Теория государства 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, реферат

Описание

Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и
черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХIХ ВЕКА 4
1.1. Правовое государство 4
1.2. Политико-правовое учение марксизма 10
1.3. Социологическая теория государства. Л. Гумплович 19
1.4. Государствоведческие идеи Г. Спенсера 21
1.5. Психологическая теория государства и права Л. И. Петражицкого 25
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХХ ВЕКА 28
2.1. Фашистские идеи государства 28
2.2. Теории элит 33
ВЫВОДЫ 35
СНОСКИ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

КИЕВ 2002.docx

— 121.78 Кб (Скачать документ)

политических агрегатов  у  Спенсера  стало  положение  о  том,  что  общество

существует для блага  всех членов,  а  не  члены  его  существуют  для  блага

общества. Другими словами, благосостояние общественного  агрегата  не  может

считаться  само  по   себе   целью   общественных   стремлений   без   учета

благосостояния  составляющих  его  единиц.  В  этом  смысле  все  усилия   и

притязания политического  агрегата (политического.  института,  в  частности)

сами по себе мало что значат,  если  они  не  воплощают  в  себе  притязания

составляющих данный агрегат  единиц.  Эта  характерная  особенность  позиции

английского мыслителя дает основание для отнесения ее к  разряду  либеральных

социально-политических установок.

Объясняя свой подход к  рассмотрению структуры и деятельности социально-

политических агрегатов. Спенсер говорил,  что  между  политическим  телом  и

живым телом не  существует  никаких  других  аналогий,  кроме  тех,  которые

являются  необходимым  следствием  взаимной   зависимости   между   частями,

обнаруживаемой одинаково  в том и другом. К сказанному следует добавить,  что

в те  времена  в  европейском  политическом  словаре  не  было  еще  термина

«политическое учреждение»  и  этот  структурный  элемент  политической  жизни

именовался политическим телом (отсюда же ведет свое  происхождение  и  слово

«корпорация», употреблявшееся  вначале для  обозначения  некоторых  сословий,

например горожан, купцов и др.).  О достоинствах  метода  аналогий  и его

оправданности  сам  исследователь   заметил,   что   «аппараты   и   функции

человеческого тела доставляют нам наиболее  знакомые  иллюстрации  аппаратов

вообще». [9]

Обращаясь  к   истории   возникновения   государства   и   политических

институтов,   Спенсер    утверждал,    что    первоначальная    политическая

дифференциация  возникает  из  семейной  дифференциации,  —  когда   мужчины

становятся  властвующим  классом  по  отношению  к  женщинам.   Одновременно

происходит дифференциация и в  классе  мужчин  (домашнее  рабство),  которая

приводит к политической дифференциации по мере возрастания  числа  обращенных

в рабством зависимых лиц  в результате военных захватов и  увода  в  плев.  С

образованием   класса   рабов-военнопленных   я   начинается   «политическое

разделение  (дифференциация)  между  правящими  структурами  и   структурами

подвластными,  которое  продолжает  идти  через  все  более  высокие   формы

социальной эволюции».

Военизированное общество достигает  «полного  кооперативного  действия»

(работа всей невоюющей  части населения на  нужды  воюющей,  сплочение всего

агрегата с подчинением  ему жизни, свободы и собственности  составляющих  его

единиц). Это единение и  сплочение невозможны без посредничества власти,  без

особой,     иерархизированной     системы     централизации      управления,

распространяемой   на   все   сферы   общественной   деятельности.    Статус

иерархизированной  подчиненности — самая примечательная  черта   военного

правления: начиная  от  деспота  и  кончая  рабом,  все  являются  господами

стоящих ниже и подчиненными тех, кто стоит выше в данной иерархии. При  этом

регламентация поведения  в таком обществе и  при  таком  правлении  носит  не

только  запрещающий  характер,  но  также  и  поощряющий.  Она   не   только

сдерживает,  но  и  поощряет,  не  только  запрещает,  но   и   предписывает

определенное поведение.

Другим, противоположным  строем организации и управления Спенсер считает

промышленный (индустриальный) тип организации общества. Для  него  характерны

добровольная, а не принудительная кооперация, свобода  ремесел  и  торговли,

неприкосновенность частной  собственности и личной свободы,  представительный

характер  политических  институтов,  децентрализация  власти  и  обеспечение

способов  согласований  и  удовлетворения  различных  социальных  интересов.

Всему   задает   тон   промышленная   конкуренция   («мирная    борьба    за

существование»), происходящая в обстановке упразднения сословных барьеров,

отказа от принципа наследования при  замещении  государственных  должностей.

Для   правосознания   и    нравов    промышленного    общества    характерна

распространенность чувства  личной свободы и  инициативы,  уважение  к  праву

собственности  и  личной  свободе   других,   меньшая   мера   подчиненности

авторитету  властей,  в  том  числе  религиозным  авторитетам,  исчезновение

раболепия, слепого патриотизма  и шовинизма и т. д.

В движении от военного к  промышленному  типу  общества  Спенсер  видел

закономерность общей  социально-политической эволюции, что  отчасти  совпадало

по времени с процессом  исторического движения от  сильно  иерархизированного

и военно-сплоченного феодального  строя к обществу, основанному  на  товарном

обмене,  разделении  труда и высоко  ценимых личных  Правах  и   свободах

индивидов. Впоследствии, уже  в XX столетии, эти построения и  характеристики

Спенсера  были  позаимствованы  и  вмонтированы   в   социальные   концепции

«индустриального общества» (Р. Арон и др.). Сам Спенсер  усматривал  контуры

концепции «промышленного государства» в  политической  философии  О.  Конта.

Однако эта концепция  оказалась у Конта  не  вполне  завершенной  и  в  целом

неадекватной в силу того обстоятельства, что он был сильно «опутан идеями  и

чувствами,  свойственными  французской  форме  общества,   что   его   схема

организации  промышленного  государства  предписывает   его   устройство   с

деталями,  характеризующими  военный  тип,  и   крайне   не   согласными   с

промышленным типом».

В  последнем,  третьем  томе  «Принципов  социологии»  (1898)   Спенсер

предложил  своеобразный  социологический  прогноз   относительно   возможных

результатов   социалистических   преобразований    современного    общества.

Признавая   тяготы   и   ущербность   общественного   бытия    в    условиях

капиталистической  конкуренции  и  отдавая  должное  привлекательности  идеи

всеобщего братства, Спенсер  в то же время  полагал,  что  социализм  создает

еще  больше  трудностей,  чем  в  состоянии  разрешить.  Подчинение   личных

интересов  общественным  и   общественная   организация   труда   потребуют,

утверждал  он,  расширения  принудительной  активности  государства,   роста

бюрократии   и   ее   обширных   властных   полномочий.   Бюрократия   затем

консолидируется, закрепит свою власть и превратится  в  новую  аристократию,

которую и вынуждены, будут содержать трудящиеся массы. Вместо отрицания или

отмирания государства произойдет сплочение  правящей  иерархии,  живущей  за

счет  эксплуатации  трудящихся.  Классы  не  исчезнут,  а  лишь   обновятся.

Социализм, если он появится, станет только  государственным  бюрократическим

социализмом и никаким  другим. [9]

В   социально-политической   историографии    Спенсер    причислен    к

основоположникам и предтечам  теории  единого  индустриального  общества,  а

также к течению  социал-дарвинизма  в  социальной  философии  XIX—XX  вв.  В

области методологии его  идеи унаследовали  школы  структурно-функционального

анализа (Т. Парсонс) и культур антропологии.

 

 

1.5. Психологическая теория  государства и права Л. И.  Петражицкого

 

 

В начале века крупным научным  событием  не  только  в  русской,  но  и

европейской литературе стало  опубликование «Теории  права  и  государства  в

связи с теорией нравственности»  Льва Иосифовича Петражицкого (1867—1931).  В

гносеологическом  и   методологическом   отношении   он   следовал   началам

позитивной философии,  но  при  этом  проявил  большую  самостоятельность  и

оригинальность  в  освещении  правовых  явлений  и  самой   природы   права.

 

Право  определяется  и  исследуется  Петражицким  как   явление   нашей

индивидуальной психики. Социальный  момент,  в  праве  не  игнорируется,  но

воспринимается  под   углом   зрения   психологически-правовых   переживаний

постольку, поскольку социальный  элемент  в  этих  переживаниях  отражается.

Петражицкий признает различия между правом  и нравственностью,  но  главное

различие между ними  он  видит  и  воспринимает  как  различие  между  чисто

императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих  им  норм)

и  императивно-атрибутивным  характером  права.  «Императивность»  в  данном

случае  предстает   в   толковании   Петражицкого   индивидуально-личностным

сознанием  долга,  обязанности,  в  то  время  как  «атрибутивность»  —  это

сознание   «своего   права»,   выступающее   вовне   как   притязание.   Для

нравственности  важен  императив  и  момент  добровольности   в   исполнении

обязанностей,  тогда  как  для  права  основное  сосредоточено   в   моменте

атрибутивности, т. е. в непременном  исполнении обязанности и в  связанном  с

этим  удовлетворением.  Если  в  нравственном  общении  психика   участников

довольно  мирно  реагирует  на  неисполнение  обязанностей,  то  в  правовом

общении  неисполнение  обязанностей  (в  том  числе   правовых   требований,

подтвержденных  судебным  решением)  вызывает   гнев,   влечет   оправданные

требования принудительного  исполнения.

Решающее значение атрибутивных элементов в праве и  правовом общении  в

несколько тяжеловесной, но  логически  согласованной  форме  получило  такое

обоснование: «Сообразно  атрибутивной  природе  правовых  эмоций  импульс  в

пользу исполнения правового  долга имеет характер  давления  в  пользу  того,

чтобы  другой  стороне,  управомоченному,  было  доставлено  то,   что   ему

причитается; что же касается поведения обязанного, то оно имеет  значение  не

само по себе, а  как  способ  и  средство  достижения  этого  результата  на

стороне управомоченного».

Одним из важных выводов теории стало  положение  о  том,  что  с  точки

зрения социальных целеполаганий и достижения твердого порядка роль  права в

общественной  жизни  важнее   роли   нравственности,   поскольку   пассивная

этическая мотивация в  этом плане явно уступает активной этической  мотивации

(сознанию правомочности); в этом отношении «та и другая  ветвь  человеческой

этики» исполняют  не  просто  различные  функции,  они  различны  и  а  силе

мотивации во влиянии на поведение. Правовой психике, сообразно  ее  природе,

свойственно  двустороннее  мотивационное  действие  —  «наряду  с  пассивною

этическою  мотивациею  (сознание  долга)  имеет  место  активная   (сознание

управомоченности),  так что получается   соответственно   координированное

индивидуальное   и   массовое   поведение.   При   этом    пассивно-правовая

мотивация...  оказывает  более   решительное   и   неуклонное   влияние   на

поведение».

На  стороне  правового  актива  («особенное  и  заслуживающее   похвалы

поведение») имеется  не  только  поощрительно  санкционирующая  мотивация  в

пользу   осуществления    права,    но    также    стремление    «добиваться

Информация о работе Теория государства 19 века