Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:12, научная работа

Описание

Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

Содержание

Предисловие
5
Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
1.1. Характеристика первобытного общества
7
1.2. Структура первобытного общества
15
1.3. Власть и органы управления в первобытном обществе
16
1.4. Вождество как предгосударственная форма власти
23
1.5. Предпосылки возникновения государства
29
1.6. Трансформация власти вождей во власть государственную
34
1.7. Основные составляющие звенья государства
40
1.8. Способы (пути) образования государства
41
Глава 2. Теории происхождения государства
2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права
46
2.2. Ирригационная теория
47
2.3. Патриархальная теория
48
2.4. Теологическая теория
51
2.5. Теория насилия
53
2.6. Расовая теория
58
2.7. Инцестная (половая) теория
61
2.8. Спортивная теория
63
2.9. Патримониальная теория
66
2.10. Органическая теория
68
2.11. Экономическая теория
70
2.12. Классовая теория
72
2.13. Психологическая теория
78
2.14. Договорная теория
81
2.15. Диффузионная теория
88
2.16. Теория специализации
92
Глава 3. Российская цивилизация
3.1. Славяне в догосударственную эпоху
100
3.2. Периодизация истории Российской цивилизации
102
3.3. Российская цивилизация в сообществе мировых цивилизаций
105
Глава 4. Древнерусское государство: от зари до заката
4.1. Славянские племена до призвания Рюрика
111
4.2. Призвание варягов или диффузия государственности из Скандинавии
114
4.3. Диффузия диффузии или образование государственности у полян
116
4.4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства
118
4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского государства
123
4.6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства
126
4.7. Политическая специализация на российских просторах
129
4.8. Характеристика Империи Рюриковичей
132
4.9. Расцвет Древнерусского государства
138
4.10. Упадок и распад Древней Руси
140
Глава 5. Возникновение Российского государства
5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государства
146
5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства
149
5.3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности
153
5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства
157
5.5. Экономический фактор как основа прочности государства
163
5.6. Теория специализации как концепция, объясняющая образование Российского государства
166
5.7. Первый российский государь
172
Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
Глава 6. Социальные нормы первобытного общества
6.1. Саморегуляция как признак человечества
176
6.2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества
180
6.3. Ритуалы
184
6.4. Обряды
187
6.5. Мифы
191
6.6. Обычаи
194
6.7. Религиозные нормы
197
6.8. Моральные нормы
203
6.9. Нормы этикета
206
6.10. Мононормы: вымысел или реальность?
209
Глава 7. Детство права — архаичное право
7.1. Стадии развития права
211
7.2. Время появления первых письменных источников архаичного права
214
7.3. Особенности (черты) архаичного права
216
7.4. Достоинства архаичного права
228
Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)
8.1. Понятие и виды корпораций
230
8.2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном обществе
236
8.3. Феодальное (поместное) право
239
8.4. Материальное (крепостное) право
244
8.5. Городское (полицейское) право
250
8.6. Торговое (купеческое) право
259
8.7. Гильдейское (цеховое) право
268
8.8. Каноническое (церковное) право
273
8.9. Сословное, или корпоративное, право (право отдельных слоев общества) как протоправо
286
Глава 9. Зрелость права — развитое (общегосударственное) право
9.1. Королевское (общее, имперское) право как этап перехода к развитому праву
291
9.2. Характеристика развитого права
296
9.3. Структура развитого права
304
Глава 10. Теории происхождения права
10.1. Примирительная теория
308
10.2. Регулятивная теория
310
10.3. Теологическая (божественная) теория
313
10.4. Теория естественного права
315
10.5. Историческая теория
317
10.6. Классовая теория
320
10.7. Теория специализации
322
Заключение
325

Работа состоит из  1 файл

Кашанина.docx

— 245.16 Кб (Скачать документ)

69

человек становится существом  общественным будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично человек является творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида будет означать гибель и общества, и государства.

Спенсер справедливо обращает наше внимание на то, что все в  мире взаимосвязано и находится  в системе, и речь должна идти не только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма (биологического или социального), но и о существовании "системы систем". Одним словом, он выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира.

И, наконец, следует согласиться  с автором теории и в том, что  государство - это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его  постепенного развития (эволюции).

Однако, обращая внимание на положительные моменты органической теории, нельзя не отметить, что глубинных процессов образования государства она нам не объясняет. Да, можно уловить какое-то сходство между общественной и биологической системами, но здесь все же больше различий. Общественные системы имеют свои законы, и они являются определяющими. Сравнивать различные системы можно, но для их сравнения нужно брать критерий такой большой степени общности, который детально рассмотреть системы и выяснить суть каждой не позволит. Например, сравнивая продукты питания и "духовную пищу" людей, можно лишь сказать, что общее между ними то, что они позволяют человеку удовлетворять свои потребности. Но эта мысль лежит, что называется, на поверхности, проникнуть же глубже только на основе такого сравнения трудно.

Кроме того, органическая теория страдает умозрительностью, и поэтому  многие ее обвиняют в том, что она  ненаучна. Как проверить положения  этой теории? Невозможно. Только логическое рассуждение здесь является добрым помощником.

70

 

1Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог. Соч. "Позитивная политика".

2.11. Экономическая теория

Авторами теории признаются Платон, Сен-Симон1. Она имеет много сторонников. Взяв эту теорию за основу, Маркс и Энгельс, сделали "свою пристройку" и сформулировали классовую теорию происхождения государства.

70

Суть теории. Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.

Согласно этой теории государство - это результат исторического  прогресса. Ведущим звеном человеческого  прогресса, его ядром являются экономические  преобразования. Именно изменения в  области экономики приводят к  образованию государства. Сен-Симон  считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к  другой, оно стремится вперед к "золотому веку".

Возникновению государства  предшествует присвоение человеком  продуктов природы. Затем, используя  самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Собственно человеческий прогресс это и есть прогресс в средствах производства. Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма, а затем наступает стадия метафизическая (по Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная, когда установится такой строй, который сделает "жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей". Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй - священникам и феодалам, на третьей - юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, ученым.

Надо сказать, что Сен-Симон, признавая определенную важность государственных  и политических сил в развитии общества, все же считал, что поступательное движение истории обеспечивается экономическими продвижениями общества.

Оценка теории. Эта теория имеет очень много привлекательных моментов. Не случайно ее взяли на вооружение классики марксизма-ленинизма, выстроив целую концепцию о социально-экономической формации и положив ее в основу своей классовой теории. Эта теория подтверждается многими историческими, этнографическими свидетельствами. Она стройна и логически безупречна.

Однако принять ее безоговорочно  нельзя.

Экономическое развитие общества - важная характеристика человеческого  развития, но не единственная. Это связано  с тем, что человек - особое существо, отличающееся прежде всего наличием мыслительных способностей. С развитием общества эти

71

способности все возрастают и приходит момент, когда духовные факторы уже начинают, если не оспаривать "пальму первенства" у факторов экономических, то, по крайней мере, существенно на него влиять. Сегодня отчетливо осознаваемые отрицательные последствия для всего общества, связанные с безответственным отношением к природе, формируют более экономный способ потребления, влияя тем самым на характер и объем производства предметов, загрязняющих окружающую среду. Можно предположить, что и у первобытных людей значимы были не только экономические факторы, но и факторы политические (например, осознание того, что конфронтация друг с другом ослабляет обе стороны и ни к чему хорошему привести не может, а поэтому лучше обратиться к имеющимся органам политической власти за разрешением спора). Начинают приобретать особую важность и идеологические (религиозные) факторы, и, наконец, психологические (например, чувство сплоченности перед внешней угрозой, осознание себя как единого целого образования). Эти факторы наряду с экономическими оказали прямое воздействие на процесс образования государства.

Одним словом, не только одной "экономикой" жив человек. И  в этом состоит особенность человечества по сравнению с другими отрядами биологической сферы.

72

 

1Сен-Симон (1760-1825) - французский мыслитель, социалист-утопист. Соч. "Новое христианство".

2.12. Классовая теория

Ее создателями являются К. Маркс1 и Ф. Энгельс2. Наиболее полно эта теория изложена Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Классовую теорию безоговорочно поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин.

Суть теории. Одним из основных положений марксизма является учение о социально-экономической формации, т.е. историческом типе общества, основывающемся на определенном способе производства. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей. Если экономические отношения - это базисные отношения, то государство и право относятся к надстроечным явлениям,

72

а следовательно, зависят от экономической структуры общества, полностью ею определяются и ей соответствуют, хотя и обладают определенной самостоятельностью. Указанное соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, присущих базису. Они как бы транслируются наверх.

Марксистский взгляд на развитие общества является определяющим при  разрешении многих вопросов и, в частности, вопроса о происхождении государства.

Согласно марксистской концепции  государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.

Ф. Энгельс подчеркивал, что  государство никоим образом не представляет собой силы, навязанной обществу. "Государство  есть продукт общества на известной  ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим  собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых  оно бессильно. А чтобы эти  противоположности, классы с противоречивыми  экономическими интересами, не пожрали  друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой  сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более  и более отчуждающая себя от него, есть государство"1.

Продолжу цитировать Ф. Энгельса, который лучше всего излагает марксистскую теорию и не нуждается  в комментаторах и толкователях своего учения. "Так как государство  возникло из потребности держать  в узде противоположность классов; так как оно в то же время  возникло в самих столкновениях  этих классов, то оно по общему правилу  является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства  становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса"2.

73

Оценивая государство  как "машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса", Энгельс тем не менее считает факт появления в историческом процессе государства положительным. Однако, выполнив свою в общем-то положительную роль, государство не будет существовать вечно. "На определенной ступени экономического развития, которая связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором"1.

Оценка теории. Без всякого сомнения, классовая теория имеет множество положительных черт.

  1. Совершенно справедливо подчеркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства.
  2. Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, используя знания о родовых связях североамериканских индейцев, полученные американским исследователем Л.-Г. Морганом, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории.
  3. Было верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.
  4. Энгельс в своем исследовании не останавливается только на характеристике публичной власти, одного из главных признаков государства, он излагает и другие немаловажные его признаки, признавая, что от родового общества государство отличается не только наличием особого слоя людей, занимающихся управлением общества, но и наличием территории, права, взиманием налогов.

74

Одним словом, работа Энгельса, в которой концентрированно излагается марксистское учение о происхождении  и сущности государства, и сегодня  остается в ряду книг, представляющих большой интерес и несущих  большую познавательную нагрузку.

Вместе с тем наступило  время для критического осмысления работы Энгельса "Происхождение  семьи, частной собственности и  государства" так же, как, впрочем, всего наследия классиков марксизма-ленинизма. Время бездумного отношения к  марксистско-ленинскому учению прошло. Мы убеждаемся все больше и больше, что мир, в котором мы живем, очень  сложный, и каким бы сильным ни был ум человека, он один не сможет охватить все явления и связи между  ними. Это под силу только мыслителям всего человечества, вкладывающим по крупицам добытые ими знания в  общую копилку сведений о мире.

Укажем лишь на некоторые  недостатки в учении Маркса и Энгельса о происхождении государства.

Во-первых, не отвергая важности экономического фактора в процессе возникновения государства, хочется  обратить внимание на то, что не только экономические изменения, происшедшие  в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. Эту  ошибку Маркс и Энгельс повторяют  вслед за Сен-Симоном. На образование государственности оказали воздействие также политические, идеологические (религиозные) и психологические факторы (подробнее см. 1.5). Нельзя в этом процессе игнорировать и военные факторы. Надо помнить и том, что человек - биологическое существо, и ему, так же как и всем живым, свойственно чувство самосохранения: объединение с себе подобными под началом единого координирующего центра многократно повышает способность противостоять как силам природы, так и другим, конкурирующим, человеческим общностям.

Во-вторых, отдавая должное  тому, что авторы классовой теории увидели происходящую вместе с переходом  общества от собирательства к производству дифференциацию общества, нельзя все  же не заметить, что в мире животных тоже есть определенное расслоение: сильные  и слабые особи. Между ними идет явная или скрытая борьба. Внутривидовая борьба - далеко не редкое явление (можно не поделить пищу, территорию или удобное место для отдыха). Почему же там не возникает государство? Почему до этого "додумался" только человек?

В-третьих, принимая тезис  Маркса и Энгельса о том, что борьба - это неизбежный спутник общества, овладевшего производством, мы, пристально вглядываясь в древнюю историю, видим, что 

75

в то далекое время чаще идет борьба между племенами, союзами  племен, народностями. Восстания, бунты внутри какого-либо первобытного человеческого сообщества (племени, союза племен) - явление невозможное. Да и на первых этапах развития государственности восстания встречались не часто. Конечно, сразу на ум приходит восстание рабов под предводительством Спартака. Причиной столь малой внутренней конфликтности было господствующее коллективистское сознание. Человек еще не выделял себя из общества и не осознавал своих специфических интересов. Не осознавались и групповые интересы, поскольку уровень абстрактного мышления у древних наших предков был еще совсем не развит. Коллективистское сознание играло большую позитивную роль. Оно как бы предохраняло общество от диффузии его внутренней энергии: слишком грозными для человека тогда были силы природы, дай-то бог устоять совместно против них. Кроме того, существовала и внешняя угроза: конкурирующие за источники питания окружающие племена. Она также сплачивала первобытное общество, а не разъединяла. Вот и получается, что причина образования государства прямо противоположна той, которую Маркс и Энгельс объявляют определяющей в этом процессе.

Информация о работе Происхождение государства и права