Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
В XVII—XVIII в. в. теория
естественного права получает развитие
в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия),
Т. Гоббса, Д. Локка (Англия), Вольтера, Ш.-Л.
Монтескье, Ж.-Руссо (Франция), А. Н. Радищева
(Россия) и др. В эпоху буржуазно-демократических
революций она обогащается гуманистической
концепцией прав человека. Признание прав
человека (на жизнь, свободу. неприкосновенность,
частную собственность и др.) естественными
и неотчуждаемыми явилось основополагающим
в понимании природы естественного права.
Сущность теории
естественного права в ее современном
понимании заключается в том, что идеи
(естественного равенства и свободы, справедливости,
признание неотчуждаемого характера прав
человека) выступают первоначальным, главным
компонентом права. В этом смысле нормы
или действия способны лишь с той или иной
степенью достоверности отразить то, что
выражают эти идеи. Пониманию природы
(сущности) права способствует различение
права позитивного и права естественного.
В отличие от
позитивного права —
Естественное
право проистекает из природы
человека, человеческого разума, всеобщих
нравственных принципов. Оно разумно
и справедливо, не связано границами
государственных территорий, существует
и действует вне времени и
вне пространства, распространяется
на все страны и народы. Как верно замечено,
по своей сути естественное право есть
совокупность требований, по своей исходной
основе непосредственно, без какого-либо
прямого людского участия рожденных самой
натуральной жизнью общества, «природой»,
«естеством» человеческого бытия, объективными
условиями жизнедеятельности, естественным
ходом вещей. К числу таких требований
относятся право на эквивалент, право
старшинства, право народов на определение
своей судьбы и др. (С. С. Алексеев). Основополагающие
(базовые) нравственные и правовые идеи
и принципы, обосновываемые теорией естественного
права в качестве естественных законов
общественного устройства, составляют
прирожденные неотчуждаемые (абсолютные)
права человека.
Соответственно
своим содержанием естественное право
охватывает такие естественные права,
как право на жизнь, свободу, равенство,
неприкосновенность, частную собственность,
достоинство, безопасность, справедливость,
право на сопротивление несправедливой
власти и другие, вытекающие из естественного
порядка вещей, их экономического уклада
жизни, духовно-культурной среды обитания
людей, естественно-природных условий
жизнедеятельности человека. Признание
и защита этих прав является главной задачей
всякого государства.
С формально-юридической
точки зрения естественное право выражается
через правовые идеи, принципы права. С
учетом это естественно-правовой подход
к праву позволяет: во-первых, соизмерять
ценность права в соответствии с тем, насколько
полно его нормы и институты отражают
своим содержанием права и свободы человека
и гражданина, и охраняют их специфическими
юридическими средствами; во-вторых, проводить
различие между правом и законом. Из чего
следует, что: а) право не сводимо к закону.
Закон лишь одна из форм его выражения;
б) не всякий закон является выражением
права. Господствовать в общественной
жизни должен лишь тот закон, который основан
на праве, т.е. обладает качеством правового
закона; в) право первично по отношению
к государству; г) государство должно выражать
в законе право и т.д.
Отмеченные преимущества
правопонимания, как верно замечено
(В. В. Лазарев), должны быть дополнены
ответами на следующие вопросы. Как
реализуются нормы
В современном
общетеоретическом правоведении фундаментальные
естествено-правовые взгляды правопонимания
находят отражение в различных
правовых школах, в частности, в так
называемой либертатной концепции
права.
Представляется,
что естественное право, равным образом,
как и право позитивное, обладает регулятивными
свойствами. Однако в механизме действия
права естественному праву отводится
особая роль: оно выполняет функции общеправовых
принципов.
3) Либертарно-юридическая теория
(представители - Нерсесянц, Четвернин)
- данная теория появилась недавно, была
разработана В.С. Нерсесянцем. Эта теория,
по сути, пытается объединить позитивизм
и естественную школу права. Здесь понятия
закон и право также разделяются. Закон
здесь признается правом, если он соответствует
принципу формального равенства. Т.е. парвовая
норма - это есть выражение свободы, а государство
- это властная организация общества, которая
должна эту правовую свободу обеспечивать.
Право появилось
на грани перехода общества из состояния
дикости и варварства к цивилизации.
С тех пор любое более или
менее цивилизованное общество постоянно
порождает право, а потом и
государство, призванное его охранять.
Генезис права происходил и происходит
под воздействием, по крайней мере, трех
факторов:
1) социально-культурного;
2) социально-экономического;
3) классово-политического.
1. Человеческое
общество, обусловленное совместной
сознательной деятельностью
В дальнейшем,
по мере роста сознания и усложнения
совместной деятельности, социальных
связей, формирования личности, стало
возможным и необходимым дополнить запреты
возложением на каждого некоторых обязанностей
в виде нравственного долга перед другими
людьми и перед сообществом – появление
морали как норм, содержащих нравственные
обязанности, было крупнейшим революционным
событием на этапе перехода к цивилизации.
