Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
В соответствии со ст.15 Всеобщей декларации прав человека и ст.16, 24 Международного пакта о гражданских и политических правах большинство государств-участников Содружества закрепили в своих Конституциях право на гражданство и его гарантии.
Так право каждого человека на гражданство и невозможность его принудительного/произвольного изъятия или изменения заложено в Конституции Российской Федерации (ст. 6), Конституции Азербайджанской Республики (ст. 60, 61), Конституции Республики Беларусь (ст. 10), Конституции Грузии (ст.13), Конституции Республики Казахстан (ст. 10), Конституции Кыргызской Республики (ст. 13), Конституции Республики Молдова (ст. 17), Конституции
Найденыш,
находящийся на территории договаривающегося
государства, поскольку его место
рождения не установлено, предполагается
родившимся на этой территории от родителей,
имеющих гражданство этого
Рождение
на судне или на воздушном корабле
считается имевшим место на территории
того государства, под флагом которого
это судно плавает, или на территории
того государства, в котором этот
воздушный корабль
Если в соответствии с законом договаривающегося государства ребенок, родившийся вне брака, утрачивает гражданство этого государства вследствие признания родственных связей, ему предоставляется возможность восстановить это гражданство путем подачи письменного ходатайства соответствующим властям.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (ч. 3 ст. 24), устанавливается, что каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.
Заключение
международных договоров
В советский период подробную правовую регламентацию это основание приобретения гражданства получило в Положении о союзном гражданстве 1924 г. Статья 4 Положения содержала следующие правила:
а)
гражданами союзных республик и
тем самым Союза ССР
б)
гражданами союзных республик и
тем самым Союза ССР
в) в том случае, если один из родителей в момент рождения этого лица состоял гражданином Союза ССР, причем оба родителя в этот момент проживали вне территории Союза ССР, гражданство лица определялось соглашением родителей.
Таким образом, Положение 1924 г. в вопросах о приобретении гражданства рождением сочетало начала "права почвы" и "права крови" в очень своеобразной комбинации. "Право крови" в чистом виде было принято для случая, когда оба родителя принадлежали к гражданству СССР; при разногражданстве вопрос был поставлен в зависимость от места рождения ребенка и места проживания родителей.
Излишняя сложность такого порядка объяснялась необходимостью примирения разных начал, принятых союзными республиками.
Поскольку установленные Положением 1924 г. условия приобретения гражданства в силу рождения отличались определенной сложностью, Положениями о гражданстве СССР 1930 и 1931 гг. эти условия были упрощены. Теперь для приобретения гражданства по рождению было достаточно, чтобы в момент рождения лица гражданством Союза ССР обладали оба или хотя бы один из его родителей. Место рождения не имело значения.
Закон о гражданстве СССР 1938 г. вопросов о приобретении гражданства в силу рождения не затрагивал. Однако из смысла ст. 6 Закона, предусматривающей, что дети, не достигшие 14-летнего возраста, следуют гражданству родителей, если их родители при изменении ими гражданства оба становятся гражданами СССР или оба выходят из советского гражданства, можно сделать вывод, что гражданство детей определялось в первую очередь происхождением от советских граждан. Такая точка зрения являлась общепризнанной в советской литературе <1>.
Независимо
от места рождения ребенок должен
был считаться советским
Как уже упоминалось, Закон о гражданстве СССР от 19 августа 1938 г. не содержал прямых постановлений относительно приобретения гражданства СССР в силу рождения. Но из смысла ст. 6 этого Закона, предусматривавшей, что дети, не достигшие 14-летнего возраста, следуют гражданству родителей, если их родители при изменении ими гражданства оба становятся гражданами СССР или оба выходят из советского гражданства, можно сделать вывод, что гражданство детей определялось Законом 1938 г. в первую очередь происхождением от советских граждан. Независимо от места рождения ребенок должен считаться советским гражданином, если в момент его рождения оба родителя являлись советскими гражданами. Это правило было закреплено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. (ст. 30) и в новых кодексах для того времени о браке и семье союзных республик.
