Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа
В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.
Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.
Таким образом, проблема
В
свете изложенного можно
Во-вторых, произойдут изменения в субъектной стороне законности. Все субъекты общественных отношений, без исключения (государство, его органы, общественные объединения, должностные лица, а также трудовые коллективы), станут носителями обязанности строго соблюдать правовые предписания, и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность этих прав и обязанностей будет постоянно повышаться до практически абсолютной.
В-третьих,
будет совершенствоваться нормативная
сторона законности. С одной стороны,
содержание законодательства в большей
степени будет соответствовать реальным
условиям и прогрессивным тенденциям
развития общества (изменение методов
руководства экономикой, демократизация
социальной жизни и пр.). С другой стороны,
будет улучшаться сам нормотворческий
процесс, что связано, с его демократизацией,
участием в нем широких кругов общественности,
с расширением его научной базы. И наконец,
коренным образом должна измениться структура
законодательства. Основным источником
права на деле должен стать закон. При
этом новые законы должны стать законами
прямого действия, что сделает ненужным
издание дополняющих и конкретизирующих
инструкций и позволит на деле реализовать
принцип верховенства закона [47].
[42] Самощенко И. С. Охрана режима законности Советским государством, с. 64
[43] Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., Госюриздат, 1962, с. 83
[44] Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973, - с. 197.
[45] Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010. - с.28
[46] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-267 с.
[47] Общая
теория права и государства: Учебник /
Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
Заключение.
В ходе выполнения данной работы были рассмотрена и исследована тема “Законности и правопорядка”, а также их соотношение и взаимосвязь этих понятий. В ходе изучения материала были использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов по этим вопросам часто не совпадают. В формате данной работы, раскрыты проблемы связанные с определением понятий законности и правопорядка.
Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно соприкасаются с понятиями законности и правопорядка.
И «законность» и «правопорядок» выступают в нашей стране лишь как теоретические понятия. И это несмотря на то, что они упоминаются в каждом десятом нормативном акте Российской Федерации. Это говорит о том, что данная проблема недостаточно изучена, а значит можно порекомендовать уделять данной теме больше внимания.
Рассмотренные правовые категории имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Они формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определённость. Всё это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.
Право, законы – юридическая основа правопорядка; законность – средства его установления; правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.
Учитывая постоянные перепады настроения в государственной и общественной жизнедеятельности в условиях существующего в нашей стране демократического режима, подлинная демократия невозможна без законности, дисциплины и правопорядка, без которых она превращается в хаос, различные злоупотребления.
В
свою очередь законность, дисциплина
и правопорядок не будут социально-ценными
(т.е. не будут приносить людям
пользу) без демократических
Укреплению законности, дисциплины и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; В свою очередь, законность, дисциплина и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
В
заключение, хочется еще раз обратить
внимание, что для того чтобы в нашем
обществе нормально существовали законность
и правопорядок нужно в деятельности государства
осуществлять принцип разделения властей,
в общественной жизни реально воплощалась
справедливость, гуманизм, равенство всех
перед законом, чтобы интересы субъектов
права находились под надежной охраной
государства. И может быть самое главное,
чтобы государство отвечало перед своими
гражданами за нарушение их законных интересов,
а граждане, в свою очередь, несли бы ответственность
перед государством за совершенные правонарушения.
Все эти факторы и образуют правовую основу
реальной демократии, концентрируют в
себе все положительные свойства правового
регулирования общественных отношений,
которые так необходимы нашему обществу
сегодня!
Список используемой литературы: