Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

7) Гарантированность. Главным звеном правопорядка выступают интересы людей, человека. Гражданин наделен правами и свободами, на него возложены обязанности и ответственность. Интересы имеются у всех участников. Для их удовлетворения субъекты вступают в отношения и находятся в определенных связях. Для их реализации важны не призывы и декларации, а реальные средства обеспечения. Поэтому гарантированность правовых провозглашений выступает неотъемлемым свойством правопорядка и его важнейшим принципом. Гарантируются права быть участником правопорядка и реальность правового состояния, предоставленные права, свободы и законные интересы и возможности, обязанности, ответственность; достижение правомерными средствами законного результата. Когда правовые установки и провозглашения превращаются в мифы, правопорядок разрушается и превращается в правовую оболочку произвола.

8) Простота, оптимальность и универсальность. Чем совершеннее общество и выше уровень его развития, чем сложнее социальные связи, тем проще и универсальнее должна быть организована общественная жизнь. Не примитивизм, свойственный начальным этапам развития человеческого общества, а простота, всеобщая универсальность отношений и порядка, гармония и слаженность, четкость и доступность, оптимальная целесообразность вот требования, которые раскрывают содержание данного принципа. На этой основе формируется гармония отношения: личность государство - общество.

    Правопорядок  не терпит перенасыщенности связями, ибо  это препятствует его нормальному  функционированию и развитию. Оптимальность  и рациональность связей, их простота и контролируемость, отсутствие ненужных и дублирующих компонентов, лишних звеньев - необходимое условие развития правопорядка. Принцип подконтрольности. Для нормального функционирования правового порядка необходим  постоянный контроль, который должен быть повсеместным, всеобщим и универсальным. Данный контроль осуществляется обществом (его структурами), государством и  гражданами. Он осуществляется за качеством  законом и правореализационной  практики, за совершенствованием нормативных  образцов правового поведения, за реализованностью прав и свобод субъектами и выполнение ими обязанностей, за правомерностью достигнутого результата.

    Выявление основных признаков правопорядка вскрыть и устранить ошибки, совершенствовать средства установления и функционирования правопорядка, давать четкую целенаправленную ориентацию в деятельности каждого звена. Без контроля не будет надлежащего качества во всех звеньях. 

    [35] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. –с. 298.

    [36] Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010. - с.28 
     

    
    1. Структура и функции правопорядка.

    Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии со особенностями их отраслевого содержания.

    Правопорядок  есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные  с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре  правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

    Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

    В структуре правопорядка выделяют следующие  элементы:

  • Закрепленная нормами права (в законах) правовая организация общества, куда включаются законы и легитимизированные ими государственные органы, государство, а также негосударственные образования и граждане – субъекты права.
  • Правоотношения и связи в обществе, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения. Эти взаимосвязи строятся как по горизонтали, так и по вертикали. Право реализуется на практике не в качестве отдельных юридических норм, а как взаимосвязанная совокупность, упорядоченная система институтов, отраслей, принципов права.
  • Атрибутивные элементы правопорядка проявляются во многом, но прежде всего – в упорядоченности элементов структуры. Упорядочивается и урегулируется всё: участники, их отношения, связи и свойства; методы регулирования отношений и поведения людей; процедуры и процессы возникновения и развития элементов. Иными словами, определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей, чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий [37].

    Правопорядок, как юридическая цель и направление  движения общества и государства  имеет сложившуюся систему функций. Вопрос о функциях есть проявление основных свойств и их значение в способе существования, которые проявляются во внешних и внутренних связях, обеспечивающих устойчивость и взаимодействие с другими образованиями.

    При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется  его отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую  он выполняет в правовой системе  общества, в государственном конституционном  порядке, в режиме демократии. Правовой порядок выступает правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Он выполняет функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно правопорядок рассматривают как основу нормальной жизни общества и функционирования государственной власти. Это одна сторона, другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление - деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.

    Исходя  из этого, можно выделить три основные функциональные нагрузки правопорядка:

    1. Функция взаимодействия с внешней  средой - функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых является правопорядок. Который функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

    В окружающей среде особенно сильное  влияние на правопорядок оказывают  экономические, политические, разнообразные  социальные факторы, с которыми он взаимодействует  и к которым должен приспосабливаться  в ответ на их благотворное или  угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и  в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается  к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая  и защищая их, упорядочивая эти  системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и  стабилизирует важнейшие государственные  связи и отношения.

    Занимая вполне определенное место, в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.

    2. Функция обособления качественной  определенности - функция упрочения  внутренних связей и отношений.  Она направлена вовнутрь и  затрагивает область взаимодействия  целого и его составных частей. Она призвана свести различные  уровни упорядоченности в единое  системное образование. Внутренние  аспекты многообразны, они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации, и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что, в конечном счете обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.

    3. Функция сохранения и совершенствования  правопорядка. Эта деятельность  направлена "на себя" как на  целостное образование, позволяющее  сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы  обеспечивается ее собственными  функциями [38].  

    [37] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-267 с.

    [38] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. –с. 294.

    1. Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.

    В предыдущих разделах были рассмотрены  основные признаки и уровни правопорядка, его структура и функции. В  этом разделе попробуем определить важность и необходимость правопорядка, а также определим направление  его дальнейшего развития в демократическом  государстве.

    Итак, правопорядок суть юридическое оформление одного из важнейших свойств развития материи в ее высшей форме - социальной жизни - упорядоченности. Познание и  использование этого свойства, как  закономерности социального развития государственно организованного общества, является большой научной и практической проблемой.

    Чем выше уровень социального развития, тем острее требования к упорядоченности  важнейших сторон жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем решительнее  отвергаются такие факторы как: преступность, злоупотребления, попирание прав и свобод личности, произвол и беззаконие.

    В обществе для того и возникли правовые средства, чтобы с их помощью урегулировать  многие стороны социальной жизни. Упорядочивающая  деятельность людей должна совпадать  с требованиями объективной упорядоченности  реальной жизни. В противном случае наносится серьезный урон людям, обществу, природе, всей окружающей среде. Примеров в жизни данному положению  более чем предостаточно.

    Упорядочивающей основой жизненных процессов  и правопорядка является четкая нормативность. Социальная нормативность обусловливает  требования правовой нормативности, без чего невозможен правовой порядок. Юридическая нормативность оформляется правом, она выражается в масштабности, эталонности общеобязательных норм поведения. В правопорядке это выражается в том, что, во-первых, имеет место высокая централизованная подчиненность установленным нормативам по достижению национальных целей и осуществлению интересов людей; во-вторых, широчайшая автономия поведения по реализации установленных образцов и программ. Такие требования нормативности проявляются во всех сторонах правопорядка и предопределяют участников, их отношения и связи, структуру и функции государственного и общественного механизма. Разрозненные акты, поступки, действия миллионов людей, их объединений и организаций необходимо свести в слаженную, четко функционирующую систему, подчиненную единой цели и противостоящую дезорганизации и анархии.

    В первую очередь нормативному урегулированию подлежат определяющие взаимоотношения  и связи, а именно: общество - государство - личность и поведение каждого элемента. Этим определяется уровень развития правопорядка, который выступает своеобразным мерилом свободы личности и гарантированности правовых провозглашений.

    В этой связи остро стоит вопрос о совершенствовании и укреплении нормативной основы урегулированности. Для этого необходимо делать все возможные совершенствования и укрепления нормативной базы, т. е. права.

Информация о работе Законность и правопорядок