Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"
Государство – особая организация политической власти, осуществляющая управлением обществом.
Признаки (сущность) государства:
- суверенитет – независимость от какой-либо власти
- наличие территории
- наличие гос. служащих (чиновников), профессионально управляющих государством.
- наличие аппарата принуждения (армия, правоохранительные органы)
- наличие права – особая система норм, регулирующих общественные отношения.
Право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения. Право может использоваться в двух значениях — оно может быть объективным и субъективным.
Объективное право - совокупность его норм, регулирующих явления и процессы существующей действительности, т. е. «право вообще». В связи с этим можно говорить об отраслях права: уголовном, административном, гражданском и др.
Субъективное право — это право конкретного (четко определенного) субъекта, предоставленное ему законом для удовлетворения его потребностей. Под правом субъективным понимается общая мера свободы, равенства и справедливости, которая получает благодаря законодательному оформлению официальную государственную защиту.
Государство, являясь
важнейшей составной частью политической
организации общества, неразрывно связано
с правом. Без принятия законов
и без подзаконных актов
Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
Норма права состоит из следующих элементов:
1. гипотеза (предположение) – элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется норма права.
2. диспозиция (распоряжение) – элемент нормы права, который содержит само правило поведения
3. санкции (взыскание) – элемент нормы права, который устанавливает неблагоприятные последствия для ее нарушителей.
Признаки нормы права:
1. установление и гарантированность государством;
2. общеобязательность исполнения;
3. формальность;
4. многократность применения;
Классификация правовых норм:
Правовые нормы действуют:
1. во времени (связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы);
2. пространстве (связано с их распространением на государственную территорию);
3) по кругу лиц (по
общему правилу,
Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.
Субъекты гос. управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты гос. управления - предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.
Организационно
Основные характерные признаки государственного
управления
1. Исполнительно-
Основное направление - проведение в жизнь
нормативно-правовых актов, средство достижения
этой цели - использование необходимых
юридически-властных полномочий.
2. Организационная и практическая направленность.
3. Подзаконная деятельность и подзаконное
нормотворчество.
Другие признаки
государственного управления.
1. Тесная связь с разработкой и практической
реализацией гос. политики.
2. Определённая целевая и функциональная
специфика
3. Наличие определённых ресурсов.
4. Непосредственная ответственность за
исполнение законов.
5. Использование определённых форм и методов.
Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.
Основные характерные черты исполнительной власти.
1. Это относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.
2. Исполнительная власть реализуется
не сама по себе, а в отношениях с различными
индивидуальными и коллективными элементами
государственно-
3. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
4. Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
5. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.
Сущность государства (признаки):
Типы государств
1. Формационный подход:
рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.
2. В зависимости от
характера взаимоотношений
3. В зависимости от политического режима выделяют:
тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические государства.
4. По отношению государств к религии они подразделяются на:
светские, клерикальные, теократические, атеистические.
Теория возникновения государства:
1. Патриархальная (Аристотель): государство – разросшаяся семья, где глава семьи – монарх; власть монарха (главы государства) похожа на власть отца.
2. Теологическая теория
(Фома Аквинский) –
3. Органическая теория
(Спенсер) – государство
4. Договорная теория (Спиноза,
Гоббс, Руссо) – государство
возникает в результат
5. Ирригационная теория (Виттфогель) – государство возникло для организации ирригационных работ (орошение). Египет и Китай не могли быть без орошения.
6 . Психологическая теория (Петражицкий) – государство возникает в следствие особенностей психики людей (желания одних подчинять, а других - подчиняться)
7. Марксистская теория
(классовая) (К.Маркс, Энгельс, Ленин)
–в результате развития
8. Теория насилия (Тард) –Государство возникло в результате военного порабощения одного народа другим.
9. Комплексный подход – интегрирует вышеуказанные теории.
Государство возникло постепенно в результате неолитической революции – перехода от присваивающей экономики к производящей.
Гражданский процесс по общему правилу возбуждается в связи с возникновением спора между различными участниками материально-правовых отношений, когда нет возможности урегулировать возникшие разногласия минуя юрисдикционные органы, а дело отнесено к судебной подведомственности.
После возбуждения дела в суде спорящие лица становятся субъектами гражданских процессуальных правоотношений и попадают в сферу регулирования гражданского процессуального права. Участники материальных правоотношений теперь начинают именоваться истцом и ответчиком или сторонами гражданского процесса. Не имеет значения количество лиц, участвующих на той либо иной стороне.
Истец - это лицо, субъективные материальные права или охраняемые законом интересы которого нарушены или оспариваются и в силу этого нуждаются в защите.
Истец выступает в качестве активной стороны в гражданском процессе, так как именно он возбуждает дело с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов.
Ответчик - это лицо, которое привлекается к ответу в связи с заявлением истца о том, что нарушены или оспариваются его субъективные права или охраняемые законом интересы. Ответчик рассматривается в качестве пассивной стороны в гражданском процессе.
Таким образом, в качестве сторон всегда следует рассматривать субъектов спорного материального правоотношения. Система субъектов гражданского процесса и их процессуальное положение в качестве одной из сторон определяется характером их правового статуса в материальных правоотношениях.
Стороны пользуются равными
процессуальными правами и
Кроме субъектов, участвующих в гражданском процессе в качестве истцов (соистцов) и ответчиков (соответчиков), в разрешении спора между
ними могут быть заинтересованы и другие
лица. Третьи лица могут принять участие в производящемся
между первоначальными тяжущимися процессе
либо в роли самостоятельных истцов, либо
в роли помощников одного из тяжущихся.
Первая форма участия называется самостоятельным или
Например, по искам о разделе совместно нажитого имущества супругов в деле может быть заинтересован кто-либо из родственников, передавший им свое имущество во временное пользование. Лицо, управляющее транспортным средством, имеет интерес в деле по иску о причинении вреда источником повышенной опасности. В приведенных случаях в сфере судебного исследования будет находиться не одно, а несколько материальных правоотношений в силу их неразрывной связи и взаимозависимости. Субъектам этих правоотношений предоставляется возможность защиты своих субъективных прав или охраняемых законом интересов в качестве третьих лиц. Закон устанавливает, что для защиты своего самостоятельного требования на предмет спора, находящегося уже на рассмотрении суда, другое лицо вправе вступить в начавшийся процесс в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями.
Форма государства – это организация и устройство государственной власти, а также способы ее осуществления.
Форма правления - как устроена власть:
1. Монархии(власть переходит по наследству) делятся на: абсолютные (Саудовская Аравия)(у монарха – вся власть); парламентские (конституционные) (Великобритания, Норвегия, Испания); выборные (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия); дуалистические(двойственная)
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"