Теория государства 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:41, реферат

Описание

Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и
черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХIХ ВЕКА 4
1.1. Правовое государство 4
1.2. Политико-правовое учение марксизма 10
1.3. Социологическая теория государства. Л. Гумплович 19
1.4. Государствоведческие идеи Г. Спенсера 21
1.5. Психологическая теория государства и права Л. И. Петражицкого 25
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХХ ВЕКА 28
2.1. Фашистские идеи государства 28
2.2. Теории элит 33
ВЫВОДЫ 35
СНОСКИ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

КИЕВ 2002.docx

— 121.78 Кб (Скачать документ)

стать (и  оно  стало!)  полной  противоположностью  демократически-правового

государства, которое они  отвергали как противное  природе  германской  нации

установление. Что не устраивало их в этом  типе  государства?  Отсутствие  в

нем   режима   личного   господства   и   носителя    принципов    подлинной

государственности.  Вызывали  неприязнь  нормальное  состояние  общества   в

качестве предпосылки правового государства и легальность,  якобы заменившая

собой справедливость. Отталкивали  парламентаризм и  многопартийная  система,

плюрализм политических сил  и  их  влияние  на  государство,  равенство  всех

перед законом и судом. [28]

Идеалом же рисовалось государство, в котором покончено  с  демократией,

преодолены  индивидуализм  и  раздробленность  буржуазного  общества.  Такое

государство должно было сложиться  на расовой основе и  структурироваться  по

сословиям, сотрудничающим во имя высших интересов нации.  В  нем  нет  места

гражданам, там все  —  подданные,  которые  обязаны  служить  государству  и

исполнять его приказы. В  этом  государстве  торжествует  постулат:  решения

(веления) сверху вниз, ответственность снизу вверх.

Руководство таким государством должно  было  осуществляться  (либо  уже

осуществлялось)  исключительно  вождем  (фюрером)  —  Гитлером.  Постулат  о

необходимости  именно   такого   политического   руководства   государством,

движением, народом, или «фюрер-принцип»,  также  входит  в  ядро  фашистской

идеологии.

На вершине всей иерархической  пирамиды  стоит  одна  фигура  —  фюрер,

вождь. По фашистским понятиям, фюрер  уникален,  он  лучший  из  лучших:  он

самый одаренный и доблестный из всех своих современников. В нем  воплощаются

судьбы  народа.  В  его  руках  сходятся  нити  организации   иерархического

государства и единства жизни  нации. Фюрер  неприкасаем,  стоит  выше  всякой

критики. То,  что  он  говорит,  —  всегда  истинно,  ему  неведомы  ошибки,

заблуждения, и он  всегда  неизменно  прав.  Вождь  фактически  обожествлен.

«Фюрер-принцип» выступает  синонимом безудержного культа вождя.

Фюрер персонифицирует волю народа,  точно  выражает  его  расовый  дух.

Поэтому  авторитет  его  непререкаем,  власть  безгранична.  Она  носит   по

преимуществу (в плане  обоснования) мистический и личностный характер.  Вождь

— харизматический лидер.  Беспрекословное  выполнение  приказов  фюрера  или

приказов  подчиненной  ему   касты   фюреров   меньшего   калибра   и   есть

осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть  не  может)

каких-либо  посредников.  Вождь  и  народ  едины.  Никакие представительные

учреждения не в состоянии  выражать общенародные интересы.  На  это  способен

только фюрер. Посему никто  не должен хоть в  малейшей  степени  ограничивать

его власть, его служение идее народа.

Субстратом государственности  выступает  "народ",  «народная  общность».

Нацисты уверяли, будто  «народ»  для  них  —  основополагающая  ценность.  В

государстве  он,  будучи  первичным,  изначальным   образованием,   обретает

официальную  организационную  форму  своего  бытия.  Категория  «народ»   (и

различными производными от  этой  категории  словосочетаниями)  перенасыщены

тексты нацистских идеологов. В повышенном внимании к  такому  феномену,  как

народ,  нет  ничего  предосудительного,  порочного.   Но   сугубо   ущербна,

демагогически лжива его  национал-социалистическая трактовка.

Зиждется она на нескольких посылках. Во-первых, на  махрово  расистском

убеждении, что немецкий народ есть  общность  людей,  объединенных  главным

образом одной кровью.  Постоянство,  неизменность  этой  крови  обеспечивает

континуитет и вечность немецкого  народа.  Сохранение  биологической  чистоты

крови ("арийской», «нордической»  и т. п.) составляет едва  ли  не  наивысшую

национальную  цель.  Во-вторых,  на  признании  «закона  целого»,   согласно

которому «народная общность» как органическое целое не  просто  большая по

своим внешним размерам величина»  но и величина бесконечно более важная,  чем

сами по себе составляющие  ее  члены;  они  значимы  лишь  как  неотъемлемые

частички  этого   громадного   целого.   В-третьих,   на   представлении   о

монолитности немецкого  народа, притом не  только  рассово-биологической,  но

также политической, правовой, мировоззренческой.

Наряду с «фюрер принципом» категория «народ»,  подвергнутая  нацистской

обработке,   предназначалась   для    искоренения    теории    и    практики

демократического  правового  государства.  С   ее   помощью   старались,   в

частности, опрокинуть один  из  устоев  либерализма:  взгляд  на  свободного

независимого  индивида   как   на   ценность   приоритетную   в   нормальном

государственно-организованном обществе.  Нацистское  кредо было  радикально

иным, прямо противоположным: «Ты— ничто, твой народ— все!"

