Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"
Федеральное собрание (Парламент) – высший представительный законодательный орган гос. власти РФ.
Состоит из 2 палат:
Формирование – 2 представителя от каждого субъекта РФ, порядок устанавливается федеральными законами.
Внутренняя организация – глава представительной власти (мэр) и глава исполнительной власти (председатель моск. гор. думы), комитеты и комиссии. Непостоянная основа.
Компетенция (срок полномочий не определен)
Формирование – депутаты (21 год, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы) избираются народом сроком на 4 года.
Внутренняя организация – 450 депутатов, комитеты и комиссии. Профессиональная основа.
Компетенция
Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве осуществляется на основе территориального принципа. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории страны. Данное положение исключает возможность издания субъектами РФ основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний и создания ими по собственной инициативе на местах конкретных структур исполнительной власти, к которым относятся органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. Уголовно-исполнительное законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории РФ (как на граждан России, так и на иностранцев и лиц без гражданства).
Действия уголовно-исполнительного законодательства во времени: «Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Т.е. введение в действие новых норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение условий отбывания уголовного наказания для некоторых категорий осужденных.
Для определения условий действия уголовно-исполнительного законодательства во времени необходимо учитывать начало и окончание его действия.
Уголовно-исполнительный закон прекращает действовать после его отмены, о чем должно быть прямое указание, или после его замены новым законом.
Таким образом, уголовно-
Цели уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели осуществляются через решение следующих задач:
1) регулирование порядка
и условий исполнения и
2) определение средств исправления осужденных;
3) охрана их прав, свобод и законных интересов;
4) оказание осужденным
помощи в социальной адаптации.
Кратко:
1. Уголовно-исполнительное
законодательство РФ
2. Исполнение наказаний,
а также применение средств
исправления осужденных и
Исполнение уголовных наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.
Для исполнения наказания в виде ареста созданы арестные дома, в виде ограничения свободы — исправительные центры, которые также включены в уголовно-исполнительную систему.
Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Министа России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных условно.
Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны России.
Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы.
Исправительных колонии бывают общего, строгого или особого режима, колонии-поселения. Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия.
Исправительная колония, является основным видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.
В колониях-поселениях отбывают лишение свободы, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает пяти лет. Кроме того, в этих колониях могут отбывать лишение свободы осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, переведенные из колонии общего режима за хорошее поведение и честное добросовестное отношение к труду.
В тюрьмах отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. В тюрьмах отбывают наказание также лица, переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режима за нарушение режима отбывания наказания в этих колониях. Эти лица переводятся в тюрьму на оставшийся срок наказания, но не свыше трех лет. В тюрьмах отбывают лишение свободы также лица, оставленные в тюрьме для работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений.
Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора.
В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы. Как правило, отдельно содержатся иностранные граждане от граждан РФ. В колониях-поселениях отдельно содержатся лица, совершившие преступления умышленно, и лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, твердо вставшие на путь исправления.
Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Субъект — это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства.
В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.
Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения — всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется. Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.
Адвокатура – это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Деятельность адвокатуры в РФ регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Под адвокатской деятельностью
понимается квалифицированная юридическая
Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Он вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов РФ, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Статус адвоката вправе приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании от одного года до двух лет.
Адвокат имеет право на:
1) сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти;
2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу;
3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами;
4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
6) фиксировать информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь.
Адвокату запрещается: принимать поручения, заведомо имеющие незаконный характер; занимать по делу позицию вопреки воле доверителя (кроме случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя); разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, без согласия доверителя и т. д.
Адвокатская тайна – это любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В целях защиты и сохранения адвокатской тайны адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. В России существуют следующие формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"