Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
В соответствии со ст.15 Всеобщей декларации прав человека и ст.16, 24 Международного пакта о гражданских и политических правах большинство государств-участников Содружества закрепили в своих Конституциях право на гражданство и его гарантии.
Так право каждого человека на гражданство и невозможность его принудительного/произвольного изъятия или изменения заложено в Конституции Российской Федерации (ст. 6), Конституции Азербайджанской Республики (ст. 60, 61), Конституции Республики Беларусь (ст. 10), Конституции Грузии (ст.13), Конституции Республики Казахстан (ст. 10), Конституции Кыргызской Республики (ст. 13), Конституции Республики Молдова (ст. 17), Конституции
Закон Республики Беларусь фактически устанавливает первое правило, но в "обратной форме": гражданин утрачивает гражданство вследствие приобретения другого гражданства, если иное не предусмотрено международным договором (ст. 20). Все остальные государства Содружества (законы Армении - ст. 1, Грузии - ст. 1, Киргизии - ст. 5, Узбекистана - ст. 10) прямо устанавливают запрет двойного гражданства для своих граждан.
Рассматривая эту проблему, нельзя не согласиться с А.В. Мицкевичем, что запрещение двойного гражданства может создавать трудности, особенно в условиях распада единого государства. Речь идет о проблеме ограничения собственности на землю, на занятие предпринимательской деятельностью, участие в политической жизни страны и др.
Думается,
что принцип двойного гражданства
мог бы получить закрепление в
рассматриваемом акте в такой
формуле: "Национальным законодательством
государства - члена Содружества
Независимых Государств может быть
установлено право граждан
Видимо, было бы целесообразно заимствовать и еще одну норму из общих положений российского Закона о гражданстве - о документах, подтверждающих национальное гражданство. Разумеется, есть сложившаяся международная практика по этому вопросу, тем не менее, учитывая безвизовый порядок пересечения границ, признаваемый большинством государств СНГ, было бы нелишне установить общие правила паспортного режима в масштабах Содружества.
Таким
образом, по мнению автора, содержание
общих принципов регулирования
гражданства в государствах Содружества
в целом соответствует
Следует
отметить один любопытный факт. Как
известно, Рекомендательный акт был
одобрен МПА 29 декабря 1992 г., т.е. до принятия
большинством государств Содружества
собственных законов о
Только два основания приобретения гражданства - по рождению и в порядке приема - предусмотрены законами всех государств СНГ. Это свидетельствует о том, что большинством государств СНГ не восприняты и, соответственно, не реализованы действующим законодательством те демократические принципы, которые установлены Рекомендательным актом. Более того, законами Молдовы и Азербайджана предусмотрены нормы о лишении гражданства этих государств, а в Законе о гражданстве Таджикистана имеется внутреннее противоречие в данном вопросе.
Следовательно, можно заключить, что Рекомендательный акт в том виде, в котором он был одобрен МПА, не оказал существенного воздействия на национальное законодательство о гражданстве государств - участников СНГ.
С
одной стороны, это можно рассматривать
как следствие несовершенства общих
механизмов нормативно-правового
Подводя итог сказанному, можно заключить:
1.
Действующий Рекомендательный
2.
Практика реализации положений
Рекомендательного акта
3.
Назрела необходимость
Представляется необходимым перейти к анализу национального законодательства о гражданстве государств - участников СНГ.
В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека и ст. ст. 16, 24 Международного пакта о гражданских и политических правах большинство государств - участников Содружества закрепляют в конституциях право на гражданство и его гарантии. Закрепляется также положение о том, что порядок приобретения и прекращения гражданства определяется законом. В Республике Таджикистан вопросы гражданства Конституция относит к ведению конституционного закона, а Конституция Республики Молдова - к ведению органического закона.
Основополагающие
для каждого суверенного
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о сокращении безгражданства одним из важнейших принципов является обязанность каждого государства принимать меры для сокращения числа апатридов на его территории.
Для
построения суверенного и демократического
государства имеют значение принципы
признания и уважения достоинства,
основных прав и свобод человека, равноправия
в юридических отношениях. К ним
относятся право каждого
Например, ст. 61 Конституции Азербайджана гласит:
"Гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Азербайджанской Республики.
Гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть изгнан из Азербайджанской Республики или выдан иностранному государству. У гражданина Азербайджанской Республики, находящегося за границей, есть право в любое время возвратиться в Азербайджанскую Республику".
Статья
25 Конституции Украины
Гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству. Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами".
Так, конституции всех государств в той или иной форме регулируют эти отношения.
Конституция Кыргызской Республики закрепляет, что принадлежность человека к республике и его статус определяются гражданством.
Гражданином Таджикистана считается лицо, которое на день принятия Конституции является гражданином Республики Таджикистан.
Во многих странах - членах СНГ в основу этих отношений положены принципы единства и равенства гражданства; сохранения гражданства за лицами, проживающими вне пределов государства; защита и покровительство гражданам в стране и за ее пределами.
Термин "физическое лицо" нуждается в расшифровке, так как во многих законах СНГ данный термин употребляется, но нигде в отличие от термина "юридическое лицо" не раскрывается законодателями.
Республика Казахстан определяет гражданство как устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей.
Республика Украина определяет гражданство как постоянную правовую связь лица и Украинского государства, находящую свое отражение в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданство Республики Беларусь - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь.
Гражданство Республики Молдова определяется как постоянные политико-правовые отношения между физическим лицом и Республикой Молдова, выражающиеся в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданство Грузии означает политико-правовой союз лица с Грузинским государством, который выражается в единстве взаимных прав и обязанностей, основывается на уважении достоинства человека, признании его прав и свобод.
Одной из проблем не только государств - участников СНГ, но и других членов мирового сообщества является двойное гражданство.
Вопросы двойного гражданства, по мнению автора, предпочтительнее решать на двусторонней или многосторонней договорной основе. Попытка решения этого вопроса в одностороннем порядке в законодательстве отдельно взятого государства способна привести к коллизиям законодательств и, как следствие, конфликтам между государствами. Дальнейшее развитие эти нормы конституций получают в законах о гражданстве.
На
сегодняшний день законы о гражданстве
действуют во всех государствах СНГ:
Закон Азербайджанской
Законы о гражданстве содержат различные определения самого понятия гражданства, закрепляя его как:
-
политико-правовую связь (
-
политическую и правовую связь,
- правовую связь (Российская Федерация, Таджикистан, Украина);
-
принадлежность лица к
- политико-правовой союз лица с государством (Грузия).
Общим для всех законов является выражение совокупности взаимных прав и обязанностей граждан.
Обращение к международной практике позволяет выделить три разновидности договоров, касающихся вопросов двойного гражданства.
Первая - договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства. К ним относится Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписанное 23 декабря 1993 г.
Вторую
разновидность составляют договоры,
направленные на ликвидацию двойного
гражданства. Примером служат договоры,
заключенные СССР после Второй мировой
войны со вновь образованными
социалистическими
К третьей группе относятся соглашения, которые само двойное гражданство не отменяют, однако направлены на устранение последствий двойного гражданства.
Анализ международной практики позволяет выделить три основных подхода к разрешению вопросов двойного гражданства: признание двойного гражданства; запрещение двойного гражданства; допущение двойного гражданства.
Страны - участницы СНГ, обращаясь к вопросу двойного гражданства, выразили свое отношение к нему через нормы, закрепленные в законах. Так Законы о гражданстве России, Казахстана, Молдовы, Украины и Беларуси признают двойное гражданство за гражданами своего государства, если оно предусмотрено международным договором, а в Азербайджане - президентом страны.
Для приобретения второго гражданства гражданину Украины необходимо направить ходатайство в компетентные органы, получить от них разрешение и вступить в гражданство той страны, с которой Украиной подписан договор о двойном гражданстве. Не допускают для граждан своего государства двойное гражданство Грузия, Киргизия и Узбекистан. Закон о гражданстве Туркменистана предусматривает возможность двойного гражданства, не ставя каких-либо условий.
Возникновение
института двойного гражданства
или воссоздание единого
Информация о работе Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства)