Теория государства 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, реферат

Описание

Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и
черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХIХ ВЕКА 4
1.1. Правовое государство 4
1.2. Политико-правовое учение марксизма 10
1.3. Социологическая теория государства. Л. Гумплович 19
1.4. Государствоведческие идеи Г. Спенсера 21
1.5. Психологическая теория государства и права Л. И. Петражицкого 25
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХХ ВЕКА 28
2.1. Фашистские идеи государства 28
2.2. Теории элит 33
ВЫВОДЫ 35
СНОСКИ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

КИЕВ 2002.docx

— 121.78 Кб (Скачать документ)

причитающегося». Последнее  осуществляется вне зависимости  от  усмотрения  и

воли  обязанных   —   оно   сопровождается   требованием,   домогательством,

тенденцией заставлять обязанных  подчиняться с помощью разных средств, в  том

числе насильственных, и, кроме того — «тенденцией злостных,  мстительных и

вообще репрессивных  реакций  по  адресу  нарушителей».  Все  это  оказывает

добавочное  мотивационное  давление.  «Вообще,  указанные   две   тенденции,

влияющие на  поведение  обеих  сторон  в  пользу  неуклонного  осуществления

требований права, придают  упомянутой выше социальной  координации  поведения

особенно крепкий, правильный и прочный характер».

В итоге действия указанных  законов-тенденций  правовой  психики  и  ее

развития получается прочная  скоординированная  система  вызываемого  правом

социального поведения, прочный  и  точно  определенный  порядок.  Недаром  в

психике публики и юристов  имеется прочная ассоциация двух идей —  «права»  и

«порядка», так что вместо слова «право»  весьма  часто  применяют  выражение

«правопорядок».  Для  такой  ассоциации   существует   и   «научно-причинное

объяснение».

В своем воздействии на социальное поведение  особо  заметными  делаются

такие   специальные   функции    права,    которые    Петражицкий    именует

«распределительною» и «организационною». Так,  в  частности,  дистрибутивная

(распределительная)  функция   в   области   народного   (и   международного)

хозяйства может  отличаться  от  функции  распределения  частей  плодородной

почвы,  средств  и  орудий  производства,  предметов   потребления,   вообще

хозяйственных благ между  индивидами  и  группами.  Основной  тип  и  главный

базис распределения хозяйственных  благ, а вместе  с  тем  и  основной  базис

экономической и социальной жизни вообще представляет  явление  собственности

(в частно-хозяйственном укладе, в условиях «капиталистического»  социального

строя — индивидуальной собственности, в условиях  первобытного  или  другого

коллективистского строя  — коллективной).

К числу  несомненных  заслуг  создателя  психологической  теории  права

относят обычно  решительное  и  безусловное  освобождение  теории  права  от

узкого  юридического  догматизма.  В   этом   вопросе   Петражицкий   создал

своеобразное   учение   о   многообразии   нормативных   фактов   и    видов

положительного права. Отказавшись  от  сложившихся  вариантов  догматического

истолкования источников права и стремясь охватить  все  известные  факты  из

истории права и современного его состояния, Петражицкий  насчитал  целых 15

видов положительного права, неизвестных, по его  оценке,  современной  науке

или же не признаваемых ею.

Петражицкому  принадлежит весьма  точная  и по-своему  конструктивная

критика юридической ментальности, в которой «власть»  и  «господство»  имеют

характер не научно содержательных  и  фиксированных  смысловых  терминов,  а

скорее характер слов для  всевозможного и необременительного  употребления  в

различных областях правосознания без ясно определенного смысла. Он  писал в

своей «Теории права и  государства» (1907):  «Современное  государствоведение

... не знает, в какой  сфере находятся и какую  природу имеют те  реальные

феномены, которые соответствуют  его  теоретическим  построениям,  и  как  с

помощью  научных  методов  можно  достигнуть  их   реального,   фактического

(наблюдательного, опытного) познания;  и,  таким  образом,  вместо  изучения

фактов, получается фантастическое  конструирование  несуществующих  вещей  и

незнание действительно  существующего».

Сегодня  теория  Петражицкого  воспринимается  как предпосылка   таких

новейших течений, как  правовой реализм, а также соответствующие  ответвления

бихевиоризма и феноменологии.

Подобно  Петражицкому,  реалисты  разделяли   позитивистскую   веру   в

применение научной методики и в этом смысле  переориентировали  практическое

изучение права на  более  современный  лад,  снабдив  исследователей  новыми

свидетельствами несовершенств  или  недостаточности  формально-догматического

анализа там, где речь идет об оценке реального действия правовых  требований

и предписаний или об эффективности  и  ценности  права  в  реальной  судебной

практике и в обиходном  правовом общении.

 

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА ХХ ВЕКА

 

 

 

1.6. Фашистские идеи государства

 

 

В начале 20-х гг. текущего столетия в Германии, потерпевшей  поражение в

Первой мировой войне, обремененной  множеством  экономических  и социальных

трудностей, политических и  идеологических  конфликтов,  возникло  национал-

социалистическое  движение.  Оно  явилось   своеобразным   выражением   того

глубокого  общественного  кризиса,  который  охватил  в  ту  пору  одну   из

крупнейших стран  Европы.  Национал-социалистическое  движение  выступило  с

собственной программой преодоления  трудного кризиса и развернуло  борьбу  за

переустройство Германии на принципах национал-социализма.

С 1933  по  1945  г.  немецкие  национал-социалисты  стояли  у  власти,

непосредственно  внедряя  в  государственно-правовую  практику,  в  науку  о

государстве и праве исповедуемые ими принципы Последние появились,  конечно,

не на пустом  месте.  Для  них  сложились  известные  социально-исторические

предпосылки, уже имелся определенный идейный фундамент.

Неодинаковыми  виделись  экономическая  стабильность,  авторитетное   и

твердое политическое руководство,  гарантии  от  общественных  потрясений  в

разных  группах  германского общества.  Однако  у   многих   стремление   к

спокойствию, устойчивости и  порядку трансформировалось в требование  создать

«сильное государство», избавленное  от таких  «пороков»,  как  «демократизм»,

«парламентаризм», «плюрализм»  и т. п.

«Мыслительный    материал»,    пошедший    на    постройку    национал-

социалистической (немецко-фашистской) идеологии, вобрал в себя самые  худшие

(с точки зрения общечеловеческих  ценностей)  продукты  в  истории   немецкой

(впрочем, не одной только  немецкой) духовной культуры. Никакие   средства  не

были низкими, никакие  приемы не были предосудительными для  тех, кто  добывал

и  компоновал  такой  материал.  Опираясь   на   него,   национал-социалисты

развивали свои представления  о политике, господстве, государстве  и т. д.

Идейное ядро  этих  национал-социалистических  представлений  —  проект

тоталитарной  политической  власти.  Основное  его   содержание   составляют

следующие   утверждения.   Тоталитарная   политическая   власть   есть    то

единственное организационное  устройство, которое одно интегрирует  всю  нацию

в сплоченную целостность, наводит  в ней порядок и полно представляет все  ее

интересы. Данная власть есть институциональная система, которая  берет  под

свой  абсолютной  и  непререкаемый  идеологический,   политический   (а   по

возможности и экономический) контроль  как  все  общество  в  целом,  так  и

важнейшие сферы его жизнедеятельности.

В  системе  тоталитарной  политической  власти  государству  отводилось

отнюдь не центральное, а  куда более скромное место. По  убеждению  национал-

социалистов государство  должно быть лишь одним из  элементов  (но  вовсе  не

главным) германской политической общности. Она имеет тройственное  членение.

Ее  образуют:  1)  «движение»  (т.  е.  национал-социалистическая   немецкая

рабочая партия); 2) «государство» (собственно государственный  аппарат);  3)

«народ»  (т.  е-  немцы,   сорганизованные   в   различные   непартийные   и

негосударственные объединения). [28]

В структуре германской политической общности безоговорочно приоритетной

ее  частью  идеологами  фашизма   признавалась   их   партия   —   Национал-

социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая  аббревиатура  —  НСДАП).

Они считали ее объединением, собравшим под свои знамена элиту, лучших  людей

нации, которые в силу свойственных  им  качеств  одни  имеют  исключительное

право руководить  страной.  Подобными  качествами  не  обязательно  являются

родовитость  или  знатность,  богатство  или  образованность.  К   избранным

принадлежат те, кто обладает энергией, способностью лучше  других  понять  и

воплотить требования «национального  духа»,  кто  готов  идти  на  все  ради

достижения такой цели.

Какие   политико-идеологические   установки    определяли    конкретные

особенности  положения  национал-социалистической  немецкой  партии   внутри

германской политической общности?  Во-первых,  ориентация  на  устранение  с

социальной арены всех политических партий и общественных группировок,  кроме

самой фашистской партии и  подчиненных ей организаций,  т.  е.  установка  на

утверждение в Германии фашистской однопартийной  политической  системы.  Во-

вторых, курс на превращение  фашистской  партии  в  монопольного  обладателя

публично-властных  прерогатив  и  в  институт,  осуществляющий   монопольное

идеологическое господство. В-третьих, линия на  установление  безраздельного

контроля фашистской  партии  над  государством  и  лишение  последнего  роли

самостоятельного политического  фактора. [28]

Диктат нацистской партии над  государством  предлагалось  обеспечить  с

помощью ряда средств. В особенности  упор делался на  «унификацию»  партии  и

государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с  государством  и

на осуществление этой партией полновластного руководства  им.  Конкретно  под

«унификацией»  понималось  проведение  комплекса  определенных  практических

мер. Укажем некоторые  из  них.  Назначение  на  все  мало-мальски  заметные

государственные    посты    исключительно    членов    нацистской    партии.

Принадлежность  к  ней  —  первая  и  важнейшая   привилегия   при   занятии

государственной  должности.  Сосредоточение  на  самом  верху   политической

пирамиды государственной  и центральной партийной власти в  одних  и  тех  же

руках. Узаконение самим государством повсеместного партийного  контроля  над

всеми  государственными  органами,  их  кадрами  и  деятельностью.  Передача

государственных функций  органам  нацистской  партии.  Слияние  родственных,

«однопрофильных»  государственных  и  партийных  формирований.  Установление

государственной   платы    (подобно    жалованью    чиновникам)    партийным

функционерам,  которые  занимаются  собственно   партийно-организованной   и

агитационно-разъяснительной  работой.

Одновременно подчеркивалась также потребность и в  сохранении  немалого

числа  внешних,  сугубо   институциональных   различий   между   партией   и

государством. Мнение об удержании  названных  различий  базировалось  на  той

посылке, что организационное, формальное несовпадение партии  и  государства

соответствует глубокой исторической  традиции  (отход  от  которой  принесет

больше издержек, чем дивидендов) и  является  по  прагматически-политическим

мотивам целесообразным.

Фашистско-партийному государству, по мысли его конструкторов, подлежало

Информация о работе Теория государства 19 века