Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

 

28. Право собственности.  Наследственное право.

Право собственности  – юридически выраженная возможность  хозяйственного господства собственника над определенной вещью (владеть, пользоваться и распоряжаться), возможность по своему усмотрению совершать в отношении нее любые действия, не противоречащие закону, а также возможность устранять вмешательство других лиц.

Согласно ГК РФ, в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Вещное право – основная подотрасль гражданского права, объединяющая институты, призванные выполнять общественную функцию концентрации прибавочного продукта. Вещными правами также являются:

  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • сервитуты;
  • право хозяйственного ведения имуществом
  • право оперативного управления имуществом.

Квази-собственник (например, арендатор) становится владельцем вещи, фактическим ее обладателем, а не просто пользователем.

Наследственное  право – институт гражданского права, в котором сосредоточены нормы, регулирующие переход имущества и некоторых неимущественных прав граждан после их смерти к другим лицам – их наследникам.

Завещание – распоряжение своим имуществом, иными вещными правами на случай смерти.

Наследодатель – лица, завещающее кому-либо свое имущество.

Наследник – лицо, к которому переходит имущество умершего.

Виды наследования. по закону:

    • отсутствие завещания или частичное признание его недействительным;
    • отказ наследников по завещанию или непринятие его в установленные сроки;
    • отмена наследодателем ранее составленного завещания;
    • смерть наследника, не успевшего принять наследство, или раньше смерти наследодателя, при этом другой наследник не указан;
    • наличие незавещанной части имущества.

Очереди наследования:

1. дети (в т.ч. усыновленные), супруг, родители (усыновители), а также ребенок, родившийся после его смерти;

2. братья, сестры, дед и бабушка.

по завещанию.

Необходимые наследники – ряд лиц, которых нельзя лишить наследства: несовершеннолетние или нетрудоспособные дети (в т.ч. усыновленные), нетрудоспособный супруг, родители и иждивенцы.

Обязательная доля – причитающиеся необходимым наследникам не менее 2/3 от той доли, которая причиталась бы им по закону.

 

29. Правоохранительные органы  РФ.

В систему правоохранительных органов РФ входят:

  1. органы судебной власти;
  2. прокуратура;
  3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в РФ в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» действует следующая система судов:

  1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  2. Суды общей юрисдикции - они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  3. Арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ. 
    Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Ген. прокурору РФ и осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел РФ (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции. Задачи МВД России:

  • разработка общей стратегии гос. политики в установленной сфере деятельности; 
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
  • организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
  • организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций;
  • управление ОВД РФ и внутр. войсками МВД РФ, организация их деятельности.

 

30. Прокурор в гражданском  судопроизводстве.

Роль прокурора в  гражданском судопроизводстве не всегда была одинакова. В советское время, воплощая идеи В.И. Ленина о расширении вмешательства государства в гражданско-правовые отношения, законодательство стало предусматривать самое широкое участие прокурора в гражданском процессе с целью осуществления постоянного надзора за законностью действий всех субъектов гражданско-процессуальных правоотношений, включая суд. Эта сфера деятельности прокуратуры называлась судебным надзором. Надзор за законностью в сфере гражданского судопроизводства осуществляется также вышестоящими судами.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Такое заявление может  быть подано только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурор всегда выступает  в гражданском процессе как самостоятельный  его участник. Он является представителем государства и защищает публичные интересы, чтобы законы страны соблюдались всеми. Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовую заинтересованность и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Прокурор   выступает в защиту интересов закона и совершенно не зависим от того лица, в интересах которого подает заявление.

Прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он начинает процесс и когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами.

В ГПК РФ дается перечень дел, вытекающих из различных материально-правовых отношений, по которым участие прокурора предполагается. К ним относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные дела, предусмотренные законом. По этим делам прокурор дает заключение, исполняя свои полномочия по надзору за соблюдением законности. 
    В ряде статей ГПК РФ указывается на необходимость участия прокурора при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел. К ним относятся дела: 
1) об установлении усыновления; 2) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; 3) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; 4) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании. 
   Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде, и обязательно извещается и привлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск. Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца: он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предъявлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, обжаловать судебные постановления.

Прокурор не вправе заключить мировое соглашение, он не несет судебных расходов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать продолжения процесса.

 

31. Административная ответственность.

Административная ответственность  является одним из видов юридической ответственности.

Административная  ответственность - административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Административная ответственность  как правовой институт организуется на принципах:

1. законности;  2.равенства перед законом;

3. целесообразности ответственности;

4. неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

5. индивидуализации мер ответственности;

6. гласности.

Особенности административной ответственности:

  1. регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
  2. основанием является административное правонарушение;
  3. субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
  4. за административные правонарушения применяются административные наказания:

основные:

    • предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;
    • штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;
    • возмездное изъятие предмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;
    • конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил);
    • лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое или систематическое нарушение
    • исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);
    • административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;
    • выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения

дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ

  1. административные наказания применяются широким кругом должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
  2. применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Порядок привлечения к административной ответственности:

Составление протокола, Разбирательство (рассмотрение дела), Вынесение постановления; Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"