Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"
Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, установленном Конституцией РФ.
Основой конституционного строя России можно считать такие основы жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы и предполагают признание высшей ценностью права и свободы человека.
Местное самоуправление занимает «промежуточную позицию» между государством и обществом, что определяет двойственность его природы. В РФ реформа местного самоуправления началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ и прошла несколько этапов, последний из которых связан с принятием Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, т.к. является важнейшим демократическим принципом организации и осуществления власти, обеспечивающим децентрализацию системы управления с учетом интересов местного населения. Конституция РФ признает и гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории РФ
Органы местного самоуправления (ОМСУ) — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Значение МСУ для общества огромно. Неспособность ОМСУ решать вопросы негативно отражается на самом обществе, хозяйствующих субъектах, гражданах, а, в ведении ОМСУ находятся многие вопросы: от обеспечения охраны общественного порядка до снабжения населения необходимыми средствами жизнеобеспечения и т.п.
ОМСУ наделяются определенными собственными и некоторыми государственно-властными полномочиями. ОМСУ имеют право лишь совершать определенные юридические действия от имени населения и гос-ва, которые наделяет их для этого отдельными властными полномочиями.
Полномочия можно классифицировать: руководящие функции, регулирующие, расчетно-аналитические, организационные, контрольные функции.
Права и обязанности у ОМСУ разделены: а) по управлению; б) по организации; в) по руководству; г) по применению административно-правовых режимов; д) по контролю; е) по применению мер принуждения.
полномочия ОМСУ:
Судебная власть - третья самостоятельная ветвь гос. власти, сдерживающая законодательную и исполнительную ветви и решающая возникающие в общ-ве споры.
Осуществляется в форме правосудия, т.е. решение споров гражданско-правового, административного, конституционного характера, привлечение к уголовной ответственности.
Главное назначение – защита прав и свобод личности, соблюдение законности, охрана конституционного строя.
Особое положение – не контролируется другими ветвями (не имеют права вмешиваться в процесс осуществления правосудия), но контролирует их (соответствие актов Конституции).
Компетенция судебной власти:
Деятельность судебных органов:
Процессуальные нормы:
Принципы государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности.
1. Основных принцип правового государства - верховенство права и закона. Этот принцип базируется на правопонимании, в рамках которого различаются понятия «закон» и «право».
2. Принцип разделения
властей. Теория разделения
Осуществление принципа разделения властей (ветвей власти) ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние.
3. Защита прав и
свобод личности. Защита прав
и свобод человека – главное
направление деятельности
Функции государства – основные направления его деятельност. Классификация функций:
а) политическая – охрана законности и поддержание правопорядка, защита прав и свобод граждан;
б) социальная (охрана труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты)
в) экономическая (проведение единой экономической политики)
2) внешние – служат решению внешнеполитических задач государства:
а) военная - защита при необходимости, суверенитета, территории, граждан в случае посягательства со стороны иностранного государства
б) внешнеполитическая – представление и защита интересов государства (дипломатич. методы) в мировом сообществе
в) внешнеэкономическая
– обеспечение торгово-
К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданский кодекс РФ исходит из понятия гражданина как физического лица, правовое положение которого определяется такими качествами, как правоспособность и дееспособность. Гражданская правоспособность – это способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент рождения и прекращается со смертью. В правоспособность входят права:
1) иметь, наследовать и завещать имущество;
2) заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью;
3) создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
4) совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
5) избирать место жительства;
6) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
7) иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Выделяют полную и частичную дееспособность.
Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Различают распорядительный и добровольный способ образования юридического лица. Основным моментом в создании юридического лица является государственная регистрация, которая осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации юр. лица должны быть представлены документы: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы (устав, учредительный договор), документ об уплате гос. пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней. Юр. лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый гос. реестр юр. лиц.
Реорганизация юр. лица осуществляется в таких формах, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа.
Ликвидация юр. лица – это прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Юр. лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (участников);
2) по решению суда.
Ликвидация юр. лица считается завершенной, а юр. лицо – прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый гос. реестр юр. лиц.
Административно-правовой метод управления – внеэкономическое или прямое управляющее воздействие субъектов управленческой деятельности, осуществляемое на основе прямых предписаний (команд или директив), являющихся юридически обязательными для объектов управления.
Административно-правовые формы – это принимаемые в рамках компетенции органа государственного управления (должностного лица) правовые акты нормативного и индивидуального характера и совершаемые на их основе юридически значимые действия (осуществление обязательной государственной регистрации и др.).
Административный надзор – надзор, осуществляемый специально уполномоченными органами и лицами методом непосредственного наблюдения, периодических проверок и др. предусмотренными законом способами, в целях обеспечения выполнения гражданами, должностными лицами и организациями установленных предписаний (государственной дисциплины), предупреждения и пресечения с их стороны правонарушений и иных антиобщественных проявлений.
Конклюдентные акты управления – юридически значимые действия органа государственного управления (должностного лица), не имеющие характера письменного акта (сигнал светофора, дорожный знак и т.п.).
Лицензирование –
представление организациям и физическим
лицам в предусмотренных
Недействительный акт управления – акт, изданный с явным нарушением компетенции исполнительного органа власти (должностного лица).
Отмена акта управления
– предусмотренное законом
Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм (нормативно-правовой акт) или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений (распорядительный акт).
Приостановление действия
(исполнения) акта управления – предусмотренная
законом возможность
Регистрация – осуществление органами исполнительной власти и должностными лицами проверки соответствия учредительных документов или специальных прав требованиям закона.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"