Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа
В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.
Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.
7) Гарантированность. Главным звеном правопорядка выступают интересы людей, человека. Гражданин наделен правами и свободами, на него возложены обязанности и ответственность. Интересы имеются у всех участников. Для их удовлетворения субъекты вступают в отношения и находятся в определенных связях. Для их реализации важны не призывы и декларации, а реальные средства обеспечения. Поэтому гарантированность правовых провозглашений выступает неотъемлемым свойством правопорядка и его важнейшим принципом. Гарантируются права быть участником правопорядка и реальность правового состояния, предоставленные права, свободы и законные интересы и возможности, обязанности, ответственность; достижение правомерными средствами законного результата. Когда правовые установки и провозглашения превращаются в мифы, правопорядок разрушается и превращается в правовую оболочку произвола.
8) Простота, оптимальность и универсальность. Чем совершеннее общество и выше уровень его развития, чем сложнее социальные связи, тем проще и универсальнее должна быть организована общественная жизнь. Не примитивизм, свойственный начальным этапам развития человеческого общества, а простота, всеобщая универсальность отношений и порядка, гармония и слаженность, четкость и доступность, оптимальная целесообразность вот требования, которые раскрывают содержание данного принципа. На этой основе формируется гармония отношения: личность государство - общество.
Правопорядок
не терпит перенасыщенности связями, ибо
это препятствует его нормальному
функционированию и развитию. Оптимальность
и рациональность связей, их простота
и контролируемость, отсутствие ненужных
и дублирующих компонентов, лишних
звеньев - необходимое условие развития
правопорядка. Принцип подконтрольности.
Для нормального
Выявление
основных признаков правопорядка вскрыть
и устранить ошибки, совершенствовать
средства установления и функционирования
правопорядка, давать четкую целенаправленную
ориентацию в деятельности каждого звена.
Без контроля не будет надлежащего качества
во всех звеньях.
[35] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. –с. 298.
[36] Конституция Российской
Федерации с комментариями для изучения
и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.-
2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010. - с.28
Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии со особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок
есть реализованная система права.
Он включает конституционные, административные,
финансовые, земельные, семейные и другие
виды общественных отношений, урегулированные
с нормами соответствующих
Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.
В структуре правопорядка выделяют следующие элементы:
Правопорядок,
как юридическая цель и направление
движения общества и государства
имеет сложившуюся систему
При
рассмотрении функций правопорядка
как целостного образования выделяются
связи, в которых проявляется
его отношение с окружающей действительностью.
Выясняется та функциональная роль, которую
он выполняет в правовой системе
общества, в государственном
Исходя из этого, можно выделить три основные функциональные нагрузки правопорядка:
1.
Функция взаимодействия с
В
окружающей среде особенно сильное
влияние на правопорядок оказывают
экономические, политические, разнообразные
социальные факторы, с которыми он взаимодействует
и к которым должен приспосабливаться
в ответ на их благотворное или
угнетающее влияние. Он испытывает на
себе решающее влияние среды и
в свою очередь активно влияет
на нее. Он не только приспосабливается
к среде, но и выступает правовой
основой демократии, политической,
государственной системы, поддерживая
и защищая их, упорядочивая эти
системы, обеспечивая их нормальное
существование. Он упорядочивает и
стабилизирует важнейшие
Занимая вполне определенное место, в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
2.
Функция обособления
3.
Функция сохранения и
[37] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-267 с.
[38] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. –с. 294.
В предыдущих разделах были рассмотрены основные признаки и уровни правопорядка, его структура и функции. В этом разделе попробуем определить важность и необходимость правопорядка, а также определим направление его дальнейшего развития в демократическом государстве.
Итак, правопорядок суть юридическое оформление одного из важнейших свойств развития материи в ее высшей форме - социальной жизни - упорядоченности. Познание и использование этого свойства, как закономерности социального развития государственно организованного общества, является большой научной и практической проблемой.
Чем выше уровень социального развития, тем острее требования к упорядоченности важнейших сторон жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем решительнее отвергаются такие факторы как: преступность, злоупотребления, попирание прав и свобод личности, произвол и беззаконие.
В обществе для того и возникли правовые средства, чтобы с их помощью урегулировать многие стороны социальной жизни. Упорядочивающая деятельность людей должна совпадать с требованиями объективной упорядоченности реальной жизни. В противном случае наносится серьезный урон людям, обществу, природе, всей окружающей среде. Примеров в жизни данному положению более чем предостаточно.
Упорядочивающей основой жизненных процессов и правопорядка является четкая нормативность. Социальная нормативность обусловливает требования правовой нормативности, без чего невозможен правовой порядок. Юридическая нормативность оформляется правом, она выражается в масштабности, эталонности общеобязательных норм поведения. В правопорядке это выражается в том, что, во-первых, имеет место высокая централизованная подчиненность установленным нормативам по достижению национальных целей и осуществлению интересов людей; во-вторых, широчайшая автономия поведения по реализации установленных образцов и программ. Такие требования нормативности проявляются во всех сторонах правопорядка и предопределяют участников, их отношения и связи, структуру и функции государственного и общественного механизма. Разрозненные акты, поступки, действия миллионов людей, их объединений и организаций необходимо свести в слаженную, четко функционирующую систему, подчиненную единой цели и противостоящую дезорганизации и анархии.
В первую очередь нормативному урегулированию подлежат определяющие взаимоотношения и связи, а именно: общество - государство - личность и поведение каждого элемента. Этим определяется уровень развития правопорядка, который выступает своеобразным мерилом свободы личности и гарантированности правовых провозглашений.
В
этой связи остро стоит вопрос
о совершенствовании и