Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

Полномочия в сфере:

  • гос. строительства и правотворчества;
  • экономического и социально-культурного развития;
  • международных отношений;
  • обороны и гос. безопасности.

 

18. Прокуратура РФ.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов  РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор:

за исполнением законов  федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления  деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют  в рассмотрении дел судами, опротестовывают  противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

 

19. Порядок заключения  и расторжения брака

Брак - добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном порядке с целью создания семьи.

Право на заключение брака  и создание семьи провозглашается  Всеобщей декларацией прав человека и закрепляется во многих международных  договорах о правах человека, однако оно не воспроизводится в Конституции.

Порядок и условия  заключения брака установлены Семейным кодексом РФ. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния и регистрируется как акт гражданского состояния. Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращён (вплоть до регистрации брака в день подачи заявления) либо увеличен (не более чем на месяц). Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин брак может быть заключён и до достижения брачного возраста. Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке, близкими родственниками, т.е. родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, а также полнородными и неполнородными (имеющими общего отца или общую мать) братьями и сёстрами, усыновителями и усыновлёнными, а также лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния либо в судебном порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим, либо осуждён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет. Расторжение брака регистрируется как акт гражданского состояния. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (за исключением рассмотренных выше случаев). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов суд вправе принять меры к примирению супругов, вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трёх месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги либо один из них настаивают на расторжении брака. При наличии взаимного согласия супругов на расторжение брака (либо по требованию одного из супругов при отсутствии возражений у другого) суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. При расторжении брака в судебном порядке суд определяет, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, определяет порядок выплаты и размер алиментов, производит раздел имущества, находящегося в совместной собственности. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов, если только другой супруг не заключил новый брак.

 

20. Закон и подзаконные  акты

Закон - это принятый в  особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного  органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Виды законов в зависимости от юридической силы.

1) Конституция - основной закон государства, представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами: 
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя.  
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные  законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу  законодательства. Они развивают,  конкретизируют общие положения,  установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.

4) Законы субъектов федерации - распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они  
1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение  закона,

3) не могут противоречить  закону.

Классификация подзаконных  актов РФ в порядке убывания юридической  силы выглядит следующим образом:

  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
  • акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках);
  • постановления глав администраций (в иных субъектах);
  • приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

 

21. Нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовой акт — официальный документ, созданный компитентными органами гос-ва и содержащий общеобязательные юридические нормы.

Виды НПА:

  1. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, т.к. определяет организацию государственной власти и закрепляет начала общественного и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. Конституция служит юридической базой для всего действующего законодательства (которое не может ей противоречить).
  2. Законы

а) конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или указанные в Конституции).

б) Обыкновенные: Федеральные законы; Уставы субъектов РФ; Законы субъектов РФ.

  1. Подзаконные акты
    • Указы Президента РФ;
    • постановления высших органов власти;
    • распоряжения;
    • приказы, инструкции, указания и т.д.;
    • акты представительных органов местного самоуправления – решения;
    • акты прямого народного волеизъявления – решения референдумов, итоги выборов, народных собраний;
    • признанные нормы международного права.

Правила действия НПА:

  • Во времени
    • закон начинает действовать по истечению 10 дней после публикации в «Российской газете» «Парламентской газете» или «Собрании законодательств»;
    • Указы Президента вступают в силу по истечению 7 дней после опубликования, если иное не оговорено;
    • Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня подписания.
    • НПА Министерств и ведомств вступают в силу через 7 дней после подписания.
  • В пространстве – на территории, очерченной границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты.
  • По кругу лиц

Правила прекращения  действия НПА:

  • По истечению срока, на который был принят;
  • В связи с отменой уполномоченным органом;
  • Принятие нового.

 

22. Основы конституционного  строя.

Конституционный строй — это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву.

Признаки КС:

  1. верховенство права;
  2. широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  3. участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  4. разделение властей.

Под основами конституционного строя РФ понимаются главные устои  государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства. В Конституции РФ 1 глава посвящена основам конституционного строя. К числу таких основ относятся:

  1. признание прав и свобод человека
  2. демократизм, выражающийся в народном суверенитете — "Носителем суверенитета и единственным источник власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением народа являются референдум и свободные выборы";
  3. гос. суверенитет РФ — гос. власть едина, верховна и независима;
  4. федерализм –гос. целостность и разделение полномочий м/у субъектами
  5. разделение властей — "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны";
  6. реализация принципов "социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"
  7. установление рыночной экономики — гарантирование разнообразия форм собственности и единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  8. идеологическое и политическое многообразие — устанавливает, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной … Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя".
  9. светское государство - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
  10. гарантирование местного самоуправления — признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"