Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"
Основное отличие от других обстоятельств, исключающих преступность деяния - причинение вреда именно посягающему, а не другим лицам.
2 причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление -
причинение вреда лицу,
которое совершило оконченное п
От необходимой обороны отличается тем, что вред причиняется в момент, когда преступник уже завершил совершение действий, направленных на причинение вреда.
3) крайняя необходимость — случаи, когда лицо для того, чтобы предотвратить ущерб своим личным интересам, интересам других лиц, общества и государства, вынужденно причиняет вред другим охраняемым интересам.
4) физическое или психическое принуждение — противоправное применение насилия (физического или психического) к лицу, которое осуществляется с целью добиться совершения данным лицом вопреки его воле общественно опасного деяния.
Ответственность исключается вследствие того, что действия совершаются лицом не по своей воле и, следовательно, невиновно.
5) обоснованный риск - представляет собой правомерное поведение лица, направленное на достижение общественно полезной цели, при осуществлении которой имеется вероятность наступления неблагоприятных последствий, в том числе причинения вреда охраняемым уголовным правом интересам и благам.
Пример, испытания новых транспортных средств (автомобилей, самолётов и т.д.), направленные на выявление скрытых дефектов проектирования. А также в медицине и коммерческой деятельности.
6) исполнение приказа или распоряжения - может быть освобождено от ответственности лицо, осуществлявшее общественно опасные действия в рамках исполнения обязательных для него приказа или распоряжения. Данный институт пришёл в национальное уголовное право из практики международных уголовных судов и трибуналов. Условиями освобождения от ответственности являются: наличие у лица, отдавшего приказ, соответствующих полномочий; наличие обязанности исполнить приказ и ответственности за его неисполнение; отсутствие заведомой незаконности приказа. Отдача заведомо незаконного приказа может рассматриваться как подстрекательство к преступлению, либо как посредственное причинение (если исполнитель не осознает незаконности приказа). Исполнитель несёт ответственность за исполнение заведомо незаконного приказа наряду с отдавшим его лицом. Лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ, не может быть привлечено к ответственности за его неисполнение.
Международное публичное право — это ветвь права, регулирующая межгосударственные отношения, то есть включающая нормы, касающиеся организации и развития того, что называют международным сообществом.
Международное публичное право основывается на категории относительности, являющейся ущербной для любой юридической системы: его нормы имеют значение лишь постольку, поскольку они признаются различными государствами. В международном публичном праве не существует никакого высшего органа власти, никакого действенного судьи, который располагал бы достаточной принудительной силой способной, во что бы то ни стало добиться строгого соблюдения правовых норм и предметного выполнения юридически решений. Двусмысленность и призрачность международного права заключаются в том, что оно считает возможным организовать общество и установить социальный порядок, основываясь на идее консенсуса. По этой причине международное право постоянно мечется между своими стремлениями объективной реальностью. Стремления его состоят в установлении международного общественного порядка и заложении основ межгосударственной солидарности. Объективная же реальность предстает в виде мирового сообщества, объединяющего не индивидов и не группы индивидов, а государства — самостоятельные, независимые, суверенные, эгоистичные, считающие себя полными хозяевами в пределах своих территорий.
При всем этом международное публичное право имеет очень четкое содержание, делающее юридические рамки межгосударственных отношений с помощью целой системы норм, институтов, процедур и даже судебных инстанций.
Согласно Закону РФ "Об образовании", гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Студенты высших учебных заведений имеют право:
1) получать знания, соответствующие
современному уровню развития
науки, техники и культуры, определять
по согласованию с
2) посещать все виды
учебных занятий в данном, а
по согласованию между
3) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности ВУЗа, в том числе через общественные организации и органы управления вуза;
4) бесплатно пользоваться (в государственных ВУЗах) библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях вузов;
5) студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях и организациях любых организационно-правовых форм;
6) студенты обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, требований предусмотренных учебным планом и образовательными программами вуза, соблюдать устав вуза и соблюдать правила внутреннего распорядка;
7) вуз обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении контрактов с предприятиями и организациями о трудоустройстве;
8) студент имеет право выбора специализации.
9) студент имеет право получить дополнительную квалификацию "преподаватель".
10) в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования: предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные гос. стипендии в повышенных размерах, финансируется их обучение за рубежом;
11) по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту ВУЗа предоставляется академический отпуск;
12) гарантируется свобода перехода в другой
ВУЗ и другие.
Дисциплинарная
ответственность.
За нарушения студентом обязанностей предусмотренных уставом ВУЗа и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены меры дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из ВУЗа. Дисциплинарные взыскания, в том числе отчисление, может быть наложено на студента ВУЗа после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Экологическое право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Принципы экологического права отражают объективные закономерности и потребности общества, каждого человека в экологически благоприятной окружающей природной среде. Основные принципы экологического права закреплены в Законе 'Об охране окружающей природной среды'.
1. принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
2. принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;
3. принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
4. принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;
5. принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;
6. принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить ряд других принципов:
1. принцип предотвращения вреда окружающей природной среде;
2. принцип устойчивого развития;
3. принцип платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей
природной среды;
Систему источников экологического права образуют:
Земельное право - комплексная отрасль права, регулирующая отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами. Основу земельного права образуют нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.
Земельное право состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.
Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Правовыми институтами особенной части являются группы правовых норм, устанавливающих наличие в гос. земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей с/х организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.
Гос-во регулирует земельные отношения и как властная политич. организация, и как собственник земли. Такое различение необходимо - не только ради "чистоты" юридического анализа, но и ради практических соображений. Так если компетентный орган РФ в интересах охраны природы отменит хозяйственное распоряжение местных органов власти в отношении земли, то возникает типичный конфликт типа "власть против собственности".
Принципы земельного права:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"