Роль государства в обеспечении социальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования - определить факторы, оказывающие влияние на безопасность населения в российском обществе, разработать методологическую основу концепции проблем обеспечения социальной безопасности государством.
Задачи исследования, поставленные в работе для реализации цели:
- дать понятие социальной безопасности в стране;
- рассмотреть основные угрозы социальной безопасности и проанализировать содержание государственных мер по обеспечению общественной безопасности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной безопасности
1.1. Понятие социальной безопасности 6
1.2. Роль государства и содержание государственных мер
по обеспечению общественной безопасности 10
Глава 2. Проблемы осуществления социальной безопасности
в Российской Федерации на современном этапе
2.1. Проблемы социальной стабильности и углубление социальной
дифференциации в обществе 13
2.2. Государственные меры по решению демографических проблем
и обеспечения безопасности женщины в обществе 14
2.3. Нравственное и социальное неблагополучие
- одна из важнейших угроз стабильному состоянию
социальной безопасности 22
2.4. Взаимодействие Общественной палаты
с органами государственной власти 24
2.5. Необходимость создания системы социальных стандартов
на законодательном уровне страны 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Теория государства и права Роль государства в обеспечении социальной безопасности .doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

    По  сферам деятельности у мужчин первое место занимает промышленность – 62 %, то же самое и у женщин – 54 %.

    Таким образом ясно, что основная часть  безработных женщин трудилась на промышленных предприятиях прежде чем попасть в разряд безработных2.

    Статистические  данные свидетельствуют, что больше от безработицы страдают женщины.

    Наблюдается такое соотношение женщин и мужчин в группах: 82,8 % и 17,2 %.

    Российский  социум переживает переходный период от старой советской структуры общества к новой, основанной на рыночных механизмах хозяйствования. Этот переход осуществляется через социетальный кризис, охватывающий все сферы общества (социальную, идеологическую, политическую, экономическую). Появившиеся сегодня новые общественные отношения и измененная социальная структура еще далеки от идеальных, но все же в них содержится специфика и сущность развитого и современного общества. Многие люди, проходя через состояние незанятости или безработицы, то есть пребывая в личностном трудовом кризисе, так или иначе встраиваются в систему новых социально-экономических отношений. Поэтому актуальность проблематики данной работы важна как на макроуровне, так и на микроуровне.

    В современном обществе разделение труда по половому признаку зависит от общественных стереотипов, существующих как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального сознания самих женщин. Многие по собственной инициативе стремятся остаться хранительницами очага и, имея меньше возможностей устроиться на работу, нанимаются за меньшие деньги.

    Женщина ответственна за важнейшие сферы. Но именно эти сферы ответственности оцениваются как второстепенные с вытекающими отсюда последствиями — низким престижем и невыгодными условиями оплаты труда. Государство, определив нищенские оклады работникам социальных служб, фактически действует на основании негласно существующего в обществе установления о дешевизне женского труда, с одной стороны, и на основании гендерной сегрегации рынка - с другой.

    Традиционно считается, что мужские роли — это профессиональные, а женские — это семейные роли. Наиболее распространенный стереотип в этой сфере гласит: «Настоящая женщина мечтает выйти замуж и рожать детей, заниматься домом, а настоящий мужчина мечтает профессионально реализоваться, сделать хорошую карьеру». Подобные стереотипы во многом определяют жизненные стратегии и практики, которые выбирают женщины и мужчины на протяжении своей жизни.

    Современная ситуация в нашей стране характеризуется ломкой сложившихся форм и способов жизнедеятельности всех слоев общества, переходом на новые условия хозяйствования, рыночными отношениями. У одних людей на первом месте стоит семья и их проблемы, для других характерна производственная направленность, третьи в своей жизни гармонично сочетают профессиональные интересы, интересы семьи и общественные интересы. Женщины, стремящиеся к самореализации, проявляющие свои способности и талант, часто оказываются в ситуации конфликта с существующими в общественном сознании традиционными представлениями об истинном предназначении женщины и переживают свой собственный внутренний конфликт.

    Сложность ситуации для безработных женщин во многом обусловлена тем обстоятельством, что качественный состав безработных и наличные в службе занятости вакансии не совпадают: в структуре вакансий 90% мест приходится на рабочие профессии. Может быть, еще и поэтому безработные женщины устраиваются на новую работу труднее и дольше, чем мужчины.

    Среди проблем, связанных с женской безработицей, одной из самых острых является поиск нового рабочего места женщинами в возрасте до 30 лет, доля которых составляет 37,4% от числа всех безработных женщин. Примерно половина из них - 48% имеют детей до 16 лет, из этих 48% одинокие матери составляют 11%, многодетные - 10%. При этом предприятия, представляющие заявки в службу занятости или публикующие объявления о приеме на работу, отдают явное предпочтение мужчинам. Пол работника, а наряду с ним наличие и количество детей становятся определяющими характеристиками при приеме на работу.

    Ситуацию, в которой оказываются женщины  на рынке труда, усугубляет то обстоятельство, что государство практически не вмешивается в отношения женщин-тружениц и частных нанимателей из рыночного сектора экономики, где не действуют какие-либо социально-правовые гарантии охраны труда женщин, особенно беременных и возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком. Зачастую при найме на работу в этой сфере женщин вынуждают писать заявления с обязательствами не заводить детей в течение того или иного срока, не требовать больничного листа в случае болезни ребенка и т.д. Как отмечают специалисты, статус женского труда много ниже в развивающемся секторе рыночной экономики, чем на предприятиях государственного сектора. В первом случае женщины занимают, как правило, нижние ступени должностной иерархии, их труд отличается исполнительским, нетворческим характером

    Женщины, имеющие в основном более низкую зарплату и уровень квалификации, чем мужчины, вынуждены в таком случае оставлять работу и заниматься воспитанием детей, переориентироваться на дом, домашний труд, работу в подсобном хозяйстве или на садовом участке. Иными словами, происходит выталкивание женщин из сферы общественного производства. А это, в свою очередь, закрепляет тенденцию к расширению масштабов бедности в стране. Семьи с детьми, лишаясь одной из двух зарплат родителей, практически неизбежно попадают в разряд малоимущих. Эксперты Европейской экономической комиссии утверждают, что в середине 90-х годов 77% российских семей проживало в условиях бедности.

    На  положении женщин сказывается и  медленное возникновение ориентированных на рыночные отношения систем социальной защиты и социальной инфраструктуры. В результате чего в этот период резко вырастают элементарные физические нагрузки, ложащиеся на женщин в сфере домашнего труда. Только с 2004 по 2007 год сеть предприятий службы быта сократилась в стране на одну треть; уменьшилось количество химчисток (на 3,5%) и прачечных (на 27,8%). По данным на 2007 год, 63% из общего числа предприятий службы быта находятся в негосударственном секторе, где цена услуг значительно выше.

    В результате фактического разрушения социальной инфраструктуры, абсолютного сокращения бытовых услуг и их резкого подорожания вся тяжесть выполнявшейся здесь ранее работы легла в первую очередь на женщин. Существовавшая и прежде проблема совмещения профессиональной деятельности с домашними обязанностями стала еще более острой для основной массы женщин1.

    Помощь в трудоустройстве со стороны службы занятости незначительна. В настоящее время большинство работает в торговле и сфере услуг, размер заработной платы основную часть респондентов совершенно не устраивает. Произошел резкий сдвиг    в определении своего социального статуса в сторону понижения. Почти половина опрошенных женщин называют свой социальный статус «низким». Ценность работы, как и мужчины, женщины определяют уровнем заработной платы. Резко отрицательной оценки экономической ситуации   в стране большинство женщин не дает, но уровень социальной напряженности достаточно высок2.

    Особо уязвимую категорию на рынке труда  образуют женщины, слабо защищенные в социальном плане: лица, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, женщины, только что окончившие учебные заведения и не имеющие опыта работы либо, наоборот, находящиеся в предпенсионном возрасте, жены военнослужащих, вынужденные часто менять место жительства и потерявшие квалификацию в силу подобной частой смены работы. Так, среди безработных, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства, насчитывается 78% женщин, среди безработных одиноких родителей — 91% женщин, среди многодетных безработных — 77% женщин1.

    Социальная безопасность не может быть обеспечена только действиями официальных и неофициальных властных институтов. Она требует благоприятных социально-экономических условий. Среди них главное - преодоление ставшего в России затяжным социально-экономического кризиса.

    Социальная политика и социальная безопасность - две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой российской семьи.

    Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом; между обществом и женским социумом, в частности. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий (гарантий, а не льгот), которые обеспечивают реализацию предусмотренных Конституцией социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.

    На  практике это означает, что государство проводит патерналистскую политику по отношению к разным социальным группам населения, и среди них на первом месте женщины и дети. Патернализм в переводе с латинского - отцовский, отеческий. «Патерналистская доктрина» означает, что в основе социальной политики лежит забота и ответственное, «отеческое» отношение государства к гражданам, занятым в сфере труда и не занятым в ней, но выполнившим свой трудовой долг перед обществом.

    Что произошло в России в условиях перехода к рыночным отношениям и смены всей парадигмы политического и социального строя? От системы социальных гарантий, в равной мере распространяющихся на всех граждан, государство отказалось. Оно практически стремится переложить на социальные институты, включая неправительственные организации, фонды, в том числе гуманитарные, заботу о защите и выживании населения. Объектами политики социальной защиты стали социально обездоленные, или, как принято говорить, - социально незащищенные группы, к каким относятся и женщины.

    Произошла подмена понятий: вместо «социальной политики» в России с 1992 г. появилась «социальная защита» населения. Главным рычагом политики социальной защиты стали не социальные гарантии, а отдельные пособия, индивидуальная помощь. Между тем численность социально незащищенных групп в обществе, особенно женщин и детей, расширяется стремительно.

    В России не выработана полноценная социальная политика как в отношении всего населения, так и прежде всего - женщин, семьи, детей. Между тем без государственного социального патернализма не живет сейчас ни одна из стран, именуемых у нас цивилизованными.

    Для женщин главным следствием отсутствия целенаправленной государственной политики явилось расширение угроз безопасности как личной, так и детей и семьи, а нередко - и полная ее потеря. На этом фоне понятно, почему самая распространенная индивидуальная ценность сегодня в России - это безопасность семьи, защищенность близких. 

    2.3. Нравственное и социальное неблагополучие

    - одна из важнейших  угроз стабильному состоянию

    социальной  безопасности  

    В стране существуют серьезные внутренние сложности,  которые по своей способности разрушать человеческий потенциал вполне сопоставимы с  широкомасштабными боевыми действиями. Современная Россия изнывает от пьянства и  каждая 4-я смерть прямо или косвенно связана с чрезмерным употреблением алкоголя.  Россия занимает первые места по числу разводов, абортов, социальному сиротству,  количеству людей в тюрьмах и т.п.

    Совокупность  этих явлений составляет картину  нравственного и социального  неблагополучия. В наличии духовно-нравственный кризис, который со старшего  поколения перекидывается на детей. Следствием этого является крайне низкий уровень  общей культуры и нравственности подрастающего поколения. В детской и молодежной  среде чрезвычайно высокий уровень употребления наркотиков, алкогольной продукции,  табачных изделий, детской и подростковой преступности. Растут проституция и насилие в  среде несовершеннолетних, активность экстремистских молодежных группировок, масштабы распространения детской порнографии, число детей, вовлеченных в религиозные секты.

    Очевидно, что одно экономическое развитие страны и ставка на стандарт личного  преуспевания не могут повысить уровень нравственности в обществе, не могут защитить  Россию от масштабного разрушения человеческого потенциала.

    Исходя  из понимания системности кризиса  и была предложена комплексная программа,  которая должна обусловить появление в стране целого ряда новых законов и редакции  многих старых.

    Главным направлением совместных  усилий государства и общества должно стать следующее:

    1. Повышение гражданско - патриотического и духовно - нравственного воспитания детей.

    2. Неотложные меры по обеспечению  информационной безопасности детей (Закон «О защите детей от информации, наносящей вред   нравственности и здоровью»).

    3. Обеспечение информационной, психологической,  физической безопасности детской игровой продукции.

    4. Организация досуга и упорядочение  пребывания детей в общественных местах.

    5. Обеспечение прав детей на  доступное качественное дошкольное образование, среднее и дополнительное образование, на оздоровление и отдых.

    6. Усиление борьбы с преступлениями, посягающими на половую неприкосновенность детей.

Информация о работе Роль государства в обеспечении социальной безопасности