грузия от 25 марта 1993 года с  изменениями и дополнениями от 24 июня 1993 г. «О гражданстве Грузии»;

Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями от 3 октября 1995 года «О гражданстве  Республики Казахстан». Новый Закон  о гражданстве принят 17 мая 2002 г.

Закон Кыргызской Республики от 8 декабря 1993 г. «О гражданстве Кыргызской Республики»;

Закон Республики Молдова от 5 июня 1991 года с изменениями и дополнениями от 11 октября 1996 г. «О гражданстве Республики Молдова». 2 июня 2000 г. принята новая  редакция Закона, которая была уточнена и дополнена 5 июня 2003 г.

Конституционный закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 года «О гражданстве Республики Таджикистан»;

Закон Туркменистана от 30 сентября 1992 г. «О гражданстве Туркменистана»;

Закон Республики Узбекистан от 2 июля 1992 г. «О гражданстве Республики Узбекистан»;

Закон Украины от 8 октября 1991 г.с изменениями  и дополнениями от 14 июля и 14 октября 1994, 16 апреля 1997 года, 23 марта 2000 г. «О гражданстве  Украины». 26 февраля 2001 г. принята новая  редакция закона. Поправки в закон  приняты 9 июля 2005 г.

Законы  о гражданстве содержат различные  определения самого понятия гражданства, закрепляя его как:

политико-правовую связь (Казахстан, Кыргызия, Узбекистан, Азербайджан, Молдова),

политическую  и правовую связь, а также взаимные права и обязанности (Азербайджан),

правовую  связь (РФ, Таджикистан, Украина),

принадлежность  лица к государству (Беларусь, Туркменистан),

политико-правовой союз лица с государством (Грузия).

Общим для всех законов является выражение  совокупности взаимных прав и обязанностей граждан. И во всех законах при  определении права на гражданство  действуют как «принцип крови», так  и «принцип почвы».

 

 

Двойное гражданство

 

Конституции большинства стран СНГ в принципе запрещают двойное гражданство. Исходя из соображений национальной безопасности, они не хотят видеть 30—40% своего населения гражданами другого  государства (России). В настоящее  время договор о двойном гражданстве  Россия имеет только с Таджикистаном  по «Договору между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства». (Москва, 7 сентября 1995 г.)

Соглашение  между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.) расторгнуто Туркменистаном в одностороннем  порядке в мае 2003 г.

 

Молдова

Молдова — единственная страна СНГ, где нормы  предоставления двойного гражданства  изменились — от запрета к разрешению.

Статья 6 (по Закону 1991 года) Двойное гражданство

Гражданин Республики Молдова не может быть гражданином другого государства, кроме случаев, предусмотренных  межгосударственными договорами, участником которых является Республика Молдова.

Только  в интересах республики и в  исключительных случаях граждане других государств могут стать и гражданами Республики Молдова специальным  решением ее президента.

2 июня 2000 года в Закон о гражданстве  Республики Молдова были внесены  существенные изменения. Часть  (1) статьи 16 излагается в следующей  редакции: (1) Лицу, состоявшему ранее в гражданстве Республики Молдова, может быть по его заявлению восстановлено данное гражданство с сохранением по его желанию иностранного гражданства.

Множественное гражданство согласно новому закону допускалось в ряде ограниченных случаев: а) в отношении детей, которые  приобрели автоматически при  рождении гражданство Республики Молдова  и гражданство другого государства; b) в отношении лиц, являющихся гражданами Республики Молдова и одновременно обладающими гражданством другого  государства, если это гражданство  приобретается автоматически в  результате заключения брака; c) в отношении  детей — граждан Республики Молдова, которые приобрели гражданство  другого государства в результате усыновления; d) если это вытекает из международных договоров, одной  из сторон которых является Республика Молдова; e) если отказ от гражданства  другого государства или его  утрата невозможны либо их нельзя обоснованно  требовать;

В июне 2003 года Молдова изменила свою Конституцию в пользу разрешения двойного гражданства. Причиной этому  послужили не отношения с Румынией, поскольку обнаружилось, что жителям  Молдовы, особенно в приграничных с  Румынией населенных пунктах гораздо  выгоднее иметь румынское гражданство.

