Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
Таким образом,
можно утверждать, что если непримиримые
классовые (национальные, региональные
и иные) противоречия и являлись
фактором правогенеза и политогенеза,
то этот фактор генерировал право и государство
в их извращенном виде, не соответствовавшем
их природе и общесоциальному предназначению.
Право — один
из видов регуляторов общественных
отношений; в многотысячелетней истории
юриспруденции не раз указывалось, что
в вопросах о праве следует избегать универсальных
определений[1], общепризнанного определения
права не существует и в современной науке.
Право в нормальном
современном преследует следующие
общественно-полезные цели, определяющие
социальную ценность права:
1) Создание всеобщего устойчивого порядка в обществе;
2) Определение
полезных форм общественной
3) Обеспечение
оптимального сочетания
4) Борьба с деструктивными
элементами общества (правонарушителями).
Функциями права, исходя из этого, являются:
1) Регулятивная
функция - право устанавливает
в обществе правила поведения,
которые направлены на
2) Охранительная
функция - право защищает наиболее
важные общественные отношения
от негативного воздействия на
них (защита от
3) Воспитательная
функция - право оказывает стимулирующее
воздействие на поведение
4) Культурная
функция - Право аккумулирует
в себе все духовные ценности
и достижения народа и
В регулировании
общественных отношений право
Как форма общественного
сознания, система отношений и
норм — мораль зародилась раньше политической
и правовой форм сознания, раньше государственной
организаций общества. Обычаи, мораль
регулировали взаимоотношения людей в
первобытно-общинном строе. В морали выражены
представления людей о добре, зле, справедливости,
достоинстве, чести, милосердии. Нормы
морали — продукт исторического развития
человечества. Они сформировались в борьбе
со злом, за утверждение добра, человеколюбия,
справедливости, счастья людей. На развитие
морали оказывают воздействие социально-политические
отношения, другие формы общественного
сознания. Моральные принципы и нормы
в значительной мере определяются также
социально-экономическими условиями жизни
общества. В развитии человечества отмечается
нравственный прогресс, возрастание нравственной
культуры. Однако нравственное развитие
человечества претерпевает определенные
противоречия. Общечеловеческое в морали
сталкивается с проявлениями группового
морального сознания, происходит взаимодействие
общечеловеческого и классового. Значительное
влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих
норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое
содержание нравственности обрело выражение
в «золотом правиле»: «поступай по отношению
к другим так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе». Принципы
морали — это основные начала, исходные
требования, охватывающие общественную
и личную жизнь человека. Они конкретизируются
в виде норм, регулирующих поведение людей
в определенных жизненных ситуациях. Нормы
морали тогда становятся действенной
основой нравственного поведения человека,
когда они утверждаются в его самосознании,
приобретают качество убеждения, сливаются
с его чувствами.
История развития
цивилизации свидетельствует, что
право и мораль как составные
части культуры общества органически
связаны друг с другом. Правовая
система государственно-
Величайшую нравственную
ценность представляют собой основные
права человека — юридическое выражение
его свободы и достоинства. Фактическая
реализация этих прав является условием
обретения человеческого счастья, ибо
права человека по существу есть его устремление
к счастью, признанное законом.
На тесную взаимосвязь
права и морали указывают исторические
памятники права Древнего мира, средних
веков и нового времени. Об этом же
свидетельствует применение морально-этических
понятий в оценке содержания законов,
других источников права. Изречение древних
«Jus est ars boni et aegui» — «право есть искусство
добра и справедливости» раскрывает органическую
связь права, юстиции и морали. В работе
Гегеля «Философия права» вопросы права
трактуются в органической связи с вопросами
морали и нравственности. В гегелевском
учении тремя основными уровнями развития
понятия права являются абстрактное право,
мораль и нравственность.
Связь права
и морали находит выражение и
в теории права, в интерпретации
ряда юридических проблем. Например,
имеющий давнюю историю вопрос о соотношении
права и закона можно верно понять и решать,
исходя из органической взаимосвязи права
и морали. В познании качества закона аксиологический
подход предполагает в оценке содержания
закона применение категорий справедливости,
гуманности. Закон может оказаться не
соответствующим этим социально-философским
и этическим категориям. В этом случае
закон не может быть признан подлинным
правом. Однако, различая право и закон,
нельзя догматически противопоставлять
их друг другу, следует исходить из презумпции:
закон есть право. Это укрепляет престиж
закона, правопорядок и общественную нравственность.
На действие
норм морали оказывают влияние весь
уклад жизни общества, само социальное
общение индивидов. Учреждения культуры
воспитывают граждан в духе правового
и нравственного сознания. Активную роль
в воспитании нравственной культуры личности
играет положительный пример сограждан,
способствующий тому, что требования общественной
морали становятся убеждением, составной
частью самосознания, жизненной позиции
человека. Вместе с ростом сознательности
граждан возрастает эффективность правового
регулирования общественных отношений,
выполнение требований норм права воспринимается
гражданами как долг перед обществом и
государством, расширяется и углубляется
взаимодействие права и морали.
Право и мораль
имеют общие черты, свойства. Главные
их общие черты проявляются в
том, что они входят в содержание
культуры общества, являются ценностными
формами сознания, имеют нормативное
содержание и служат регуляторами поведения
людей. Право и мораль имеют общие социальные,
экономические, политические условия
жизни общества, служат общей цели — согласованию
интересов личности и общества, обеспечению
и возвышению достоинства человека, поддержанию
общественного порядка.
Право в целом
соответствует моральным
Мораль и право
имеют свои отличительные особенности.
Мораль проявилась еще до разделения
общества на классы и становления государства.
Право же состоит из норм, установленных
в определенном порядке компетентными
государственными органами и зафиксированных
в юридических актах. Оно выражает волю
государства, правосознание народа, социальных
групп, стоящих у кормила государственной
власти. Нормы морали складываются в общественном
мнении. Принципы и нормы морали могут
быть систематизированы, собраны в «моральном
кодексе», но в целом нравственные воззрения,
представления, требования выражаются
в общественном мнении, передаются им.
Моральные воззрения, идеи передаются
художественной литературой, искусством,
средствами массовой информации.
Мораль охватывает
область отношений более
Право, закон
имеют в качестве специфической
гарантии исполнения авторитет и силу
власти государства, обеспечиваются при
необходимости мерами государственного
принуждения. Следовательно, нормы права
и морали в определенных случаях опираются
и на меры принуждения. Но характер мер
принуждения и способ их осуществления
в праве и морали различны. В сфере морали
принуждение выступает в форме общественного
мнения, воздействия социальной общности,
коллектива. Общество в случае совершения
человеком аморального поступка определяет
меру морального осуждения, воздействия.
Моральные нормы не регламентируют заранее
конкретные меры и формы воздействия.
В качестве одной из мер морального воздействия
может быть осуждение поступка человека
на собрании коллектива, нравственное
порицание, предупреждение, исключение
из общественной организации. В случае
же правонарушения соответствующие правоохранительные
органы обязаны принять надлежащие меры,
предусмотренные законом.
Различие между
правом и моралью проявляется
в оценке мотивов поведения лица.
Право предписывает необходимость всесторонней
оценки поведения человека, совершившего
правонарушение, преступление. Но с правовой
точки зрения безразлично, какими мотивами
руководствовался человек в конкретном
случае, если его поведение по своим результатам
было правомерным, законным. С точки зрения
морали, важно выявить стимулы, мотивы
человека, его намерения в выборе определенного
поведения, являющегося правомерным.
С помощью права
государство добивается утверждения
в сознании граждан, всего населения
общечеловеческих, прогрессивных норм
морали, борется с несправедливостью,
злом и пороками. Гражданское и уголовное
судопроизводство призвано укреплять
законность, воспитывать людей в духе
уважения к праву, закону, справедливым
и законным интересам личности и общества,
государства.
В свою очередь
мораль оказывает воздействие на
правовую жизнь общества, развитие
права, вместе с ним способствует
укреплению общественного порядка.
Служебная функция морали во взаимодействии
с правом выражается в том, что
мораль возвышает качество правового
и в целом всего общественного порядка.
Это можно проследить на действии правового
положения «Все, что не запрещено законом
— разрешено» в регулировании общественного
порядка. Реализацию этого принципа нельзя
понимать абсолютно, в том смысле, что
человек должен руководствоваться лишь
названным принципом. В сознании индивида
есть такие факторы, как ответственность,
совесть, честь, достоинство, долг, которые
проникают в правосознание лица, взаимодействуют
с ним, корректируют его правовое поведение.
В условиях становления рынка в нашей
стране совершенствуется правовая основа
частной собственности, договорных отношений.
Частный интерес, предпринимательская
инициатива, прибыль все больше обретают
приоритетное значение. Утверждается
и совершенствуется предпринимательская
этика. Среди принципов, исповедуемых
в предпринимательской деятельности,
важное место занимает суждение: «Прибыль
превыше всего, но честь выше прибыли».
В этой сентенции находит выражение моральное
сознание цивилизованного предпринимателя.
В современных условиях жизни нашего общества
встречаются нередко и лица, которые во
имя обогащения не брезгуют прибегать
к недозволенным моралью и правом средствам,
идут на сознательное нарушение законности.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"