Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:33, шпаргалка
1. Понятие конституционного права
2. Конституционно правовые нормы
3. Конституционно правовые отношения
4. Ответственность в системе конституционного права
5. Наука конституционного права
Национально-культурная
автономия – форма национально-
Б) Равноправие субъектов - по отношении к друг другу и к центру.
ч.2, ст.5 К.
Равноправие не полное:
- в Конституции
записано о разном
- распределение
полномочий и предметов
Республикам изначально предоставляется больше полномочий, чем другим субъектам. На деле равноправия не существует.
4. Право народов РФ на самоопределение
Т.е. право на самостоятельно определение способов организации экономических, социальных, политических и духовных начал своей жизни. Все народы сохраняют за собой право на изменение формы политической организации. Самоопределение народов не предполагает выход из состава РФ, т.е. право сецессии отсутствует – самоопределение в рамках федерации.
5. Разграничение
предметов ведение и
Поскольку в федерации действуют, хоть и неравные, формы государственной власти, существует разграничение предметов ведения и полномочий. Прежде всего, это связано с законодательной сферой. В России принят способ, основанный на идеях кооперативного федерализма. Он связан с отказом от дуалистического подхода. Введена особая сфера совместной компетенции.
Ст.71 – предметы ведения федерации
Ст.72 – сфера совместной компетенции.
Ст.73 – исключительное ведение субъектов.
Сфера компетенции субъектов определяется по остаточному принципу.
6) Единый и равный для всех субъектов стандарт основных прав, свобод и обязанностей.
Статья 6 Конституции
устанавливает, что каждый гражданин
обладает на территории РФ всеми правами
и свободами и несет
Субъекты федерации не вправе изменять конституционный статус личности.
7. Верховенство федерального права (ч.2, ст.4 К РФ)
Для претворения этого принципа в жизнь существует:
- институт Полномочный Представителей Президента в федеральных округах
- Президент
имеет право выносить
- Президент может распустить законодательный орган власти субъекта.
- Президент может приостановить действие нормативного акта высшего должностного лица субъекта
- Президент может вынести предупреждение такому должностному лицу.
- Отрешение высшего должностного лица от должности.
- Президент может временно отстранить высшее должностное лицо субъекта от исполнения обязанностей (если возбуждается уголовное дело)
23.04.12
Конституционно – правового статуса субъекта.
Основы определены ст.5 и ст.11 К РФ, а также конституциями и уставами субъектов. Конституционно – правовое положение субъекта характеризуется с одной стороны, общими чертами (они характерны для всех субъектов) и с другой стороны, присущими только данному субъекту, особенностями.
Общие черты:
1. Все субъекты
– неотъемлемая часть
2. Субъекты федерации
обладают собственной
3. На всех
субъекты федерации
а) Изменение границ, связанных с изменением государственной территории возможно по решению федерации.
б) Изменение границ между субъектами возможно на основании части 3 ст.67 К РФ. Изменение по взаимному согласию между субъектами, а порядок в ФКЗ (найти закон!). Изменение границ между субъектами утверждает Совет Федерации (ст.102, ч.1, п. «а»)
4. Субъекты РФ
самостоятельно устанавливают
5. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты – равноправны, в том числе и в отношениях с федеральным центром.
6. Субъекты федерации
самостоятельно создают
Основную структуру регламентирует ФЗ от 6 октября 1999 №184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти государственной власти субъектов РФ». Срок полномочий 4 или 5 лет. Парламент в Нижегородской 25 по пропорциональной системе, 25 по одномандатной. (7)
7. Субъекты обладают правом собственного правового регулирования. Основы регулирования составляют конституции и уставы субъектов, ряд вопросов регулируется региональными законами.
8. Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов.
9. Субъекты имеют свою собственность, которая не находится в исключительном ведении федерации. Собственность не может быть совместной. Доходы от федеральной собственности могут делиться между федерацией и соответствующим субъектом. Субъект федерации не вправе объявлять своими достоянием природные ресурсы, находящиеся на его территории.
10. Субъекты вправе заключать
внутренние федеральные договоры, а также
участвовать и в международных и внешнеэкономических
связях. Но субъекты не имеют права заключать
политические договоры. Пример внутрифедеральных
– «Сибирское соглашение». Субъекты могут
осуществлять внешнеэкономические связи
с субъектами иностранных федераций, а
также с административно-
Процедуру соответствующих соглашений определяет МИД. Соглашения между субъектами не являются международными договорами. Федеральные органы не несут ответственности по ним.
Субъекты, по согласованию с МИД, иметь представительство за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических. Соглашение субъекта с зарубежными субъектами могут быть оспорены федеральными органами в суде РФ. До момента вынесения решения по данному вопросу, федерация вправе приостановить это соглашение.
11. Субъекты сами определяют свое наименование (устанавливается законодательным органом субъекта). Имеют свою символику.
Наряду с общими признаками, правовое положение различных субъектов имеет свои особенности. Учитывая их, можно выделить 3 вида субъектов:
1. Республики.
2. Территориально-
3. Территориально-
А) Конституционно-правовое положение республики
Ст.65 К РФ, ч.1
определяет состав. Республики не одинаковы?
В 18 республиках проживает абсолютн
Республика – государство в государстве. Республику характеризуют общими и специфическими чертами.
Особенности:
1. Отличия в самом названии (республика, государство)
Республики не одинаковы по форме. В некоторых – президентская модель, в других – полупрезидентская (Коми), в третьих – парламентская (Корелия). Все республики унитарны.
2. Являясь государствами,
республики не обладают
28.04.12
3. Республика имеет свою территорию. Территория республики не может быть изменена без согласия республики. Даже если субъект решает вопрос о изменении своей территории, участие федерации все равно необходимо, поскольку изменение территорий и границ относится к совместному ведению.
4. В отличии от других субъектов, республика имеет свою конституцию. Конституции различаются по способом принятия и изменения, например парламентом, большинством в 2\3 обоих палат, изменяется конституция в Кабардино-Балкарии. Только нижней палатой парламента изменяется конституция в Карелии. В Калмыкии требуется референдум (Степное уложение). В Бурятии поправки принимаются Конституционным Собранием (учредительный орган).
5. Республики имеют свои органы государственной власти.
6. Согласно ст.68 К РФ, республики вправе устанавливать государственный язык, при этом общефедеральный язык – русский.
7. Республики имеют свои столицы.
Б) Особенности правового положения краев, областей, городов федерального значение.
1. Особенности краев и областей
Особое место среди данных субъектов занимают сложно составные субъекты (эффект Матрешки). (РФ (Край (АО))) Все АО, которые находятся внутри края, обладают равными правами по отношению друг другу (Постановление КС от 14 июля 1997). 89-6 – поглощение субъектов.
Края, области
не могут устанавливать
2. Особенности городов федерального значения.
А) Москва является субъектом федерации, является столицей РФ, положение которой регулируется законом РФ «О статусе столицы РФ».
Столица – это место нахождения федеральной власти, представительств субъектов, дипломатических представительств. Москва обязана предоставлять им здания, транспортные услуги и т.д.
Здание парламента и т.д. это собственность Москвы или федерации?
Москва как столица, должна обеспечивать необходимые условия для проведения общегосударственных и международных предприятий, согласовывать генеральный план города с федеральными органами власти. Одновременно органы государственной власти Москвы вправе участвовать в разработке и осуществлении целевых федеральных программ, касающихся Москвы. Затраты города, связанные с осуществлением функций столицы, компенсируется за счет субвенций из бюджета страны, а также за счет платежей за предоставляемые услуги федеральным органам, представительствам субъектов и иностранным дипломатическим представительствам.
Б) Санкт – Петербург получил статус города федерального значения по причине исторической и культурной ценности города.
14.05.12
В) Особенности правового положения автономных областей и автономных округов
В чем разницей
между АО и АОк:
1. Округа – находятся на территории других
субъектах (за исключением Чукотского).
АОк, как субъектам, присущи такие общие черты, как: территория, правовая
система, органы государственной власти,
внешние атрибуты (гимн, герб, флаг, столица).
Вместе с тем, особенности большинства
округов, заключаются в их территориальной
расположенности на территории других
субъектов РФ. Отношения автономных округов,
находящихся в составе края или области,
могут регулироваться федеральным законом,
договором между органами государственной
власти края, области с государственные
органами власти округа. Так же существуют
договоры тройственного характера – автономный
округ + край или области + федеральный
центр. Как правило, такие договоры касаются
разграничения предметов ведения и полномочий
(регламентация уставом?). Территория округа
– территория края или области, на территории
которых он находиться (П КС РФ). На территорию
округа распространяется устав и края
и округа ??.
5. Конституционно
– правовой статус
Основным документом является Устав Нижегородской области 18 апреля 1995 года Законодательным Собранием Нижегородской области.
Символика: гимн, герб и флаг.
Гимн – песня «Родные дали». Герб – геральдический щит серебристого цвета, на нем изображен червленый олень…. Венок из дубовых листьев. Флаг - прямоугольное полотнище белого шелка, с двух сторон которого изображен герб НО.
Органы власти на территории Нижегородской области:
Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную:
1. Законодательная
власть – Областное
2. Исполнительная власть:
А) Правительство, возглавляемое губернатором – председатель правительства.
Б) Министерства
3. Судебная власть
– мировые судьи и уставной
суд (присутствующий на бумаге)
Областное Законодательное Собрание: постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти области. Состоит из 50 депутатов. Срок полномочий депутатов – 5 лет. 25 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, другие 25 – по одномандатным избирательным округам. Заседание Собрания правомочно, если на нем присутствует 2/3 от всего состава.
Ценз:
1. Гражданин РФ
2. 21 год на день голосования.
3. Дееспособный
Депутат на первом собрании ОЗС приносит присягу. ОЗС состоит из депутатских фракций и депутатских групп.
Число депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе – 8. Остальные не на профессиональной основе. Депутаты, работающие на внештатной основе, обладают ли депутатским иммунитетом? (Закон № 50 от 12.11.96 «О статусе депутата ОЗС»)
Заседания не реже одного раза в 3 месяца. Внутренняя работа регулируется регламентом.
Полномочия ОЗС:
1. Принятие Устава Области, изменений и поправок к нему.
2. Установление
налогов и сборов
3. Осуществление
права законодательной
4. Установление
структуры исполнительных
5. Утверждение бюджета
6. Осуществление контроля за соблюдением и исполнением Правительством законов НО.
7. Рассмотрение ежегодных докладов губернатора
8. Утверждение наград и премий области
9. Толкование устава области.
И т.д.
ОЗС принимает законы и постановления. Не менее 2ух чтений. Принимается простым большинством голосов от избранных кандидатов. После утверждения, закон поступает губернатору в течение 3 дней. У губернатора есть 14 дней для подписания или отклонения. Если губернатор накладывает вето, которое можно отклонить решение большинства (?)