Народ  становился  неким  боготворимым  сверх-Я,  инстанцией,   которая

определяет  человеческое  существование  вообще,  детерминирует  все  деяния

людей.  Дабы  покончить  со  свободной  автономной   личностью,   растворить

гражданина   в   безликой   унифицированной   массе   «народной   общности»,

пропагандировалось то мнение, что  отдельно  взятый  человек  принадлежит  в

первую очередь не самому себе, а своему народу,  ибо  от  него  он  получает

жизнь и место в социальной жизни.  Распространяя  столь  превратное  мнение,

нацистская  пропаганда  создавала  миф  об  устранении  в  «третьем   рейхе»

дифференциации «народной  общности» на гражданское  общество  и  государство,

об отсутствии при  нацистском  строе  противостояния  личности  государству.

[28]

Индивид,  заключенный  в  железные  тиски  «народной  общности»,  лишен

пространства  своей  автономной   жизнедеятельности,   гарантированного   от

произвольного вторжения  партии и государства.  Такое  пространство  исчезло,

как исчез и  свободный  гражданин.  Его  заменил  преданный  член  «народной

общности», совершенно всем ей  обязанный  и  полностью  ей  подчиненный.  Он

существует ради нее. Его  ничуть не заботит защита и  реализация  собственных

прав и свобод. Он  озадачен  лишь  тем,  чтобы  содействовать  сохранению  и

преуспеванию народа как  целостности. Согласно  нацистскому  канону  истинный

немец,  «народный  товарищ»,  повязан  непреходящей  ответственностью  перед

германской нацией.

Национал-социализм  в  Германии  (немецкий  фашизм)  был  и,   пожалуй,

остается наиболее агрессивной  формой  национал-социалистической  идеологии.

Но она, как показывает исторический опыт, может существовать и  утверждаться

также  в  других  ипостасях,  может  мимикрировать,  завлекать людей иными

лозунгами  и  обещаниями.  Однако  во  всех  случаях  ее  распространение  и

упрочение смертельно опасно для цивилизации.  Необходимо  ясно  представлять

себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных  окрасок,  чтобы

противостоять ему и одерживать над ним верх.

 

 

1.7. Теории элит

 

 

Во второй половине  XIX  в.  в  связи  с  дальнейшей  централизацией  и

бюрократизацией политической жизни наступил  период  критической  переоценки

опыта представительного  правления  и  либерально-демократических  ценностей.

Это нашло свое отражение  в теории элит  Вильфредо  Парето  (1848—1923)  и в

концепции политического  класса Гаэтано Моска (1858—1941).  В начале  XX  в.

элитарный подход к изучению политики  был  дополнен  изучением  влияния  так

называемых  заинтересованных  групп  (А.  Бентли)  и   новым   взглядом   на

упорядочивающую, роль бюрократии в деле осуществления власти  в  обществе  и

государстве (М. Вебер). Особую  разновидность социально-группового  анализа

политики составили концепции  технократии  и  технодемократии  (Д.  Белл,  М.

Дюверже и др.)

Первым наброском теории политического класса стала  работа  26-летнего

итальянского  правоведа  Г.  Моски   "Теория   правления   и   парламентское

правление» (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был

представлен  затем  в  его  работе  «Основы  политической   науки»   (2тома,

1886,1923). Теория элиты была  впервые обстоятельно изложена  В. Парето в  его

«Трактате общей социологии"  (1916),  в котором социологическая тематика

сочеталась с исторической, политико-идеологической и  социально-философской.

Парето был по образованию  инженером, но впоследствии глубоко  и  основательно

заинтересовался политэкономией и социологией.

Оба итальянских мыслителя  исходили из весьма близкой идеи о  наличии  в

сфере   управляющей   деятельности   каждого   общества   двух   значительно

обособленных групп  —  правящих  и  управляемых.  Самое  большое  новшество,

предложенное ими при  обсуждении этого вопроса, состояло в  утверждении,  что

в обществе всегда  правит  «ничтожное  меньшинство»  в  виде  «политического

класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето). [9]

Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших

известного уровня развития и  культуры,  политическое  руководство  в  самом

широком смысле слова, включающее административное,  военное,  религиозное и

моральное   руководство,   осуществляется   постоянно    особым,    т,    е.

организованным, меньшинством». Это меньшинство Моска, по всей  видимости  не

без влияния  Маркса,  именовал  также  господствующим  классом,  руководящим

классом, правящим классом.

Парето  в  своем  обосновании  концепции  правящей  элиты  исходил   из

предположения, что каждое общество можно разделить на две  страты, или  слоя,

— высшую страту, в которой  обычно находятся правящие, и низшую  страту,  где

находятся   управляемые.   Он   усложняет   привычную   дихотомию    классов

(господствующий  и   подчиненный)  и  выделяет  в   высшем  слое  (элите)  две

подгруппы  —  правящую  и  не  правящую  элиты,  а  в  низшей  страте  такое

разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное  различие  у

Парето выглядит как различие между элитой и массой.

Элита в широком  смысле  весьма  сходна  по  значению  с  аристократией

(власть лучших) или,  в более современной формулировке,  с меритократией

(власть достойных). Такое   понимание  исходит  из  того  представления,  что

узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в  каждой  обособленной

общественной деятельности или в иерархии  профессионального  престижа.  Если

мы станем присваивать  тому, кто превосходнейшим образом  делает  свое  дело,

индекс 10, а самому нерадивому 1 и поставим  ноль  полному  не  умельцу,  то

подобное разделение получит  свою логику и оправдание. Область  индексируемой

деятельности может быть связана не  только  с политикой или бизнесом,  но

также с просвещением, поэтическим  ремеслом и т. д. Ловкому  жулику,  который

обманул многих и еще не попал под  карающий  меч  правосудия,  тоже  следует

поставить индекс 8, 9 или  10.  Легче  всего  ставить  индексы  шахматистам,

основываясь на количестве побед  и поражений. Однако  в  делах  управления  к

Информация о работе Теория государства 19 века