К числу таких обязанностей относился,
вероятно, долг поддержания огня, участия
в охоте и т. п. Однако запреты и обязанности
мало способствовали самодеятельности
человека. Дальнейший рост сознания и
усложнение социальных связей, потребности
в динамизме сообщества и формирование
самостоятельной личности способствовали
обогащению регулирования поведения путем
признания социумом определенной доли
свободы человека, что стало самым важным
условием для развития человеческой личности,
резкой активизации ее индивидуальной
деятельности и повышения темпов развития
сообщества, его прямого вхождения на
ступень цивилизации. Появление права
как сферы свободы означало не менее крупную
революцию, нежели появление нравственности,
а с точки зрения самостоятельной активности
личности дало ей куда больше возможностей,
реализация которых зависела, конечно,
и от уровня культуры, духовности, моральных
принципов человека и от той среды, в которой
он жил и творил, от характера материальных
отношений. Таким образом, право как регулятор,
определитель поведения людей включило
в себя и запреты, и обязанности, но с его
появлением решающим стимулятором поведения
стала свобода человеческой деятельности
в собственном интересе, не расходящемся
с интересом сообщества. В определенном
смысле право оказывается цивилизованным
средством различения, признания и согласования
интересов, реализация которых ныне обеспечена
гарантированным правом масштабом (мерой)
свободы: по принципу дозволенности не
запрещенного законом; по принципу равенства
всех перед законом и судом; по принципу
презумпции невиновности и ответственности
только за вину; по принципу ограничения
власти правом и законом. Иное дело, что
на ранних ступенях цивилизации рабы не
были субъектами права, что позже существовали
сословное право и привилегии, что формальное
равенство граждан перед судом и законом
грубо нарушалось, даже будучи провозглашено
политическим государством, пришедшим
на смену феодализму. По сути становление
правовой государственности продолжалось
на Западе не менее двух столетий.
2. Другим фактором
генезиса права оказалась
Отношения собственности
оказались непременной и
Вне и помимо
права отношения собственности
не существуют, но можно сказать
и так, что вне обладания
3. Дополнительным,
существующим лишь временно, на некотором
отрезке цивилизации, фактором генезиса
права является классовая структура социума,
или его национально-этническая разобщенность.
Сразу заметим, что общечеловеческие ценности,
которые отражает и закрепляет право,
само представляя одну из этих общесоциальных
ценностей, – эти ценности в современном
цивилизованном обществе объективно должны
занимать превалирующее место. Тем не
менее, поскольку и до настоящего времени
даже в развитых странах имеют место классово-
и национально-групповые, локальные интересы,
исключить их влияние на право и государство,
его охраняющее, нельзя. Вступление человечества
в эру цивилизации вызволило людей из
дикости и варварства, полной зависимости
от природы и жестких условий полуголодного
существования: любые описания «золотого
века» первобытного существования людей
– домысел, результат идеологизации далекого
прошлого. Конечно, наши далекие предки
заплатили за вступление в мало-мальски
цивилизованные отношения сторицей, но
не столько отказом от прежнего состояния
лишений, бед и страхов, от выдуманной
позже «свободы», от будто бы существовавшей
«справедливости» и безупречной морали,
сколько тем, что разложение веками длившегося
строя бесправия и примитивного внеличностного
стадного и родоплеменного бытия привело
не только к коренному изменению условий
жизнедеятельности людей, к небывалому
для тех времен взлету духовной и материальной
культуры, к освобождению человека от
былых традиций, мифов и суеверий, но и
к наступлению эры имущественного неравенства,
раскола общества на классы, социальные
и этнические враждебные группы, а позже
– к межнациональным конфликтам, делению
на отдельные государства, развязывавшие
между собой захватнические войны, порабощавшие
целые народы. Классовые и национальные
противоречия, религиозные гонения, идеологизация
жизни целых поколений были следствием
не только глубинного имущественного
неравенства, но и острой нетерпимости
к чуждому образу мышления и жизни, не
исчезнувших остатков племенных распрей,
нераскрепощенности личности, рабской
психологии. Антагонизм интересов толкал
к устранению конфликтов цивилизованным
путем, с помощью закона и суда, с помощью
права, способного по своей природе к обеспечению
свободы действия в рамках согласования
противоположных потребностей и устремлений.
В той степени, в какой на определенной
ступени развития общества в тех или иных
регионах или странах противоречия оказывались
непримиримыми, закон и суд оказывались
беспомощными, природа права искажалась,
деформировалась, государственное принуждение,
закон и суд использовались для защиты
интересов господствующих социальных
сил, для подавления классовых и иных противников,
ограничения их свободы, а то и их физического
истребления путем массовых репрессий.
Государство при этом также теряло свою
изначальную природу, превращалось в неограниченную
законом диктатуру. Политика государства
оказывалась не связанной правом.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"