Следствие этого явились поправки в закон, принятые в 2003 г.

Из  ст. 24.: «3) Приобретение гражданином  Республики Молдова гражданства  другого государства не влечет утраты им гражданства Республики Молдова; 4) Гражданин Республики Молдова, обладающий гражданством другого государства, в отношениях с Республикой Молдова  выступает только как ее гражданин <…>».

 

Получение гражданства РФ гражданами СНГ

 

Граждане  СНГ (кроме стран Балтии и Грузии) приобретают российское гражданство  по упрощенной схеме, минуя вид на жительство. Сначала оформляется  разрешение на временное проживание в России (для всех кроме граждан  Белоруссии, Казахстана и Киргизии), потом оформляется гражданство  РФ.

Наличие у лица в прошлом гражданства  СССР (а место рождения в РСФСР) является существенным преимуществом  и одновременно основанием при подаче документов на получение гражданства  РФ.

Оформление  и выдача документов разрешение на временное проживание, вид на жительство, паспорт гражданина РФ - осуществляется в установленном законом порядке  только органами внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом  от 31 мая 2002 г. № 62 «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), гражданство Российской Федерации  приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство  Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве  Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным  настоящим Федеральным законом  или международным договором  Российской Федерации.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения.

При этом, прием в гражданство осуществляется как в упрощенном, так и в  общем порядке.

 

Основные  принципы гражданства

 

  Каждый человек по праву носит  название "гражданин", т.к. имеет  право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными  правами независимо от того, имеют  ли они гражданство по рождению  или приобрели его по иным  основаниях, и что граждане Российской  Федерации не могут быть разделены  на какие-то группы или разряды,  порождающие, различные права  и обязанности. Принцип равенства  в качестве права гражданина  гарантирует всеобщее и равное  избирательное право, обеспечивает  защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает  запрет выдачи собственных граждан,  запрет привилегий и соответственно  равенство всех, граждан перед  законом. Этот принцип прослеживается  и в характерном для многих  современных конституций разделение  носителей прав и свобод на  две основные категории: гражданам  предоставляется более широкий  объем прав и свобод; в отношении  всех остальных, включая иностранцев,  проживающих на территории данного  государства, допускаются отдельные  изъятия. Это главным образом  касается политических прав. Только  граждане Российской Федерации  могут избирать и быть избранными  в представительные органы. Только  граждане обязаны защищать Отечество  и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих европейских  странах (Франция, ФРГ, Бельгия,  Швейцария и т.д.) по мере усиления  процессов интеграции все более  четко обозначается либерализация  оснований приема в гражданство,  нарду с этим снимаются ограничения,  и расширяется объем прав иностранцев.

В скандинавских странах (за исключением  Финляндии) по законам о гражданстве  конца 70-х начала 80-х годов иностранцам  предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным  правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения  мнений. Однако свободы собраний и  объединений предоставляются только гражданам.

Демократический принцип, провозглашенный в действующей  Конституции, является своеобразной гарантией  свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации  не может быть выслан за пределы  Российской Федерации или выдан  другому государству".

Хотя  принудительная высылка российских граждан за пределы России как  мера наказания не предусмотрена  действующим Уголовным кодексом, в практике иногда наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так  был выслан, например, писатель Александр  Исаевич Солженицын. Отсутствие в  ранее действовавшей Конституции  прямого запрета высылки давало властям возможность действовать  произвольно.

Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью  соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право  каждого человека покидать любую  страну и возвращаться в свою страну (ч. 2 ст.27).

Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству  в целях привлечения его там  к уголовной ответственности  или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда  такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.

Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или  международным договором, но в настоящей  нынешней Конституции никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому  государству.

Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее  действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией выдачу другому  государству российских граждан  не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином  запрашиваемого государства. Аналогичную  норму содержит Конвенция стран  СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным  делам (пока не вступила в силу).

Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные  за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в  России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации  о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством  уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в  том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны  возбуждать уголовное преследование  против российских граждан, подозреваемых  в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны  возбуждать уголовное преследование  против российских граждан, подозреваемых  в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.

Информация о работе Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства)