Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:12, научная работа
Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.
Предисловие
5
Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
1.1. Характеристика первобытного общества
7
1.2. Структура первобытного общества
15
1.3. Власть и органы управления в первобытном обществе
16
1.4. Вождество как предгосударственная форма власти
23
1.5. Предпосылки возникновения государства
29
1.6. Трансформация власти вождей во власть государственную
34
1.7. Основные составляющие звенья государства
40
1.8. Способы (пути) образования государства
41
Глава 2. Теории происхождения государства
2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права
46
2.2. Ирригационная теория
47
2.3. Патриархальная теория
48
2.4. Теологическая теория
51
2.5. Теория насилия
53
2.6. Расовая теория
58
2.7. Инцестная (половая) теория
61
2.8. Спортивная теория
63
2.9. Патримониальная теория
66
2.10. Органическая теория
68
2.11. Экономическая теория
70
2.12. Классовая теория
72
2.13. Психологическая теория
78
2.14. Договорная теория
81
2.15. Диффузионная теория
88
2.16. Теория специализации
92
Глава 3. Российская цивилизация
3.1. Славяне в догосударственную эпоху
100
3.2. Периодизация истории Российской цивилизации
102
3.3. Российская цивилизация в сообществе мировых цивилизаций
105
Глава 4. Древнерусское государство: от зари до заката
4.1. Славянские племена до призвания Рюрика
111
4.2. Призвание варягов или диффузия государственности из Скандинавии
114
4.3. Диффузия диффузии или образование государственности у полян
116
4.4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства
118
4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского государства
123
4.6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства
126
4.7. Политическая специализация на российских просторах
129
4.8. Характеристика Империи Рюриковичей
132
4.9. Расцвет Древнерусского государства
138
4.10. Упадок и распад Древней Руси
140
Глава 5. Возникновение Российского государства
5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государства
146
5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства
149
5.3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности
153
5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства
157
5.5. Экономический фактор как основа прочности государства
163
5.6. Теория специализации как концепция, объясняющая образование Российского государства
166
5.7. Первый российский государь
172
Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
Глава 6. Социальные нормы первобытного общества
6.1. Саморегуляция как признак человечества
176
6.2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества
180
6.3. Ритуалы
184
6.4. Обряды
187
6.5. Мифы
191
6.6. Обычаи
194
6.7. Религиозные нормы
197
6.8. Моральные нормы
203
6.9. Нормы этикета
206
6.10. Мононормы: вымысел или реальность?
209
Глава 7. Детство права — архаичное право
7.1. Стадии развития права
211
7.2. Время появления первых письменных источников архаичного права
214
7.3. Особенности (черты) архаичного права
216
7.4. Достоинства архаичного права
228
Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)
8.1. Понятие и виды корпораций
230
8.2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном обществе
236
8.3. Феодальное (поместное) право
239
8.4. Материальное (крепостное) право
244
8.5. Городское (полицейское) право
250
8.6. Торговое (купеческое) право
259
8.7. Гильдейское (цеховое) право
268
8.8. Каноническое (церковное) право
273
8.9. Сословное, или корпоративное, право (право отдельных слоев общества) как протоправо
286
Глава 9. Зрелость права — развитое (общегосударственное) право
9.1. Королевское (общее, имперское) право как этап перехода к развитому праву
291
9.2. Характеристика развитого права
296
9.3. Структура развитого права
304
Глава 10. Теории происхождения права
10.1. Примирительная теория
308
10.2. Регулятивная теория
310
10.3. Теологическая (божественная) теория
313
10.4. Теория естественного права
315
10.5. Историческая теория
317
10.6. Классовая теория
320
10.7. Теория специализации
322
Заключение
325
Накопление обществом богатства позволило произойти и четвертому кардинальному разделению труда: обособляется в особый вид деятельности наука. Научные исследования и открытия использовались
94
для "добычи" знаний о мире еще в глубокой древности, но тогда ими занимались как бы попутно гадатели, жрецы и т.п. В качестве самостоятельного профессионального вида деятельности наука стала выделяться с XV в. Возможно, в будущем, как это предполагают футурологи, миром будут править ученые. В сфере науки также можно усмотреть несколько крупных разделений труда. Обособились науки естественные и гуманитарные. В пределах этих видов наук в свою очередь существует множество разновидностей наук. Так, например, гуманитарные науки делятся на исторические, юридические, экономические, социологические, филологические, политологические, философские, психологические и др.
Развитие специализации
в различных сферах социальной жизни
- это несомненный признак
Таблица 2.1. Социальная специализация
Виды социальной специализации |
Разновидности социальной специализации |
Экономическая |
Земледелие |
Политическая |
Законодательная деятельность |
Идеологическая |
Религия |
Научная |
Естественные науки |
Причины специализации труда. Возможно, первоначально специализацию труда породило разнообразие географических сред, в которой находились индивиды. Если рядом было море, то развивался морской промысел, если земля была достаточно увлажнена, то люди переходили к земледелию, если ландшафт был гористый,
95
на первое место выходило занятие скотоводством и т.д. Однако главное заключалось все же не в природной среде.
Главное, чем определяется специализация, - это степень развития и организованность самого общества!
Одним из главных факторов, способствующих развитию, является накал борьбы за жизнь. И чем она энергичнее, тем больше человеку приходится применять усилий для того, чтобы выжить. Одним словом, конкуренция "всему голова".
Но от чего она зависит?
Первая причина: увеличение плотности населения.
Вторая причина: увеличение социального объема, т.е. сотрудничества, взаимосвязи между людьми. Необходимо, чтобы не просто проживало много людей, а они находились в тесном соприкосновении друг с другом, в состоянии взаимозависимости.
Пока ресурсов достаточно, конкуренции нет. Когда же их становится недостаточно и возникает конкуренция, то инстинкт самосохранения толкает человека, не подвергая себя опасности уничтожения и не тратя энергию на борьбу, направлять свои усилия туда, где можно "мирным путем" затраченные им усилия обменять на нечто полезное ему (если потребности в зерне в обществе удовлетворяются, то становится выгоднее направить свою деятельность, например, в область овощеводства). Так слабые конкурирующие особи начинают все новую и новую специализацию, так осваиваются все новые профессии, ибо, если они предпочли бы осваивать уже существующие профессии, то столкнулись бы с новыми конкурентами и борьба бы не прекратилась, а только переместилась бы.
Чем плотнее и развитее общество, тем яростнее борьба, тем быстрее, разветвленнее и глубже специализация.
Специализация труда - это результат борьбы человека за свое существование и представляет собой ее мирную развязку.
Развитие цивилизации
в целом обусловлено
Политическая специализация и ее сущность. Разделение труда ведет к формированию социальных групп со своими специфическими интересами. Возникновение политической специализации привело к обособлению бюрократического слоя или слоя, государственных служащих, интересы которого нередко оказываются
96
конфликтующими с интересами народа. Однако все же существующая в обществе солидарность между людьми перевешивает. И причину этой солидарности нужно видеть в том, что бюрократический слой выполняет в целом полезную и даже необходимую работу для всего общества. Между управляемыми и управленцами происходит как бы взаимообмен услугами, сотрудничество и даже по многим вопросам сплоченность. Основу такого взаимодействия составляет минимум общих, объединяющих ценностей (безопасность, стабильность и т.д.).
Специализация труда предполагает обмен услугами
Политическая специализация - это выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага
Кто становится государственным служащим?
В управленцы, как правило, идут энергичные люди, которые от природы наделены личностными качествами, выделяющими их из основной массы людей. У представителей высшей элиты они должны быть выражены максимально.
Это во-первых, ум ; может быть здесь нужен ум не такой глубокий, как у ученого, но, тем не менее, умственные способности здесь нужны выше средних. Исторический опыт свидетельствует, что вождями становились умные от природы люди.
Во-вторых, властители должны быть хорошими организаторами. Далеко не всегда им самим приходится все делать, что называется своими руками. Однако, что конкретно делать (программу действий), они должны себе представлять отчетливо. Несомненно, им должно быть свойственно умение предвидеть и предвосхищать ход развития событий.
В-третьих, важное значение имеет умение разбираться в людях, и это психологическое качество должно быть на высоте. Власть всегда приходится в какой-то мере делить, окружая себя помощниками, доверенными лицами, советниками. И здесь важно не ошибиться в подборе кадров, в противном случае ошибка может стоить не только утраты самой власти, но и собственной головы.
Помимо всего прочего членам политической элиты нужно иметь чувство справедливости. Этого требует такая функция, которую непременно приходится в той или иной мере выполнять государственным служащим, как разрешение споров.
97
И, конечно, невозможно заниматься управленческой деятельностью без волевых качеств: в процессе управленческой деятельности дело приходится иметь со многими и многими людьми, каждый из которых обладает своими интересами и ставит часто их на передний план; преодолеть сопротивление людей, заставить их претворить свое управленческое решение в жизнь - задача не из легких. Верным помощником здесь и является воля.
Управленческий труд - это высокоинтеллектуальный и энергозатратный труд. Используется и тратится здесь в основном нервная энергия. Затраты, естественно, требуют восстановления сил, иначе управленцы будут быстро "сгорать" и управленческий опыт не будет накапливаться и использоваться эффективно. Общество от этого много потеряет. Следовательно, общество, которому оказываются управленческие услуги, должно быть готово их возместить.
Какие услуги бюрократический слой оказывает обществу? Организационные услуги, получаемые обществом от государственных служащих, разнообразны и весьма социально значимы. Если попытаться их обобщить, то можно сказать так: задачей бюрократического слоя является обеспечение мира, стабильности и порядка в обществе. Именно от этого зависит и жизнь каждого конкретного человека, и производственных коллективов, и общества в целом. Если это удается, то можно сказать, что бюрократы едят хлеб не зря.
На начальном этапе
появления государственной
Почему же, однако, сила и могущество государственной власти были гораздо больше на самом первом этапе ее возникновения? Почему именно тогда правители были так жестоки и не боялись того, что их сметет народ (их часто и справедливо называли деспотами)? Причина, вероятно, состояла в том, что силу и могущество деспотических правителей поддерживала религия. К деспоту как бы переходит (в силу его обожествления) и право собственности на вещи, и право собственности на людей. Коллективное сознание было еще одной тяжелой гирей, которая добавлялась на чащу весов, на которой лежал столь малый объем социальных услуг, оказываемых государственной властью обществу.
98
Профессиональные управленцы за свои услуги требуют возмещения. И они его получают в виде присвоения части из того, что производится обществом. Затраты на разных исторических этапах возмещаются в виде подарков, податей, дани, налогов и т.д.
Помимо религиозной поддержки и создания материальной основы для управленческой деятельности власть старается обеспечить себе правовую защиту. Для этой цели она не забывает выписать себе страховой полис в виде установления в законе видов деяний, караемых за посягательства на властвующих субъектов. В наше время используются и другие способы защиты, например установление норм о депутатской неприкосновенности. Справедливо ли это? Скорей всего, да. Ведь управленцам приходится иметь дело с различными, порой конфликтующими силами, угодить в равной мере каждой из них чаще всего и невозможно.
Метаморфозы государственной власти. Оказывая обществу на начальном этапе его развития незначительный объем социальных услуг и имея в общем незначительный аппарат, государственная власть в дальнейшем становится все более и более полезной обществу. Если ранее функции, ею выполняемые, носили рудиментарный характер, то в последующем они становятся очень сложными и масштабными. Причину этого надо видеть прежде всего в том, что сама социальная жизнь становится неизмеримо сложнее. В развитом обществе государственный аппарат увеличивается и в численном отношении. Умножаются и точки его действия (наряду с осуществлением правосудия, законотворчества появляются и такие функции, как сбор статистических данных, забота об инвалидах и престарелых и др.). Множится и аппарат, регулирующий международные связи. Распоряжения государственной власти по-прежнему обществу навязываются, хотя и менее жестко (используются различные способы согласования воль социальных субъектов), но не менее категорично, поскольку в противном случае действенность государственной власти по организации жизни общества окажется под вопросом.
О том, что объем государственной власти постоянно возрастает, причем это имеет место во всех странах, говорит и все увеличивающийся массив законодательства, которое в сущности является формой осуществления государственной власти.
Можно предположить, что с развитием общества возникнет еще большая потребность в услугах государственного аппарата по управлению делами общества. Государственный аппарат скорее всего продолжит свой рост. Все это будет находиться в русле действия всеобщего закона специализации.
99
РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
3.1. Славяне в догосударственную эпоху
Историческое местопроживание славян. На исторической арене славяне играли значительную роль. Древнейшее место их поселения точно неизвестно. Однако большинство историков считают, что прародина славян находилась в бассейне Вислы, в предгорье Карпат, бассейнах Припяти и среднего Днепра, низовьях Десны, верховьях Днестра и Южного Буга. Славяне первоначально (в VI в.) делились на западных и восточных.
Занятия славян. Живя в дремучих лесах, среди болот и на бескрайней равнине, древние славяне постепенно перешли к оседлой жизни. Они занимались земледелием там, где это было по природным условиям возможно. Кроме того, они разводили скот, были особенно известны пчеловодством, в лесах ловили зверей. Границы владений каждой общины определялись таким выражением: "куда топор и коса и соха ходили"1. Община представляла собой небольшую деревеньку. Трудные условия жизни и ведения хозяйства - необходимость расчищать пашни из-под леса ("поднимать новину"), охота на хищных зверей и т.п. - не допускали чрезмерного дробления сил. Несколько таких деревенек или поселков объединялись в союзы. Они уже были не кровнородственными, а территориальными или соседскими, объединенными экономическими интересами, а также интересами взаимной защиты.
Быт славян. Жили они в жалких хижинах и имели самые простые потребности в пище и одежде. Вот как описывает быт древних славянских племен киевский летописец: "Живяху в лесе, якоже всякий зверь", "живуще скотски: убиваху друг друга, ядоху вся нечисто".
Положение женщин у славян было почетным. Хотя тот же летописец и отмечает, что "брака у них не бываше, но умыкиваху (похищали) у воды девиц", причем "умыкание" невест обычно происходило по обоюдному согласию ("с нею же кто совещащеся").
Управление в славянских племенах. У древних славян была сильна родовая связь. Разросшаяся семья называлась домашней, хозяйственной общиной. Кровные родственники, из которых состояла
100
община, вели общее хозяйство, владели общей собственностью, имели одинаковые права. Они подчинялись старшине. Иногда некоторые родичи отделялись от семьи и основывали новые поселения на общей же земле. Однако родовая связь с родственниками не прекращалась.
Из соединения этих общин образовывались племена. Во главе племени стоял князь. В отличие от других народов власть князя не была жесткой. Еще издревле у них значительное место занимало "господство народа". Общие дела решались на собраниях, которые назывались вече. Подобно германским, славянские предводители собирали вокруг себя дружину. Конечно, у славян случались внутренние раздоры, которые очень сильно их ослабляли.