Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

 

47. Федеральное собрание  РФ

Федеральное собрание (Парламент) – высший представительный законодательный орган гос. власти РФ.

Состоит из 2 палат:

  1. Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ.

Формирование – 2 представителя от каждого субъекта РФ, порядок устанавливается федеральными законами.

Внутренняя организация – глава представительной власти (мэр) и глава исполнительной власти (председатель моск. гор. думы), комитеты и комиссии. Непостоянная основа.

Компетенция (срок полномочий не определен)

    • назначение должностных лиц: Генерального Прокурора РФ, Судей Высших Федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и половину ее аудиторов;
    • утверждение изменения границ;
    • утверждение Указов Президента о чрезвычайном или военном положении;
    • назначение выборов Президента;
    • решение вопросов об использовании военных сил за пределами гос-ва;
    • ратификация или денонсация международных договоров;
    • отрешенеие Президента от должности.
  1. Гос. Дума представляет интересы народа.

Формирование – депутаты (21 год, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы) избираются народом сроком на 4 года.

Внутренняя организация – 450 депутатов, комитеты и комиссии. Профессиональная основа.

Компетенция

    • принятие Федеральных законов;
    • согласие Президенту на назначение Председателя Прав-ва РФ;
    • назначение должностных лиц: Председателя Центробанка, Уполномоченного по делам человека, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
    • решение вопроса о доверии Правительству;
    • объявление амнистии;
    • право выдвижения обвинений против Президента с целью его импичмента.

 

48. Действие норм уголовно-исполнительного  права в пространстве и во  времени.

Действие норм уголовно-исполнительного  права в пространстве осуществляется на основе территориального принципа. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории страны. Данное положение исключает возможность издания субъектами РФ основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний и создания ими по собственной инициативе на местах конкретных структур исполнительной власти, к которым относятся органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. Уголовно-исполнительное законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории РФ (как на граждан России, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Действия уголовно-исполнительного законодательства во времени: «Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Т.е. введение в действие новых норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение условий отбывания уголовного наказания для некоторых категорий осужденных.

Для определения условий  действия уголовно-исполнительного  законодательства во времени необходимо учитывать начало и окончание  его действия.

Уголовно-исполнительный закон прекращает действовать после его отмены, о чем должно быть прямое указание, или после его замены новым законом.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. 

Цели уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели осуществляются через решение следующих задач: 

1) регулирование порядка  и условий исполнения и отбывания  наказаний; 

2) определение средств  исправления осужденных;

3) охрана их прав, свобод  и законных интересов; 

4) оказание осужденным  помощи в социальной адаптации.  Цели и задачи уголовно-исполнительного  законодательства реализуются в  нормах, которые соответствующим  образом регулируют общественные  отношения в сфере исполнения  уголовных наказаний, придавая  им тем самым правовой характер.

Кратко:

1. Уголовно-исполнительное  законодательство РФ применяется  на всей территории РФ.

2. Исполнение наказаний,  а также применение средств  исправления осужденных и оказание  помощи освобождаемым лицам осуществляются  в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

 

49. Виды учреждений и  органов государства, исполняющих  наказания.

Исполнение уголовных  наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как  правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.

Для исполнения наказания  в виде ареста созданы арестные дома, в виде ограничения свободы — исправительные центры, которые также включены в уголовно-исполнительную систему.

Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Министа России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных условно.

Исполнение наказания  в виде содержания военнослужащего  в дисциплинарной воинской части  возлагается на специально предназначенные  для этого воинские дисциплинарные части Минобороны России.

Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы.

Исправительных колонии бывают общего, строгого или особого режима, колонии-поселения. Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия.

Исправительная колония, является основным видом исправительного  учреждения. Она имеет ряд преимуществ  перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

В колониях-поселениях отбывают лишение свободы, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает  пяти лет. Кроме того, в этих колониях могут отбывать лишение свободы  осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, переведенные из колонии общего режима за хорошее поведение и честное добросовестное отношение к труду.

В тюрьмах отбывают наказание  лица, осужденные к лишению свободы  на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. В тюрьмах отбывают наказание также лица, переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режима за нарушение режима отбывания наказания в этих колониях. Эти лица переводятся в тюрьму на оставшийся срок наказания, но не свыше трех лет. В тюрьмах отбывают лишение свободы также лица, оставленные в тюрьме для работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Вид исправительного  учреждения определяет суд при вынесении  приговора.

В исправительных учреждениях  устанавливается раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы. Как правило, отдельно содержатся иностранные граждане от граждан РФ. В колониях-поселениях отдельно содержатся лица, совершившие преступления умышленно, и лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, твердо вставшие на путь исправления.

 

50. Административно-правовые отношения

Правовые отношения  возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Субъект — это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства.

В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения — всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется. Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

 

51. Адвокатура в РФ.

Адвокатура – это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Деятельность адвокатуры в РФ регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Под адвокатской деятельностью  понимается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, имеющими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Он вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов РФ, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Статус адвоката вправе приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании от одного года до двух лет.

Адвокат имеет право на:

1) сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь.

Адвокату запрещается: принимать поручения, заведомо имеющие незаконный характер; занимать по делу позицию вопреки воле доверителя (кроме случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя); разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, без согласия доверителя и т. д.

Адвокатская тайна – это любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В целях защиты и сохранения адвокатской тайны адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. В России существуют следующие формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"