Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
В соответствии со ст.15 Всеобщей декларации прав человека и ст.16, 24 Международного пакта о гражданских и политических правах большинство государств-участников Содружества закрепили в своих Конституциях право на гражданство и его гарантии.
Так право каждого человека на гражданство и невозможность его принудительного/произвольного изъятия или изменения заложено в Конституции Российской Федерации (ст. 6), Конституции Азербайджанской Республики (ст. 60, 61), Конституции Республики Беларусь (ст. 10), Конституции Грузии (ст.13), Конституции Республики Казахстан (ст. 10), Конституции Кыргызской Республики (ст. 13), Конституции Республики Молдова (ст. 17), Конституции
Кроме
того, в Законе о Гражданстве говорится
о том, что "никто не может быть
лишен своего гражданства или
права изменить свое гражданство"
[4, c. 23]. Эта норма имеет для
нашего общества и его граждан
принципиальное значение, ибо исключает
из будущего возможность использования
этой меры для борьбы с инакомыслием,
в целях преследования
Отказавшись
от этого антидемократичного института,
российский законодатель тем самым
привел наше законодательство в соответствии
с общепризнанными нормами
Кроме
вышеизложенного, гражданин Российской
Федерации находится под
Государственные
органы, дипломатические
Функции
дипломатических
К функциям дипломатического представительства относятся, в частности, защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по возникающим у них вопросам делать запросы по поводу защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул ведет учет постоянно и временно прибывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне её пределов, принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина и так далее. Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры, заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан, находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях представлять российских граждан в судах и других учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на выезд в Россию.
Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги.
Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. В Законе о гражданстве Российской Федерации поощряется принятие гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, и не препятствует приобретению ими иного гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за её пределами, по которым гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, не прекращает российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
Особый институт двойного и почетного гражданства
Кроме этих принципов в
Случаи
двойного гражданства возникают
из-за применения государствами разных
принципов при решении вопросов
приобретения гражданства. Ребенок
может приобрести гражданство, например,
при различном гражданстве
До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года.
Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:
-
если такую возможность
-
если это предусмотрено
Упоминание
в Конституции федерального закона
означает, что решение вопросов двойного
гражданства в других законодательных
актах недопустимо. Российскому
гражданину может быть разрешено
по его ходатайству иметь
Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств
Признание
в соответствии с Конституцией двойного
гражданства российских граждан
лишь в указанных, строго ограниченных
случаях означает, что общий принцип,
по которому за лицом, состоящим в
гражданстве, не признается принадлежность
к гражданству другого
Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.
Факт
двойного гражданства "не умаляет
прав и свобод российского гражданина
и не освобождает его от обязанностей,
вытекающих из российского законодательства".
Однако допускается, что федеральным
законом или международным
Всё
это соответствует
Двойное
гражданство проверяется
Распоряжения
о двойном гражданстве
Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющие доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в статье 1 действующего в России Закона "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 года, не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы.
Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства.
Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.
В
полном соответствии с общепризнанными
нормами международного права Конституция
закрепляет приравнивание иностранных
граждан и лиц без гражданства
в отношении их прав и обязанностей
к российским гражданам, т.е. устанавливает
для этих лиц "национальный режим".
Этот режим предоставлялся им в нашей
стране законодательством и ранее.
Принцип приравнивания
Иностранный
гражданин, подчиняясь на территории Российской
Федерации законам нашей
Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе о правовом положении иностранных граждан от 24 июня 1981 года, в частности, в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной и уголовной ответственности.
Специальные
правила российского
Информация о работе Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства)