Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

 

1. Государство и право

Государство – особая организация политической власти, осуществляющая управлением обществом.

Признаки (сущность) государства:

- суверенитет – независимость от какой-либо власти

- наличие территории

- наличие гос. служащих (чиновников), профессионально управляющих  государством.

- наличие аппарата  принуждения (армия, правоохранительные органы)

- наличие права –  особая система норм, регулирующих  общественные отношения.

Право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения. Право может использоваться в двух значениях — оно может быть объективным и субъективным.

Объективное право - совокупность его норм, регулирующих явления и процессы существующей действительности, т. е. «право вообще». В связи с этим можно говорить об отраслях права: уголовном, административном, гражданском и др.

Субъективное право  — это право конкретного (четко  определенного) субъекта, предоставленное  ему законом для удовлетворения его потребностей. Под правом субъективным понимается общая мера свободы, равенства  и справедливости, которая получает благодаря законодательному оформлению официальную государственную защиту.

Государство, являясь  важнейшей составной частью политической организации общества, неразрывно связано  с правом. Без принятия законов  и без подзаконных актов издаваемых государственными органами, государство не могло бы регулировать общественные отношения, а, следовательно, оказывать влияние на поведение граждан и деятельность учреждений, организаций и предприятий. В законах государства находит свое выражение государственная воля. Издавая законы, государство контролирует их выполнение, а в случае необходимости приводит в действие механизм принуждения к нарушителям закона. В праве закрепляется устройство государства, организация и порядок образования государственных органов, их полномочия и порядок взаимоотношений государственных органов между собой. Следовательно, государство, являясь важнейшим инструментом правящих политических сил общества, само себя организует посредством права.

 

2. Норма права

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права состоит  из следующих элементов:

1. гипотеза (предположение) – элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется норма права.

2. диспозиция (распоряжение) – элемент нормы права, который содержит само правило поведения

3. санкции (взыскание) – элемент нормы права, который устанавливает неблагоприятные последствия для ее нарушителей.

Признаки нормы  права:

1. установление и гарантированность государством;

2. общеобязательность исполнения;

3. формальность;

4. многократность применения;

Классификация правовых норм:

  1. управомочивающие (разрешающие, устанавливающие);
  2. обязывающие;
  3. запрещающие

Правовые нормы действуют:

1. во времени (связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы);

2. пространстве (связано с их распространением на государственную территорию);

3) по кругу лиц (по  общему правилу, распространение  нормативных требований на всех  адресатов в рамках территориальной  сферы действия того или иного  акта)

 

3. Государственное управление. Исполнительная власть

Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

Субъекты гос. управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.

Объекты гос. управления - предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.

Организационно распорядительная деятельность – это деятельность, осуществляемая субъектами гос. управления по отношению к объектам.

Основные характерные признаки государственного управления  
1. Исполнительно-распорядительный   характер.  
Основное направление - проведение в жизнь нормативно-правовых актов, средство достижения этой цели - использование необходимых юридически-властных полномочий.  
2. Организационная и практическая направленность. 
3. Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.

Другие признаки государственного управления. 
1. Тесная связь с разработкой и практической реализацией гос. политики. 
2. Определённая целевая и функциональная специфика  
3. Наличие определённых ресурсов. 
4. Непосредственная ответственность за исполнение законов. 
5. Использование определённых форм и методов.

Исполнительная  власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти. 

Основные характерные  черты исполнительной власти.

1. Это относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.

2. Исполнительная власть реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.

3. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.

4. Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.

5. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.

 

4. Сущность и типы государства.  Возникновение государства

Сущность государства (признаки):

  • территория – гос-во обладает строго определенной территорией, на которой действует его юрисдикция;
  • населением, проживающим на данной территории;
  • политической организацией (власть) на территории всей страны. Влечет за собой территориально-административное деление страны;
  • суверенитетом – полная независимость государства от других;
  • правом осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин с физических и юридических лиц).
  • правовой системой и правом осуществлять правотворчество;
  • наличие государственной символики.

Типы государств

1. Формационный подход:

рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое. 

2. В зависимости от  характера взаимоотношений государства  и общества различают: полицейское, правовое, социальное государства;

3. В зависимости от  политического режима выделяют:

тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические государства.

4. По отношению государств  к религии они подразделяются  на:

светские, клерикальные, теократические, атеистические.

Теория возникновения государства:

1. Патриархальная (Аристотель): государство – разросшаяся семья, где глава семьи – монарх; власть монарха (главы государства) похожа на власть отца.

2. Теологическая теория (Фома Аквинский) – государство  вечно и непоколебимо, возникло  по воле Бога.

3. Органическая теория (Спенсер) – государство подобно  живому организму. Государство подчиняется закономерностям биологического мира.

4. Договорная теория (Спиноза,  Гоббс, Руссо) – государство  возникает в результат общественного  договора. Люди пытаются договориться и передают часть своей свободы королю, если король угнетает народ, его можно свергнуть. Первоначально все люди свободны, но действует принцип: «Человек человеку – волк» (Гоббс)

5. Ирригационная теория (Виттфогель) – государство возникло  для организации ирригационных  работ (орошение). Египет и Китай не могли быть без орошения.

6 . Психологическая теория (Петражицкий) – государство возникает в следствие особенностей психики людей (желания одних подчинять, а других - подчиняться)

7. Марксистская теория (классовая) (К.Маркс, Энгельс, Ленин)  –в результате развития производительных  сил, появления прибавочного продукта, частной собственности, разделения общества на классы.

8. Теория насилия (Тард) –Государство возникло в результате военного порабощения одного народа другим.

9. Комплексный подход  – интегрирует вышеуказанные  теории.

Государство возникло постепенно в результате неолитической революции – перехода от присваивающей экономики к производящей.

 

5. Стороны в гражданском  судопроизводстве. Третьи лица.

Гражданский процесс  по общему правилу возбуждается в  связи с возникновением спора между различными участниками материально-правовых отношений, когда нет возможности урегулировать возникшие разногласия минуя юрисдикционные органы, а дело отнесено к судебной подведомственности.

 После возбуждения  дела в суде спорящие лица  становятся субъектами гражданских процессуальных правоотношений и попадают в сферу регулирования гражданского процессуального права. Участники материальных правоотношений теперь начинают именоваться истцом и ответчиком или сторонами гражданского процесса. Не имеет значения количество лиц, участвующих на той либо иной стороне.

Истец - это лицо, субъективные материальные права или охраняемые законом интересы которого нарушены или оспариваются и в силу этого  нуждаются в защите.

Истец выступает в  качестве активной стороны в гражданском процессе, так как именно он возбуждает дело с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов.

Ответчик - это лицо, которое  привлекается к ответу в связи  с заявлением истца о том, что  нарушены или оспариваются его субъективные права или охраняемые законом интересы. Ответчик рассматривается в качестве пассивной стороны в гражданском процессе.

Таким образом, в качестве сторон всегда следует рассматривать  субъектов спорного материального  правоотношения. Система субъектов  гражданского процесса и их процессуальное положение в качестве одной из сторон определяется характером их правового статуса в материальных правоотношениях.

Стороны пользуются равными  процессуальными правами и несут  равные процессуальные обязанности.

Кроме субъектов, участвующих в гражданском процессе в качестве истцов (соистцов) и ответчиков (соответчиков), в разрешении спора между ними могут быть заинтересованы и другие лица. Третьи лица могут принять участие в производящемся между первоначальными тяжущимися процессе либо в роли самостоятельных истцов, либо в роли помощников одного из тяжущихся. Первая форма участия называется самостоятельным или главным вступлением, а вторая — пособничеством.

Например, по искам о  разделе совместно нажитого имущества  супругов в деле может быть заинтересован  кто-либо из родственников, передавший им свое имущество во временное пользование. Лицо, управляющее транспортным средством, имеет интерес в деле по иску о причинении вреда источником повышенной опасности. В приведенных случаях в сфере судебного исследования будет находиться не одно, а несколько материальных правоотношений в силу их неразрывной связи и взаимозависимости. Субъектам этих правоотношений предоставляется возможность защиты своих субъективных прав или охраняемых законом интересов в качестве третьих лиц. Закон устанавливает, что для защиты своего самостоятельного требования на предмет спора, находящегося уже на рассмотрении суда, другое лицо вправе вступить в начавшийся процесс в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями.

 

6. Форма государства.

Форма государства –  это организация и устройство государственной власти, а также способы ее осуществления.

Форма правления - как устроена власть:

1. Монархии(власть переходит по наследству) делятся на: абсолютные (Саудовская Аравия)(у монарха – вся власть); парламентские (конституционные) (Великобритания, Норвегия, Испания); выборные (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия); дуалистические(двойственная)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"