Основы
законодательства Союза ССР и
союзных республик о браке
и семье (абз. 2 ст. 30), а также соответствующие
статьи кодексов о браке и семье
союзных республик
Иное
положение имело место в
В 1957 - 1958 гг. СССР были заключены Конвенции о гражданстве с Болгарией, Венгрией, КНДР, МНР, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией и Албанией. Цель этих соглашений состояла в том, чтобы устранить состояние двугражданства в течение года со дня вступления в силу этих соглашений <1>. Конвенция исходит из положения о том, что несовершеннолетние дети следуют гражданству родителей, если в соответствии с конвенциями оба родителя сохраняют одинаковое гражданство. Если же один родитель сохраняет гражданство одного государства, а второй - другого, то им предоставляется право определять гражданство для своих детей, имеющих двойное гражданство.
Закон о гражданстве СССР не содержал прямого указания относительно гражданства детей советских граждан в случае усыновления их иностранцами и, наоборот, при усыновлении советскими гражданами детей, имеющих гражданство иностранного государства. Но ст. 6 Закона устанавливала, что, кроме случаев изменения гражданства обоими родителями ребенка, гражданство детей, не достигших 18 лет, может последовать только в общем порядке. Из этого можно сделать вывод, что усыновление детей не влияло на их гражданство. Дети - советские граждане при усыновлении их иностранцами сохраняли советское гражданство, а при усыновлении советскими гражданами детей, являвшихся иностранцами, последние не приобретали автоматически в силу усыновления советское гражданство.
В
советской литературе высказывалось
мнение о том, что в связи с
усыновлением советскими гражданами детей,
являющихся гражданами иностранного государства,
эти дети в силу факта усыновления
должны приобретать советское
В заключенных конвенциях СССР о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства с Болгарией, Венгрией, Польшей и ГДР не содержится прямых положений, регулирующих вопросы гражданства детей при усыновлении, но эти договоры устанавливают обязательство каждой из договаривающихся сторон не принимать в свое гражданство лиц, состоящих в гражданстве другой стороны, без согласия компетентных органов последней.
Закон о гражданстве СССР 1978 г. вернулся к этим вопросам. Он устанавливал (ст. 11), что ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве СССР, являлся советским гражданином независимо от того, родился ли он на территории СССР или вне ее пределов. Таким образом, признание лица гражданином СССР Закон связывал не с местом его рождения, а с фактом рождения от советских граждан.
При
различном гражданстве
Таким
образом, можно увидеть двойственность
недостаточной регламентации
В Республике Казахстан законодательно решаются следующие вопросы института гражданства детей:
-
изменение гражданства детей
в случае изменения
-
приобретение детьми
-
сохранение детьми гражданства
Республики Казахстан в случае
выхода одного из родителей
из гражданства Республики
-
приобретение детьми
-
сохранение гражданства
- сохранение детьми гражданства Республики Казахстан в случае усыновления;
- необходимость согласия детей при изменении их гражданства.
Так,
при изменении гражданства
Безусловной
гарантией прав ребенка является
закрепление выявления и учета
согласия детей при изменении
их гражданства: изменение гражданства
детей в возрасте от 14 до 18 лет
в случае изменения гражданства
их родителей, а также в случае
усыновления может последовать
только с согласия детей в порядке,
предусмотренном Законом
В законодательстве Украины вопросы гражданства детей решаются с некоторыми особенностями, учитывая при этом общие подходы в регулировании, закрепленные в законодательстве России и большинстве стран СНГ. Так, устанавливаются правила:
-
приобретение детьми
-
приобретение гражданства
-
приобретение гражданства
-
приобретение гражданства
-
приобретение гражданства
-
необходимость согласия детей
во время приобретения
Приобретение детьми гражданства Украины вследствие усыновления регулируется по следующим правилам:
-
ребенок, который является
-
ребенок, который является
Информация о работе Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства)